Значение события Крещения Руси

Событие Крещение Руси, произошедшее более тысячи лет назад, несомненно, имело неоценимое значение для всего нашего народа и предопределило пути духовного развития Отечества на многие века вперед, став точкой отсчета новой эпохи исторического бытия огромной совокупности этносов и народностей, населяющих необъятное пространство от Карпатских гор до Тихого океана и от Черного моря до Белого.

Несмотря на то, что данное историческое явление получило достаточно широкое освещение в исторической науке, как в дореволюционный период, так и во время подготовки к минувшему не так давно юбилейному торжеству 1988 года, все же следует сказать, что на уровне восприятия обществом этот исторический факт все еще не получил достойной оценки.

При этом следует иметь в виду, что формирование отношения гражданина к историческому прошлому своего государства и общества во многом определяется той совокупностью информации, которую он получает сидя за школьной партой и, более того, тем отношением к вехам развития страны, которое демонстрируют авторитетные для школьника лица.

В связи с этим следует откровенно сказать, что тема значения христианства, к которому промыслом Божиим и стараниями великого князя Владимира стал причастен наш народ, требует дальнейшего раскрытия, дабы те, кто сегодня сидят на школьной скамье, а завтра будут определять вектор развития страны и общества хорошо представляли себе истоки российской культуры и государственности.

Поэтому сейчас, я считаю нужным обратить свой мысленный взор к разнообразным благам, как духовного, так и материального порядка, явившихся прямым следствием христианизации Руси.

По мысли выдающегося историка Русской Церкви Антона Владимировича Карташева киевская купель крещения открывала нашим предкам «надежды на получение от Византии всех благ и секретов ее первенствующей во всем мире культуры и прочного вхождения … в круг равноправных членов христианской семьи народов»[1].

Иначе говоря, принятие христианства Киевским князем, а затем и всем подвластным ему населением означало не только приобщение к свету Евангельской истины, что само по себе имеет наивысшую ценность, но и означало открытие широких перспектив для государства и народа в сфере культурного, политического и социального развития.

Замечательный исследователь истории Российского Православия, выдающийся иерарх Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков) еще в XIX веке писал: «Это событие есть, без сомнения, важнейшее из всех, совершавшихся когда-либо на лице земли Русской. Здесь решилась вечная судьба всех будущих сынов России; здесь же, некоторым образом, решилась вся последующая судьба и их временного, земного отечества. С воцарения у нас христианства при великом князе Владимире начался новый период нашего бытия во всех отношениях: новый период и нашего просвещения, и наших обычаев, и нашего законодательства, и нашего гражданского благоустройства, и — что всего драгоценнее и выше в жизни народов — новый период наших религиозных верований, наших святых надежд, нашей нравственности»[2].

Дело, совершенное святым Великим Князем соединило воедино, во Христе разные племена и народности, заложило основание будущего преодоления братоубийственной розни, ибо все принявшие крещение и приступавшие к общей Евхаристической Чаше приобретали единство более великое и значимое, нежели то, которое дает родство по крови.

Впоследствии это единство, воспринимаемое в социальном измерении, послужило созиданию великой русской нации, создавшей сильное и славное Российское государство.

Рассуждая о путях промысла Божьего, приведшего наш народ к общению со Христом, и создавшего Русскую Церковь, а также рассматривая влияния на жизнь государства и общества, которые имело данное событие, митрополит Макарий указывал: «Церковь Христова, по выражению самого Божественного Основателя Ее, несть царство от мира сего (Ин. 18, 36); ее единственная цель — возрождать и воспитывать людей для живота грядущаго и приготовлять их к вечному блаженству на небеси. Но в то же время как истинная насадительница благочестия в человечестве она носит в себе обетование и живота нынешняго (1 Тим. 4, 8); в то же время она может оказывать самое благотворное влияние и на временную судьбу как частных лиц, так и целых народов, быть лучшею руководительницею их на пути гражданского усовершенствования, первейшею водворительницею внутреннего мира, довольства и счастия в государствах и самою благонадежною спасительницею их во дни бурь и треволнений политических»[3].

Кроме того, трансформация мировоззрения славянских народов, принявших христианство, неминуемо привело к качественному изменению нравственных ориентиров и принципов, по которым строилась жизнь всего общества в целом и каждого его члена в частности.

Кардинально было переосмыслено отношение к человеческой личности. До времени принятия христианства одной из форм умилостивления языческих божеств были человеческие жертвоприношения. Исторический след этих кровавых культов остался зафиксированным в предании Русской Церкви. В частности можно указать на почитание святых мучеников варягов-христиан Феодора и Иоанна, память которых празднуется Церковью 12/25 июля. Эти свидетели Христовы были убиты язычниками в период затеянной князем религиозной реформы в рамках реорганизации языческого пантеона. Теперь же, после принятия христианства человек воспринимался как образ и подобие Творца Всяческих и потому человеческая жизнь приобрела новую, несравнимую с имевшейся в дохристианскую эпоху ценность.

Показательно, что государственная власть в лице киевского князя отказывается даже применять смертную казнь в отношении откровенных преступников, грозящих общественному спокойствию и благополучию жизни законопослушных граждан. Поэтому в этом акте возмездия князю видится недопустимое для христианина посягательство на Божественные прерогативы. И лишь увещание представителей духовенства убедило святого Владимира в необходимости применения более жестких мер.

