Митрополит Калужский и Боровский Климент: Пост — время радости

Почему православные считают, что пост — это время радости? Почему мы поздравляем друг друга с постом «приятным»? Ведь, проходя через дни поста, нас ждут большие ограничения, утеснения плоти и духа, воздержание, борьба со своими привычками, исповедание своих грехов священнику, т.е. признания своей неправоты. И при этом пост — это, все-таки, время радости. Нет ли тут противоречия?

Мы понимаем, что речь идет о духовной радости. Но что это значит? Все постовые ограничения даются нам не в наказание, не то чтобы некто, по злой воле, желает нам «насолить», в чем-то ограничивает нас, что-то нам не дает, заставляет себя укорять. Подвиг поста — это делание добровольное и осознанное. Никто не сможет человеку помешать есть мясо в пост, если он очень этого захочет. Поститься или нет, очищать свою душу от греха или угождать страстям, и какую меру иметь поста — человек выбирает для себя сам.

Пост — это возможность больше сил и времени посвятить Богу. Если это делать осознанно, внимательно, то это приносит духовную радость человеку. А время летит стремительно: мы недавно начали поститься, прозвучали слова канона святого Андрея Критского: «душе моя, покайся, что спиши, конец приближается», а уже приблизилась Крестопоклонная неделя — середина поста, а там, не за горами, будет Страстная седмица и Пасха.

Как пройти время поста с пользой для души? Не надо ставить перед собой множество глобальных целей, а лучше обратить внимание на что-то малое, но мешающее жить правильно.

Кто любит много говорить — сдерживайся, кто уделяет много времени развлечениям, например, просматриванию сериалов, — ограничь себя. Воздержись в том, что наиболее досаждает в жизни. Если нам на самом деле, а не в воображении, удастся перебороть хотя бы одну страсть, это уже будет немало. Чтобы дать этому случиться, мы перестраиваем свою жизнь на время поста: отказываемся от развлечений, стараемся свободное время посвятить молитве, чтению Евангелия и размышлению о жизни. Тем более, что Великим постом церковные богослужения особенные.

Сам строй богослужения перестраивается, чтобы помочь человеку отвлечься от привычной жизни. Периодизация Великого поста, посвящение седмиц определенным святым и событиям так настраивают человека, чтобы он прожил это время правильно и с пользой для своей души.

Мы переходим от недели к неделе, что-то вспоминаем, продвигаемся — все это помогает нам держать себя в тонусе. Не то чтобы каждый день было все однообразно и монотонно, а совершается именно движение, ход которого мы знаем: сейчас будет это, потом это, потом к тому надо подготовиться и так далее. Есть план, все пошагово расписано. Как евреи трудно шли в своих пустынях сорок лет, но весь этот срок Господь им помогал, опекал, творил чудеса, чтобы не уныл дух их. Так и нам в пост надо и самостоятельно трудиться над собой, вступать в борьбу со своими страстями, так и непрестанно просить помощи Божией, надеяться на Его благодать и милость.

Итак, главным в нашем постовом переустройстве жизни должен быть упор на храм и на молитву. Если по объективным обстоятельствам сложно чаще бывать в храме, можно дома почитать молитвы текущих служб. Интернет сейчас есть почти у всех, богослужебные тексты доступны, кто хочет, — пожалуйста, находи, читай в любое удобное время, в удобном объеме. Церковь поддерживает наши силы всеми способами, помогает нам проявить усилие ради собственного спасения. То, что сложнее сделать в повседневной жизни, Великим постом — легче. И в этом — радость обновления нашей духовной жизни, которая есть непрестанное общение человека с Богом.

А ограничения в пище, о которых мы зачастую заботимся в первую очередь, это — подспорье, которое помогает нам в нашем духовном делании. Это не главное, а всего лишь средство для научения управлять своими чувствами и желаниями. Но и пренебрегать рекомендованными ограничениями во время поста нельзя. Трудно себе представить человека, который пошел бы на утреню Страстной Пятницы, когда читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, наевшись шашлыка или тортика.

Ради чего мы добровольно накладываем на себя постовые ограничения? Есть в Евангелии слова: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Особенно актуально они звучат в дни Великого поста, когда начинается сугубая борьба человека со своими страстями, за свое спасение. Придет день, когда мы дадим ответ Господу за всю нашу жизнь. И мы, конечно, будем жаждать доброго ответа о себе на Страшном Суде Господнем. Для этого сама встреча с Христом должна произойти уже в этой жизни.

