О причинах конфликта первых миссионеров на Аляске и администрации Российско-Американской компании
Прибывшая осенью 1794 г. на о-в Кадьяк духовная миссии во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым) была первой православной структурой на Североамериканском континенте, в задачи которой входили проповедь христианства среди местного населения, мирное интегрирование в его сознание культурных и цивилизационных норм. В то время как местное население отозвалось на проповедь миссионеров, взаимоотношения миссионеров с управляющим поселениями компании Шелехова и Голиковых на Аляске А. А. Барановым и его окружением не сложились с самого начала пребывания на острове миссии. Архимандрит Иоасаф не нашел у Баранова поддержки своих стремлений поднять моральный уровень служащих компании и искоренить жестокое отношение к туземцам. В мае 1795 г. миссионеры писали об этом настоятелю Валаамского монастыря игумену Назарию. В своем письме глава миссии коротко отмечал: «Посылал письма в Россию к компаньонам о разных неустройствах»[1].
Монах Герман писал более определенно: «С купцами очень неудобно приводить [в христианскую веру] здешний народ, потому что они только стараются о богатстве и весьма обижают бедных Американцев (т. е. туземцев — авт.)»[2].
В 1795 г. скончался Г. И. Шелихов — один из инициаторов направления миссионеров на Аляску, и Баранов, состоявший в непосредственном подчинении Шелихову, перестал получать указания о всемерной поддержке миссии. В 1799 г. в результате крушения фрегата «Феникс» погиб глава миссии, возвращавшийся из Иркутска на Кадьяк в сане епископа Кадьякского. Вместе с ним погибли еще 9 членов миссии. В этом же году компания Шелихова и Голиковых была преобразована в монопольную Российско-Американскую компанию, которая находилась под покровительством императора. Главным правителем на Аляске был оставлен Баранов. Все это привело к обострению отношений миссионеров и служащих РАК.
Несмотря на то, что в Акте об учреждении РАК первым пунктом декларировалось намерение «иметь попечение о находящейся в Америке духовной христианской грекокафалической миссии упражняещейся в проповеди святаго Евангелия и в приведении непр[о]священных американских и островных народов в познание истиннаго Бога»[3], с реорганизацией дел Баранов перестал поддерживать миссию, считая, что лично он не брал на себя никаких обязательств по ее содержанию. Отсутствие руководителя духовной миссии и сокращение ее состава за счет наиболее активных миссионеров отрицательно сказалось на ее деятельности. На Аляске осталось только 4 монаха-миссионера. Иеромонах Афанасий (Михайлов) — единственный священник, совершал на о-ве Кадьяк богослужения и крещения, в том числе и туземцев. Иеродиакон Нектарий (Панов) преподавал в школе до конца 1800 г.
В следующем году отношения между членами миссии и администрацией РАК ухудшились настолько, что миссионеры были вынуждены не только оставить занятия со школьниками, но даже прекратить богослужения, которые не совершались в храме в течение года и были возобновлены только 15 сентября 1802 г. В это время, оказываясь свидетелями жестокого обращения служащих компании с туземцами, монахи старались утешать обиженных и заступаться за них перед правителем. Баранов и его помощники видели в действиях миссионеров лишь попытки подорвать их авторитет среди местных жителей. По грубости своей натуры, они жестоко обходились и с туземцами, и с их заступниками. Особенно страдал монах Герман, который «будучи пылкого нрава, …с горячностью вступался за права природных жителей, нарушаемые строптивостью, жестокостью и распутством промышленных и начальников»[4].
Обстоятельства обострения конфликта в отношениях между оставшимися на Кадьяке членами миссии и служащими компании во главе с А. А. Барановым в первые годы XIX в. подробно описаны многими исследователями истории Русской Америки и деятельности Первой духовной миссии. Опубликованные Валаамским монастырем сведения, поданные иеромонахом Гедеоном (Федотовым) митрополиту Амвросию (Подобедову), изображают развитие событий в изложении миссионеров[5]. Резюмируя их претензии к главному правителю, Л. Блэк пишет, что Баранов «не оказывал монахам никакой поддержки и, пользуясь отсутствием авторитетной церковной власти, почти полностью пресек их контакт с местными жителями»[6]. Гринёв А. В. восстановил эту же историю со слов А. А. Баранова, используя его письма Е. Г. Ларионову, находящиеся в приложении к книге П. А. Тихменёва[7]. В этой интерпретации положение характеризуется диаметрально противоположно: «Оставшись без духовного руководства, миссионеры на Кадьяке совершенно вышли из повиновения колониальному начальству и развернули против него настоящую войну»[8]. Корсун С. А. соединил обе версии[9] и, оставаясь на стороне миссионеров, признал правомерным выводы Гринёва о том, что действия Баранова были продиктованы не столько преднамеренной жестокостью, сколько требованием времени и внешними обстоятельствами. Таким образом, в этой истории остается неисследованной причина конфликта, который возник с самого начала деятельности на Аляске миссии и только обострился после гибели епископа Иоасафа.
