РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 2001 — 2002

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

архиепископа Калужского и Боровского Климента,

 

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве —

всем верным чадам Калужской епархии

Русской Православной Церкви

 

 

Приидите, вернии, и видим схождение

Божественное свыше, в Вифлееме нам явленне, и,

умом очистившеся, житие принесем добродетели.

(Тропарь 6 часа Навечерия Рождества Христова.)

 

 

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

 

Мы вновь слышим благую весть о воплощении Бога Слова, мы вновь призваны быть свидетелями обновления Христом человеческой природы. И каждый из нас, верующий во Христа, должен явить дела своей веры и любви, благовествовать всей своей жизнью, что Сын Божий стал Сыном Человеческим для того, чтобы мы стали сынами Божьими по благодати.

Событие Боговоплощения принесло людям избавление от проклятия греха и смерти, и человеческое естество воссоединилось с Источником жизни вечной, оно стало новым творением: “кто во Христе, тот новое творение” – говорит апостол Павел (2 Кор. 5, 17).

Рождество Христово возвратило нас к общению с Богом, которое “потерял весь род человеческий грехопадением праотцев“, и восстановило “в нас падший Божественный образ”. (Святитель Игнатий Брянчанинов) В этом событии была явлена величайшая любовь Бога к человеку, и каждый из нас, освятив свое сердце светом веры Вифлеемской звезды, “должен погашать ненависть, прекращать вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать тлеющее в сердце памятозлобие и вместо него вводить любовь, радость, мир, благость, великодушие”. (Святитель Григорий Нисский)

Ушедший XX век вошел в историю эпохой технического прогресса и новых открытий, с которыми связывались надежды на улучшение человеческой жизни. Человечество шагнуло за пределы земли, заглянуло в тайны космоса, оно достигло новых скоростей передвижения и обмена информации, открыло новые горизонты сотрудничества. Однако все эти достижения имеют и обратную, глубоко трагическую сторону, затрагивающую самые сокровенные основы человеческого бытия.

В погоне за благами прогресса, в паутине секулярного мира потерялась душа человеческая, забыта ее бесценная равноангельская сущность. Человек перестал чувствовать себя носителем образа Божия, разучился отличать добро от зла, истину от лжи, у него притупилось нравственное чувство и, как следствие этого, – отсутствует сознание собственной греховности, нет стремления к Правде Божией, он не ценит больше ни бескорыстия, ни жертвенности, ни чистоты сердечной и не ищет спасения во Христе. Для человека, именующего себя современным, технический прогресс выступает в роли спасителя от тягот и страданий земного существования. В жажде легкой жизни потерялась душа человека, искупленная Кровью воплотившегося Сына Божия, Который является единственным и истинным Спасителем человечества. Забыв Бога, человек извратил свое предназначение и исказил понятие счастья, он хочет жить вечно, но здесь, на земле, чтобы никогда не преступать порога смерти, он не желает знать вечности Бога Живого. Им овладели “похоть плоти, похоть очей и гордость житейская” (1 Ин. 2,16). Вот почему развитие научно-технической мысли принесло и продолжает приносить людям много горя и бед, приводит к созданию все более изощренных видов оружия массового уничтожения, является причиной надвигающейся экологической катастрофы и распространению новых неизлечимых болезней.

Начавшийся XXI век не вносит существенных изменений во внутренний мир человека, не приносит умиротворения в нашу жизнь. Мы ждали от наступившего тысячелетия мира и стабильности, а вместо этого жизнь каждого из нас стала ещё более уязвимой и беззащитной. Старые проблемы дополнились новыми, конфликты и разногласия прошлого столетия еще более усугубились в нынешнем веке, потому что зло не может быть искоренено злом, насилие – применением силы. Развитие цивилизации вне нравственных норм поставило современный мир на грани выживания. Начало нового века ознаменовалось обострением межнациональных отношений: на смену локальным конфликтам пришла война без границ, и каждый из нас может оказаться её жертвой. В любом месте могут прогреметь взрывы, пролиться человеческая кровь.

