ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 2016 год
ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА,
МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО
освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве — всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви
Радость Господня, сия есть сила наша.
(Неем. 8, 10.)
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Христос воскресе!
Поздравляю вас с Пасхой Христовой — самым удивительным праздником, благовествующим, что Бог возлюбил нас даже до смерти Своей, и эта Его любовь дает нам утерянную Адамом «жизнь вечную» (Ин. 3,16).
Любовь Христова избавила нас от вечной смерти, и мы неустанно повторяем об этом вместе со Святой Церковью: «Смертию смерть поправ»! — Кажется, эти слова в корне противоречат человеческому опыту, видящему в смерти только уничтожение человеческого бытия. Однако Священное Писание открывает, что телесная смерть — это следствие омертвения души. Адам умер духовно, как только нарушил единственную Божию заповедь, а его телесная смерть наступила спустя 930 лет (Быт. 5, 5).
Бог не создал смерти, ибо Сам Он есть Жизнь, и все творение наделено Им жизнью. Но первый человек отверг дар вечной жизни в единстве с Богом. Причиной духовной смерти Адама стало его самовластное удаление от Творца, стремление самостоятельно без трудов духовного возрастания обрести предназначенное ему богоподобие, которое мог дать только Его Творец. С тех пор во всех потомках Адама действует сила смерти — самость, которую ни один человек не в силах преодолеть без помощи Божией.
Человеческая самость побеждается любовью Богочеловека Христа, как пояснял русский философ и богослов протоирей Сергий Булгаков. Из любви к человеку бессмертный, безначальный, вечный, единосущный Отцу Сын Божий принял смертную человеческую плоть, жил среди людей и претерпел вольную смерть, чтобы вновь даровать жизнь всем людям. «Подобно тому, как лукавый, чрез едину свою смерть по духу, произвел для нас сугубую смерть [души и тела], — говорит святитель Григорий Палама, — так Благий [Бог], …чрез единое воскресение Своего Тела, даровал нам сугубое воскресение».
Богочеловек уничтожил силу смерти, проявив к людям любовь, прежде неведомую не только всей вселенной, но и незримому ангельскому миру. Любовь Христова чужда всякой самости и потому сильнее смерти. Она дает новую жизнь человеку — оживляет его душу и тело для вечной жизни с Богом. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10), — говорит Христос. Вкушение этой Жизни совершается в таинстве Евхаристии, поэтому Пасха — это радость евхаристическая, это пир Агнца. Об этом и Церковь поет сегодня: «О, пасха велия и священнейшая Христе!.. подавай нам истее Тебе причащатися».
Пасха — особая мистическая радость, Святым Духом подаваемая всем, кто открыт ей, для уверения и достойного поклонения воскресшему Господу: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».
Чем мы можем ответить Господу на эту радость? Разве что всецелым следованием Его призыву любить Бога и весь созданный Им мир, особенно каждого живущего в нем человека, так же сильно и самоотверженно, как любит их Творец. Пример такой жертвенной любви дают нам святые. Постараемся подобно им идти путем жизни, отвергая мертвящую самость, да и мы обретем пасхальную радость вечного бытия с Богом в уготованном для нас Его Царстве. Сегодня перед нами широко открыты его двери, потрудимся войти, понесем со тщанием легкое и благое иго Христовых заповедей.
Радость воскресения Спасителя изливается на всех без исключения людей. Принять этот дар мешают лишь маловерие и всецелое погружение в быт, страх заглянуть в вечность, за пределы физической смерти. Пока мы находимся в плену постоянно нагнетаемых опасений (войн, катаклизмов, болезней), пока самозабвенно устраиваем свое пребывание на земле и чаем его недолговечных благ, проходит наша жизнь, данная нам, чтобы успеть «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Воспрянем же от духовного сна. Встретим благодатный день Пасхи Христовой, когда даже малая радость, по слову Московского святителя Филарета, оказывает спасительное действие на душу человека. Щедрая благодать этого дня покрывает всех, не отчуждая даже пришедших в самый последний час (см. Мф. 20, 1—9).
Радость о воскресении Господа нашего Иисуса Христа да сделает всех причастными спасительной и живоносной силы Его воскресения. Радуйтесь! Ибо во Христе мы становимся новым творением (см. 2 Кор. 5, 17), не подвластным греху и смерти, но свободным творить добро и правду Божию. Будем хранить нашу православную веру, станем живым свидетельством пасхальной победности, будем всей жизнью без остатка свидетельствовать:
Воистину воскрес Христос!
Смиренный
Митрополит Калужский и Боровский
Пасха Христова,
г. Калуга
18 апреля / 1 мая 2016 года