Предположение о наличии антагонизма в отношениях миссионеров и администрации компании не выдерживает критики. Оно только отчасти подтверждается тем, что члены духовной миссии выступали в защиту туземцев, положение которых напоминало положение крепостных крестьян в России. Вместе с тем, отношения между миссионерами и служащими РАК нельзя признать однозначно враждебными. Баранов не был гонителем Церкви, о чем свидетельствует хотя бы те факты, что он жертвовал свои собственные средства на строительство храмов на о-вах Кадьяк и Ситка, присутствовал за богослужениями и радовался колокольному звону. Давая наставления И. Кускову, он писал: «Духовной свите по требованиям отца архимандрита оказывать всякое возможное пособие, являть вежливость и услуги при всяком случае… прибегать к благоразумным советам, его высокопреподобия»[10]. Также монах Герман, выступавший в защиту туземных жителей, не был при этом противником Баранова. Наоборот, он стал восприемником его сына Антипатра, нянчил его внука — сына С. И. Яновского и дочери Баранова Ирины, а после смерти Баранова выхлопотал пенсию для его туземной вдовы Анны Григорьевны Разказчиковой. Можно отметить косвенные указания на то, что этот конфликт имел сословную окраску. Баранов в приступе гнева называл иеромонаха Афанасия «беглым господским человеком»[11], имея ввиду его крестьянское происхождение. А принявший сторону миссионеров подпоручик Г. Т. Талин, по свидетельству Гринёва, «постоянно конфликтовал с Барановым, третируя его за принадлежность к купеческому сословию»[12]. Оба предположения выглядят упрощенными в свете задач, которые стояли перед первыми миссионерами.
Более глубокое представление о разбираемом конфликте дает рассмотрение духовно-нравственных причин сложившейся ситуации.
Архимандрит Иоасаф, а впоследствии монах Герман, возглавивший миссию, считали, что, помимо распространения веры среди местного населения, миссионеры должны способствовать улучшению морального облика служащих компании. Наставление митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) облекло главу миссии полной духовной властью над всеми православными в колонии, причем его полномочия простирались и на принявших крещение туземцев, и на русских промышленников. Также он был обязан выступать в защиту обижаемых членов Церкви, независимо от их этнической принадлежности. «Касательно всех находящихся там (на Аляске — авт.) сынов святыя Церкви и вновь присоединившихся к телу оныя иметь тебе духовное правление, — прямо говорилось в Наставлении, — …и по духовным делам чинить разбирательства, обидимых защищать»[13].
Баранов имел другой взгляд на задачи миссионеров. Они, по его мнению, должны были лишь совершать богослужения и требы, а также нести проповедь Евангелия туземцам Аляски. Администрация нисколько не поддерживала стремление миссионеров к насаждению нравственности среди русских, не понимая, что дело христианской проповеди среди коренного населения во многом страдало от нравственной распущенности работников компании. Многие служившие в то время на Аляске промышленники набирались из отчаянных людей в Сибири и портовых городах. Их жизнь не могла служить примером христианского благочестия для новокрещенных.
Но именно такой пример был существенно необходим для утверждения новой веры и образа жизни среди автохтонного населения колонии. Не имея возможности передать глубину православного вероучения местным народам по причине отсутствия в их языке соответствующих понятий, миссионеры ставили туземцам условие: для принятия Крещения они должны были отказаться от многоженства и до конца своей жизни хранить супружескую верность. Поскольку содержание нескольких жен, по обычаю туземцев, обеспечивало им более высокий социальный статус, согласие на это условие представляло для них нелегкий нравственный выбор, а выполнение — немалый подвиг. Полученной от Синода инструкцией миссионеры были обязаны действовать без принуждения, используя при убеждении язычников единственно силу собственного примера[14].
Вот почему в своем письме митрополиту Гавриилу от 19 мая 1795 г. архимандрит Иоасаф, из всех злоупотреблений русских служащих РАК, прежде всего, указывал на их безнравственное поведение: «Почти каждый промышленный имея в виду пример правителя оной компании Каргапольскаго купца Александра Баранова, к великой досаде американцов, а в разсуждении нашей проповеди к соблазну и преткновению их, держат публично наложниц, что прежде в бытность здесь Григория Ивановича Шелехова не было»[15]. Жизнь многих служащих компании, русских христиан, причем облеченных властью и имевших авторитет у коренных жителей, демонстрировала иные принципы, вступая в противоречие с проповедью миссионеров и лишая ее аргументов. В этом заключалась причина того, что промышленные и миссионеры не находили общего языка.
Следует отметить что в отношениях монахов-миссионеров и служащих РАК сказалось и то обстоятельство, что почти все члены миссии были направлены из монастырей, где они, как правило, встречались с теми, кто имел духовный опыт, или же искал общения с монахами с целью его приобретения. Прибыв на Аляску, они оказались среди людей, которые были мало знакомы с жизнью монастырей и не могли понять строгости миссионеров в отношении нравственности. От этого монахи приходили в отчаяние, а промышленники — в небрежение.
