РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 2002 — 2003

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

архиепископа Калужского и Боровского Климента,

 

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве —

всем верным чадам Калужской епархии

Русской Православной Церкви

 

 

«Рождество Твое, Христе Боже наш,

возсия мирови Свет разума…»

(тропарь Рождеству Христову)

 

 

 

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

 

В таинственный и мироспасительный праздник Боговоплощения, возвещающий великую радость о пришествии в мир Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, мы вновь слышим ангельское благовестие: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 10-11).

По Своей неизреченной милости и любви Бог нисходит к человеку и Божественное Воплощение воссоздает поврежденную грехом природу человека. Став поворотным пунктом в истории цивилизации, Рождество Христово открывает миру новый путь в Небесное Отечество.

Объединяя в себе земную и небесную природы — тело и душу, человек изначально был поставлен царем над всем Божиим миром, для того, чтобы, пребывая в Богообщении, одухотворять все творение Божие. Грех разрушил живую связь человека с Богом. Душа его от созерцания духовного мира, обратилась к земле, ум пленился плотскими устремлениями и утратил возможность истинного Богопознания, и, казалось, невозможным стало осуществление Божественного замысла о тварном мире. По слову святителя Афанасия Великого, множество столпившихся в душе вожделений заслонило в ней то зеркало, в котором она могла и должна была видеть образ Отчий.

Воплощение Бога Слова — Единородного Сына Божия явило миру нетварный Божественный свет — свет Богооткровения. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин. 1, 18). Святые отцы, которые подвижническими трудами достигали Боговедения, описывали свой опыт Богообщения, как приобщение к Божественному свету. Апостол и евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о Христе, что в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков (Ин. 1,4). По словам преподобного Симеона Нового Богослова, Бог свет есть, и те, которые сподобляются узреть Его, все видят Его как Свет, и те которые прияли Его, прияли как Свет. Ибо свет славы предыдет перед Лицем Его, и без света невозможно Ему явить Себя.

Цель человеческой жизни — Богопознание. Путь Богопознания лежит через следование Христу, неленостное соблюдение заповедей Божиих, исполнение Его святой воли в каждом поступке, слове и мысли, и тогда через благодатное уподобление Христу Спасителю, просвещаются помраченные грехом ум и сердце человека. Сама познавательная способность человека заложена в нем Творцом, но без озарения божественным светом человеческий разум становится неспособным узреть Бога в Его творении. Мировая история свидетельствует, что, когда явления тварного мира рассматриваются вне связи с Богом, сотворившим его, человек теряет чувство ответственности за вверенный ему окружающий мир и превращает его в полигон для экспериментов своего самонадеянного рассудка, пренебрегающего основополагающими этическими принципами.

В таком случае научно-технический прогресс становится новым богом цивилизации, и морально оправдывается все, что служит к его развитию. При этом не принимаются во внимание его губительные последствия и преувеличиваются достижения. В последние годы ученые все увереннее говорят о реальности избавления человечества от неизлечимых болезней, о достижении бессмертия путем генетических изменений. Мы не знаем, насколько состоятельны эти прогнозы, и каковы их последствия для будущих поколений, но мы видим, какими экологическими катастрофами уже оборачиваются для человечества, так называемые, прогрессивные решения глобальных проблем. Например, его достижением является губительное оружие массового поражения, которое накапливается и совершенствуется якобы в целях сдерживания мировых войн, но при этом ни один человек не может жить спокойно.

Бездуховность порабощает сознание людей желанием сиюминутной выгоды. Греховное отношение к техническому прогрессу сказывается, в частности, в том, что в результате экономических преобразований происходит значительное перераспределение материальных благ, которое приводит к обогащению одних за счет обнищания других. Социальное неравенство в наше время прогрессирует не только у нас в стране, но и во всем мире. Это зло распространяется в результате того, что в людях оскудела любовь, а в обществе пренебрегаются евангельские принципы отношения к ближнему. Современный человек перестал видеть в другом своего ближнего, но все рассматриваются им только как источник обогащения.

Церковь приветствует творческие усилия человека, в том числе научные и технические, если они имеют своей целью служение ближним в согласии с волей всеблагого Творца. И только духовное просвещение поврежденного грехом человеческого разума может дать человеку ясное понимание его миссии и служения в порученном ему Богом мире, научить ответственности за свою деятельность в нём.

В отличие от прогресса научно-технической мысли и современных технологий Церковь предлагает человеку иной путь достижения счастья – путь святости. При этом христианство не стремится к созданию в первую очередь земного благополучия или удовольствий для человека. Они являются второстепенными при достижении основной цели – спасения и прилагаются, когда не вредят душе, когда не встают стеной между Богом и человеком. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33). Являясь религией духа, христианство направлено на создание прежде всего благополучия души человека. Христианин обретает бессмертие в исполнении воли Божией, ибо и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин.2,17).

Но современное общество чуждается спасения во Христе, проповедуемого Церковью. Оно не принимает добра в свою жизнь, хотя много рассуждает о нем. Для реальных результатов нужны не суждения, а действия, которые способны изменить мир к лучшему, и высокая нравственная ответственность. Отсутствие страха Божия у людей порождает безразличие к судьбе ближних, утрату чувства долга и ответственности за свои поступки. К потрясшей Россию трагедии «Норд-Оста» привели не только преступные действия террористов, но и существующая безответственность в обществе. Причины как этой трагедии, так и вообще проявляющихся в последнее время нестроений, надо искать внутри самих себя. Пора понять, что бездуховность в нашей стране сказывается на всех сторонах жизни общества и несет разрушение в жизнь каждого россиянина.