Пост помогает нам настроить душу на встречу с Господом. Но здесь может возникнуть вопрос, неужели этому могут способствовать такие простые практические вещи, как частое посещение храма, или отказ от мясной пищи, или готовность прочесть побольше молитв. В храмах в первые три дня Страстной седмицы должно прочитываться Евангелие всех четырех евангелистов, по современной практике все Четвероевагелие прочитывается в течение нескольких недель Великого поста в будние дни на часах. Верующие, которые не могут быть на богослужениях в эти дни, Евангелие должны прочитывать дома.

Но неужели этот весь труд может приблизить человека к Христу? Да, может. Если сам человек будет стремиться к Богу, то все эти действия ему помогут в этом стремлении. Просто механическое исполнение всех предписаний само по себе, конечно, пользы не принесет. Буддисты тоже мяса не едят и регулярно совершают свои ритуалы, но при этом мы не говорим об их приближении к Христу, потому что они сами для себя не ставят такой цели. То же можно сказать и о тех людях, которые ограничивают себя в пище в других целях, к примеру, для похудения. У них нет главного в подвиге — желания быть с Богом.

В связи с этой темой иногда спрашивают: ведь много на свете добрых отзывчивых людей, готовых прийти на помощь, оказать другим поддержку, но совершенно не понимающих ни смысла молитвы, ни поста, ни других духовных действий. Для них это — странный образ жизни некоторой части людей, которые называют себя верующими. Для самих себя они считают это пустой тратой времени, но при этом они остаются хорошими и добрыми, помогают там, где могут. Разве они не будут со Христом?

Хороших людей много. Но Бог спасает нас не за «хорошесть» и доброту, а за желание быть с Ним. Мы же, желая этого, свое стремление к Христу выражаем трудом, выполняя Его заповеди, совершая молитву (молитва — это беседа с Богом), добрыми делами, постом. И в этом — тоже радость поста: мы трудимся, чтобы стать немного ближе к Христу, немного больше совершать добра, чем прежде, походить на Него, как сын походит на отца. Мы видим в Нем идеал и хотим также поступать. Возьмите, например, юных футболистов, они говорят: «я хочу стать как Роналду или Месси». Почему? Это их кумиры. Для нас, христиан, пример Христос.

Есть точка зрения у святых отцов, что Бог сразу не показывает нам греховные глубины нашей души, чтобы мы не ужаснулись ее состоянию и не впали в уныние. Но наша духовная деятельность дает Богу возможность открывать нам те темные стороны, те грехи, которые мы пока не видим, которые скрыты от нас. Господь открывает их нашему взору по мере нашего труда и духовного роста. Увидев и осознав их, мы можем начать с ними бороться, очищать душу от греховной грязи. Если духовного роста не будет, то нам и не откроется ничего. И в этом — тоже радость поста — радость очищения, приближения к Богу.

Но нельзя надеяться, что если мы будем соблюдать все постовые правила, то прямо-таки вверх пойдет духовный рост. Просто должно быть стремление к Богу, без рассматривания того, «насколько я приблизился шагов, насколько вырос». Не количественные характеристики должны быть во главе угла, а само стремление быть с Богом. Если человек стремится к Христу и что-то для этого делает, то Он как-то ответит человеку. Если же у человека нет этого стремления, то заработать какие-то очки на том, что он не съел мяса, не получится.

И если будет это главное стремление: очистить себя, потрудиться ради Бога, то мы тогда с иным настроем встретим Светлое Воскресение Христово. Не формально: прокричим «Христос Воскресе», разговеемся куличами и пасхами. У нас будет истинная радость, что во время Великого поста мы были заняты самым главным деланием — очищением души от страстей, вселившихся в нее, отдаляющих нас от Иисуса Сладчайшего, принявшего страдания и смерть за нас, Первенца, Воскресшего из мертвых. Потому что Воскресение Христа — это подтверждение того, что жизнь человека смертью земной не кончается, что будет иная жизнь — вечная, и мы будем с Христом, если успеем здесь положить начало этому сближению. Постовое делание в этом — великое и важное дело нашей жизни. Ограничения земные открывают безграничность в вечности. И в этом — главная радость Великого поста. 

“Вечерняя Москва”