Времена и сроки не способны изменить мир. Благие намерения, без стремления каждого к духовному обновлению не сделают нашу жизнь лучше. Мы желаем экономической стабильности, прекращения войн, искоренения преступности, но не пытаемся стать добрее, чище, порядочнее, не хотим потрудиться над устроением своей души. Человек должен осознать, что все современные проблемы коренятся в утрате веры в Бога, забвении нравственных ориентиров, в разделенности и индивидуализме. Вместо евангельской любви к ближним формирующими факторами нашей жизни стали целесообразность и личная выгода: безнравственное деяние оправдывается, если оно способно приносить выгоду. Не высокие евангельские принципы, а безудержное служение мамоне стало определять наши взаимоотношения и поступки. Мы, принявшие Святое Крещение, зачастую являемся христианами лишь на словах, и бесценные евангельские заповеди не укоренены в нашем сердце, не определяют наших мыслей, желаний, поведения, не руководят всей нашей жизнью. Чтобы сделать их своими, усвоить их как норму жизни и мысли, сделать стилем поведения и чертами характера, необходим подвиг, усилие над собой, чтобы “отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, … и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (Еф. 4, 22-24).

Сегодня в мироспасительный праздник Рождества Христова испросим у воплотившегося Сына Божьего укрепления в вере, мужества и постоянства в борьбе со грехом и искренней любви в нашем служении ближним.

Полагая основание нового третьего тысячелетия, начнем с исправления своей жизни по евангельским заповедям, всегда стремясь иметь мир с Богом и ближними. Потрудимся над тем, чтобы наступивший век для наших близких и окружающих, для всего общества стал веком любви, единения и братолюбия. Следуя завету Апостола Павла, будем “стараться быть прилежными к добрым делам, потому, что это хорошо и полезно человекам” (Тит. 3, 8).

Задумаемся: может быть, окружающим нас в жизни людям не хватает нашего искреннего слова веры, доброго участия и поддержки, ибо часто наше доброе слово является подлинным христианским деланием, врачующим израненную душу ближнего.

С особым тактом и терпением обратимся к нашей молодежи, которая более всего уязвима в нынешнем мире, ибо, лишенная духовно-нравственных устоев, испытывает сильнейший натиск пропаганды вседозволенности и безнравственности. Надо с самого раннего возраста учить детей отделять добро от зла и противиться греху, иначе позже придется вести тяжелую борьбу за искалеченную пороками юную душу.

Катастрофическое распространение в нашем обществе получило употребление наркотиков, и к пострадавшим от этой чумы будем относиться не с пренебрежением, а с любовью и состраданием. Наша христианская обязанность оказать помощь таким людям освободиться от пагубного недуга, обращаясь прежде всего к духовным средствам – молитве и покаянию.

Не будем забывать о нашем святом долге перед престарелыми и немощными людьми, особенно нуждающимися в добром отношении, сердечном внимании и действенной помощи.

Будем с должным уважением и почтением относиться к трудящимся людям, которые своим честным трудом созидают благосостояние нашего общества, возрождают экономические устои нашей страны. Созидательный труд – это евангельская добродетель, и по апостольской заповеди человек должен трудиться, чтобы личным трудом обеспечивать свое земное существование.

Однако, еще в большей степени нам необходим труд духовный, наши постоянные, неослабевающие усилия на пути, который указал всем людям Господь наш Иисус Христос. И в нынешний светлый и радостный праздник Рождества Спасителя мира я призываю всех вас, дорогие мои, словами преподобного Германа Аляскинского “От сего дня, от сей минуты, от сей секунды, будем всем сердцем любить Господа и исполнять святую волю Его”.

Пусть же родившийся ныне Спаситель укрепит нас духовно в нашем следовании за Ним, да и мы сподобимся достичь Его Небесного Царства, уготованного всем возлюбившим Истину в Боге более всех благ и соблазнов мира сего, где немолчно звучит ангельская песнь:

“Слава в вышних Богу и на земле мир в человецех благоволение!” (Лк. 2.14)

 

Смиренный

 

 

 

Архиепископ Калужский и Боровский

Рождество Христово

г. Калуга

25 декабря 2001/7 января 2002г.