В нашем обществе в целом еще не произошло духовного обновления, в нем открыто проявляется неверие, являющееся наследием богоотступничества. Неверие — это духовная болезнь. Неверующему, чтобы стать верующим недостаточно только принять Святое Крещение, необходимо воцерковиться, пройти курс духовного врачевания, исцелить свою волю, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией (1 Пет. 4,2). Маловерие широко распространено в наше время из-за того, что Слово Божие было донесено до слуха человека, но ради Слова не был предпринят подвиг, и душа не изменилась, а поэтому она оказалась не в состоянии принять его.

В процессе воцерковления людей отрицательную роль часто играют средства массовой информации, которые размывают границы между Церковью и греховным миром. Очень часто человеку нецерковному создают имидж церковного, поверхностно знающего о Православии преподносят как эталон православного мировоззрения. Для человека важен авторитет, и многие люди, идущие к вере, принимают нецерковность как норму жизни. В обществе формируется новый, упрощенный вариант «православности», который не требует соблюдения канонов и правил церковной дисциплины, когда посты признаются излишней строгостью, богослужения – не обязательными, исповедание веры – частным делом, а жизнь по вере – не для всех. Эта деятельность СМИ поддерживается часто из политических выгод, поскольку она дает возможность таким людям объявлять себя верующими, хотя в жизни они чужды Православия, и использовать многовековой авторитет Церкви. Но мы не признаем их точку зрения, потому что она не приводит ко спасению и является искажением аскетического учения Церкви.

Аскетизм – это не архаизм, не мертвое предание древних монахов, но реальный и единственный путь исцеления человека. Путь подвига, самоограничения необходим каждому, кто стремится к духовному оздоровлению. По учению Спасителя, подвижничество является неотъемлемой частью жизни христианина: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11,12). Он также сказал всем: подвизайтесь войти сквозь тесные врата (Лк.13,24). Греховная поврежденность человека и достижение святости, заповеданное нам Христом, побуждают каждого верующего к непрестанной борьбе с эгоистическими наклонностями собственной личности. Праведность и святость обретаются человеком, независимо — монах он или мирянин, посредством подвига, через путь борьбы, и, главное, победы над грехом.

Наша современная семья во многом страдает от того, что большинство людей не имеют навыков воздержания, терпения и самопожертвования ради ближнего, ради того человека, с которым обещал прожить жизнь. Во многих семьях, даже именуемых себя верующими, пренебрегаются труд, молитва, умеренность и послушание. Эти аскетические начала со времен святого князя Владимира были привиты на Руси и дали силу нравственным устоям русского характера. Они воспитывались в человеке с детских лет в кругу семьи.

Наша молодежь имеет слабые представления о христианской жизни и, как следствие, даже зная о Христе и посещая храм, легко поддается натиску массовой культуры, которая впечатывает в юное сознание стандарты потребительского общества: удовольствие и развлечение как образ жизни, бессмыслица и нигилизм как образ мышления. Молодой человек под ее влиянием теряет образ Божий и превращается в очередного покупателя, телезрителя, пользователя, игрока.

Формирующее влияние на личность подростка также оказывает школа. Но, будучи лишена духовно-нравственных ориентиров, она становится все более морально беспринципной и зачастую разрушительно действует на духовный мир ребенка. Примером может служить проведение в школах чуждого нашей культуре праздника Хэллоуин, когда ученики изображают нечистую силу в ее различных проявлениях. По своему устроению дети делают это искренне и, представляя персонажи зла, отождествляют себя с ними. Происходит демонизация личности ребенка. А позже педагоги признают себя бессильными перед проблемами жестокости среди детей, интенсивного распространения в школьной среде наркомании, алкоголизма, нравственной распущенности, преступности. Школа и семья призваны оградить подрастающее поколение от разрушительной бездуховности и порождаемых ею пороков, опираясь на многовековой опыт Православной Церкви. Надо, чтобы ребенок не только посещал Церковь, но и воспринял ее духовные ценности, способные защитить от бессмыслицы потребительского существования.

СМИ зомбируют человека, делая из него грешника. Через информацию, которую несут в каждый дом многие программы телевидения и радио, а также интернет-сайты, души людей, прежде всего детей, заражаются смертельным ядом греха. Христианская добродетель высмеивается или представляется не престижной, устаревшей, отжившей. Порок возводится в норму современной жизни, при этом ему присваиваются не свойственные качества добра, всесилия, привлекательности. Но надо помнить, что зло всегда безобразно и принимает личину добра только для обмана.

Каждый христианин должен оградить свое сердце от проникновения греха и противопоставить распространяющемуся в мире злу добродетельную жизнь, которая была бы выражением веры во Христа. Смысл жизни придает лишь то, что выше ее: жить можно только ради того, за что не страшно умирать. Мудрецы прошлого говорили, что глупый человек стремится изменить то, что вне его, а умный – то, что внутри него. Церковь дает нам возможность духовного перерождения через покаяние, через изменение себя. Придя в Церковь, посещая храм, мы не можем считать дело нашего спасения совершенным, но в каждый момент нашей жизни должны служить не минуте, а Вечности, искать радости не для тела, а для бессмертной души.

Пришедший на землю Сын Божий вернул нам Небо и даровал Землю. Православная Церковь дает нам возможность перестать быть иностранцами в своей собственной стране. Православная вера сделала землю, на которой мы живем, нашей Родиной.

Так будем же строить нашу жизнь, жизнь каждой семьи и всей страны достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом (Кол. 1,10). И пусть родившийся ныне в Вифлееме Спаситель обильно изольёт на нас свет Своей Истины, чтобы наш разум взошёл до познания Бога. Аминь.

 

Смиренный

 

Архиепископ Калужский и Боровский

Рождество Христово

г. Калуга

25 декабря 2002/7 января 2003г.