Еще одним явным проявлением изменения нравственных позиций стала забота о неимущих и наименее обеспеченных лицах. Вспомним, что летопись указывает, на осуществление по крайней мере в пределах столицы государства масштабных социальных проектов, инициатором которых выступил Великий и Равноапостольный Князь. Летописец под 996 годом повествует о том, что князь Владимир повелел буквально выполнить евангельский завет любви, милосердия и нищелюбия, позволил «всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу — питье и яденье и от скотьниц кунами (от ключниц деньгами). Устрои же и се рек: “Яко немощнии и больнии не могут долезти Двора моего — повеле пристоити кола (телеги, возы) и въскладаше хлебы, мяса, рыбы, овошь разноличный, мед в бчелках, а в другых квас, возити по городу, въпрошающи: где больний и нищ, не могы ходити? Тем раздаваху на потребу”»[4].

В данном случае мы видим явную попытку реализации идеи первохриситианского братства, простирающегося через сословные и имущественные барьеры, примеры чего столь ярко описаны автором книги Деяний Апостольских.

Кроме того важнейшее значение Крещения Руси для жизни нашего народа состояло также в укреплении семейных нравственных оснований. Православие заложило фундамент христианского понимания семейных обязанностей, как поистине религиозного долга, не менее значимого чем долг общественный или гражданский.

Пример этого подал сам равноапостольный князь, ставший после крещения твердым исполнителем всех церковных правил в отношении супружеской верности.

Сегодня у наших сограждан иные ценностные ориентиры. Российская семья, утратив нравственные основания, переживает кризис. Чаще всего семья создается для удовлетворения личных потребностей, а потому при любой малейшей проблеме или неудовлетворенности, она распадается. В семьях отсутствует такое качество, как жертвенность ради другого, ради детей, дети становятся обузой.

Поэтому явленный равноапостольным крестителем Руси замечательный образец должного понимания семейной жизни ныне как никогда актуален. Особенно это важно учитывать в контексте демографического кризиса поразившего нашу страну и грозящего нам самыми тяжелыми последствиями.

Вместе с тем, принятие Русью христианства сделало возможным развитие правовых начал жизни. Гражданское право в ту эпоху во многом опиралось на канонические нормы Православия. Свидетельством этого являются имеющиеся в распоряжении историков тексты княжеских уставов: например Устав князя Владимира, Устав Ярослава, Русская Правда и другие.

В этих древних русских образцах правовых нормативных документов, тесно сопряжены вопросы, относящиеся к области церковного судопроизводства, каковыми в частности являются грехи против веры и норм христианской нравственности и вопросы регламентации судопроизводства в области гражданского и уголовного права. Все это с несомненностью указывает на благотворное влияние Православие на государственность, общественное устройство и быт Древней Руси.

Каменное строительство, прежде всего воплощенное в форме храмоздательства также начинается в пределах будущего Российского государства именно благодаря принятию Православия. Поскольку таковы были требования исторической ситуации. Говоря словами профессора Московской Духовной Академии девятнадцатого века, историка, посвятившего всю свою жизнь изучению исторического пути Русского Православия Евге́ния Евсигне́евича Голуби́нского: «Все внутреннее выражается и олицетворяется во внешнем. Насажденная на Руси церковь христианская требовала внешнего представительства, требовала такой церкви в смысле здания, которая бы была церковью всей Руси и матерью всех церквей русских, которая, одним словом, вещественно и монументально представляла бы собою духовную церковь русскую (подобно тому, как в московской Руси представлял ее московский Успенский собор…). Такую всерусскую церковь, или иначе сказать, церковь совершенно исключительную по размерам и великолепию, единственную каменную среди церквей деревянных, Владимир начал строить вскоре после того, как приступил к общему крещению народа»[5]. Таким образом, храм, получивший наименование Десятинного, стал начатком всего будущего традиционного древнерусского храмового зодчества, ставшего наследником и преемником Византийского храмоздательства.

Прекрасные памятники архитектуры, великолепные образцы словесности, поразительные по своему изяществу и утонченности предметы декоративно-прикладного искусства, оставшиеся нам в наследие от минувших эпох дают яркое представление о культурном преемстве Руси от Византии, преемстве проникнутом духом христианского миросозерцания.

Перечислять все добрые последствия на самые разнообразные стороны жизни нашей Родины, которые имело приобщение к Истине Христовой, можно довольно долго. Однако думается, что самым главным уроком который все мы должны извлечь ныне, в год тысячадвадцатилетия юбилея крещения Руси из истории — это, осознание неисчерпаемого потенциала Православия, сделавшего наше государство сильным, его народ — многочисленным, культуру — высокой, а общество — нравственно стойким и целостным.

Памятуя об этом, нам всем надлежит приложить все возможные усилия для того, чтобы титанические труды наших предков не были в одночасье растрачены, но получили дальнейшее продолжение и развитие на новом этапе исторического бытия нашего Отечества.

[1] Карташев А.В Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1. YMCA-PRESS. Париж. 1959. С. 116.

[2] Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 1. Издательство Спаса-Преображенского Валаамского монастыря. М. 194. с.226.

[3] Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 1. С. 259.

[4] Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I. Общество любителей церковной истории. М. 1997. с. 184.

[5] Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. I. С. 181.

 

Климент, митрополит Калужский и Боровский (Г. М. Капалин). Значение события крещения Руси// Богословско-исторический сборник. Калуга, 2009. Вып. 4. – С. 88-93 – 0, 37 п.л.

Источник