Таким образом, первопричина взаимных претензий промышленников и миссионеров заключалась не в сословных различиях или классовых противоречиях. Она находилась намного глубже — в сфере духовно-этических мотиваций. Разногласия и сложности в отношениях членов первой духовной миссии, с одной стороны, и администрации РАК на Аляске — с другой, возникали из-за разного понимания ими задач духовной миссии.
Список использованных источников и литературы:
- Акт об учреждении Российско-Американской торговой компании 3 августа 1798 г. РГАДА. Ф. 1261 «Воронцовых». Оп. 1. Д. Л. 1—24об.
- [Врангель Ф. П.] Кадьякский отдел, остров Кадьяк. Замечания для пополнения записок г[осподина] [К. Т.] Хлебникова // Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова. — Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1979. — С. 238—250.
- Дементьев Д. А. Распространение православной веры в Америке // Очерки России / Изд. В. Пассеком. — М., 1842. — Кн. 5. — С. 223—234.
- Инструкция, выданная архимандриту Иоасафу, с приложением клятвы. Копия. РГИА. Ф. 796 «Канцелярия Св. Пр. Синода». Оп. 74. Д. Л. 41—46.
- История Русской Америки (1732—1867): В 3-х т. / Отв. ред.: Н. Н. Болховитинов. — М.: Международные отношения, 1997—1999. — Т. 1: Основание Русской Америки, 1732—1799. — 1997. — 479 с.; Т. 2: Деятельность Российско-Американской компании, 1799—1825. — 1999. — 470 с.
- Корсун С. А. Преподобный Герман Аляскинский, Валаамский подвижник в Америке: Материалы к жизнеописанию. — СПб.: Валаамский монастырь, 2005. — 181 с.
- Наставление Александра Баранова помощнику Ивану Кускову. Июнь 10-го дня 1796 года. НИОР РГБ. Ф. 204 «Общество истории и древностей Российских. Коллекция документов». К. 32. Ед. хр. Л. 1—4об.
- Наставление архимандриту Иоасафу. Копия. РГИА. Ф. 796 «Канцелярия Св. Пр. Синода». Оп. 74. Д. Л. 37—40об.
- Очерк из истории Американской православной духовной миссии (Кадьякской миссии 1794—1837). — СПб.: Валаамский монастырь, 1894. — XIV, 292 с.; ил.
- Письмо архимандрита Иоасафа с острова Кадьяк Новгородскому митрополиту Гавриилу об обращении местных жителей в христианскую веру. 19 мая 1795 г. АВПРИ. Ф. 341 «Российско-Американской компании (РАК)». Оп. 888. Д. Л 1—4об.
Контактная информация:
Калуга, Набережная, д. 4.
Тел. 8(484)256 2700
[1] Очерк из истории Американской православной духовной миссии (Кадьякской миссии 1794—1837). СПб.: Валаамский монастырь, 1894. С. 69.
[2] Дементьев Д. А. Распространение православной веры в Америке // Очерки России / Изд. В. Пассеком. М., 1842. Кн. 5. С. 231.
[3] Акт об учреждении Российско-Американской торговой компании 3 августа 1798 г. РГАДА. Ф. 1261 «Воронцовых». Оп. 1. Д. 794. Л. 1об.—2.
[4] [Врангель Ф. П.] Кадьякский отдел, остров Кадьяк. Замечания для пополнения записок г[осподина] [К. Т.] Хлебникова // Русская Америка в неопубликованных записках К. Т. Хлебникова. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1979. С. 244.
[5] Очерк из истории Американской православной духовной миссии. C. 90—94.
[6] История Русской Америки (1732—1867) / Отв. ред.: Н. Н. Болховитинов. Т. 1. М.: Международные отношения, 1997. С. 274.
[7] История Русской Америки (1732—1867) / Отв. ред.: Н. Н. Болховитинов. Т. 2. М.: Международные отношения, 1999. С. 42—51.
[8] Там же. С. 45.
[9] Корсун С. А. Преподобный Герман Аляскинский, Валаамский подвижник в Америке: Материалы к жизнеописанию. СПб.: Валаамский монастырь, 2005. С. 52—57.
[10] Наставление Александра Баранова помощнику Ивану Кускову. Июнь 10-го дня 1796 года. НИОР РГБ. Ф. 204 «Общество истории и древностей Российских. Коллекция документов». К. 32. Ед. хр. 2. Л. 4.
[11] Очерк из истории Американской православной духовной миссии. С. 92.
[12] История Русской Америки (1732—1867). Т. 1. С. 190.
[13] Наставление архимандриту Иоасафу. Копия. РГИА. Ф. 796 «Канцелярия Св. Пр. Синода». Оп. 74. Д. 210. Л. 40об.
[14] См. Инструкция, выданная архимандриту Иоасафу, с приложением клятвы. Копия. РГИА. Ф. 796 «Канцелярия Св. Пр. Синода». Оп. 74. Д. 210. Л. 41—46.
[15] Письмо архимандрита Иоасафа с острова Кадьяк Новгородскому митрополиту Гавриилу об обращении местных жителей в христианскую веру. 19 мая 1795 г. АВПРИ. Ф. 341 «Российско-Американской компании (РАК)». Оп. 888. Д. 117. Л 2об.