РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 2007 – 2008
РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
митрополита Калужского и Боровского Климента
освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве –
всем верным чадам Калужской епархии
Русской Православной Церкви
«Таинство странное вижду и преславное: небо – вертеп; Престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог» (ирмос 9-й песни канона Рождества Христова)
Возлюбленные о Господе
пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
Вновь мы переживаем радостное событие Рождества Христова, вновь вместе с ангелами славословим Бога, вместе с пастухами поклоняемся Спасителю, вместе с волхвами спешим принести Богомладенцу наши дары веры и любви.
Рождество Христово имеет великое значение для всего человечества и для каждого из нас: в этот день Сам Единородный Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы спасти всех людей. Оно таинственно и удивительно, ибо «неизреченный, неизъяснимый и непостижимый Бог, равный Отцу, пришел чрез девическую утробу, благоволил родиться от жены и иметь предками Давида и Авраама» (Свт. Иоанн Златоуст). Ко времени пришествия Христова весь мир лежал во зле (1 Ин. 5, 19). Утратив в грехопадении прародителей связь с Богом – источником добра, люди погрузились в одиночество эгоизма, страдали от взаимной ненависти и раздоров, не могли найти утешения в удовлетворении терзавших их желаний. Это бывает всегда, когда человек отворачивается от Бога, – и прежде, и теперь: вне Бога его жизнь превращается в тяжелую и безотрадную борьбу за выживание.
Казалось бы, как может Господь не только воспринять человеческое естество, но даже соприкоснуться с миром, где правят похоть и человеконенавистничество. Ведь святость Божия несовместима с душевной и духовной нечистотой. Он мог бы прийти во главе Ангельских сил и разрушить этот грешный мир. Вспомним, как Христос сказал апостолу Петру, пытавшемуся защитить Его во время ареста в Гефсимании: Думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26, 53). Но любовь Божия к человеку безгранична и неизъяснима. Бог – Создатель всей Вселенной, Бог – Вершитель судеб мира и каждого человека в отдельности. Он явился среди людей, чтобы каждый имел возможность отвратиться от греха и приблизиться к Богу, соединиться с Ним. В Своем вочеловечении Христос воссоздал человеческое естество, в Нем оно вновь обрело прежнее единство и богоподобие. Благодаря этому спасение возможно только во Христе Иисусе и через Него.
В боговоплощении явились одновременно и безграничная жертвенная любовь Сына Божия к людям и Его беспредельное смирение пред Богом Отцом. По словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, «Господь всего Себя истощил для спасения человеческого рода, …чтобы искупить Своими неповинными страданиями от вечной муки человеческий род. Сколько здесь безмерной благости и правды Божией!» В течение всего годичного цикла церковных праздников Церковь благодарно вспоминает домостроительство нашего спасения и воспевает безграничное милосердие Божие. Каждый праздник, как и чествуемое сегодня Рождество Христово, раскрывает перед нами тайну Божией любви и призывает нас к духовному бодрствованию и обновлению своей жизни во Христе. Ради избавления каждого из нас от закона смерти Господь принял человеческую плоть, крестился в Иордане, претерпел бесчестье, поругание и даже крестные муки и смерть. В ответ Он ничего не требует от нас, кроме сыновней любви, которая выражается в отказе от рабского служения греху и в исполнении Его благой воли, ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (1 Ин. 5, 3).
Иисус Христос оставил нам не только Свое учение, но и пример Своей земной жизни. Он показал, что исполнение Евангельского закона одинаково чуждо юридической справедливости и механической скурпулезности, но оно проистекает из сострадающего, милующего и благодарного сердца. Он дал нам образец христианской любви, которая долготерпит, милосердствует, …не завидует, …не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 4–7). Первым шагом и единственным путем к ней является отречение от себялюбия и своекорыстия, почему Христос говорит: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 24–25).
Искренняя, непритворная вера во Христа изменяет человека, ему не достаточно именоваться христианином, он в любых обстоятельствах избирает самоотвержение ради Христа и во всем следует Его заповедям. Для такого человека исполнение Евангелия охватывает все измерения его личностного пространства – от внутренней духовной жизни до конкретных дел веры – служения ближним и свидетельства миру. Так поступали мученики первых веков, этим путем следовали святые Русской Земли. От него не отвратились те, кто в двадцатом столетии шел за веру на расстрел, в тюрьмы, лагеря и ссылки. Это выбор христианина и в настоящее время, потому что Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).
Христианская любовь – основа духовного единства. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), но Он есть и Единство в любви. Как едина Пресвятая Троица, как един Христос – Бог и Человек – так едино и Его Тело – небесная и земная Церковь Христова, скрепляемая жертвенной любовью и служением Богу и друг другу всех ее членов – праведников и святых всех веков и народов, так же как и всех ныне живущих верующих любого возраста и общественного положения: архиереев, священнослужителей, монашествующих, мирян.
Сейчас время нашего пребывания в этом мире, и мы должны не только пользоваться опытом и духовной поддержкой предыдущих поколений христиан, но, в свою очередь, вырастить и воспитать народ Божий, который будет жить после нас. Воспитать можно только примером своей собственной жизни, чтобы окружающие, наши дети и молодежь, убеждались, что вера во Христа и христианский подвиг нераздельны, что святость – это не древняя быль, но основной мотив и цель жизни современного христианина.
Наиболее органично этот опыт человек усваивает в семье, на примере родных и близких. От религиозной и нравственной атмосферы семьи во многом зависит будущее Церкви и всего нашего народа. Именно семья дает формирующейся личности первые представления, и очень важно, чтобы с самого раннего возраста у ребенка были правильные понятия о Боге, о сотворенном Им мире, о добре и зле. Множество соблазнов подстерегает детей и молодежь в современном мире. Еще святой праведный Иоанн Кронштадтский с горечью писал: «О мир прелюбодейный и грешный! Ты и … детей христианских родителей стараешься всеми силами отторгнуть от Бога и отлучить от вечной жизни, ибо и воспитываешь их в своем крамольном богоотступническом духе – в духе светских страстных писателей, мечтающих только о земных благах, о наслаждениях и успехах, отрывая их от Бога, от Неба, от Церкви». Этим словам уже почти сто лет, но они звучат, будто произнесены в наше время. Только книги страстных писателей теперь во многом заменили кинофильмы, компьютерные игры, интернет, телевизионные шоу и сериалы, которые еще с большим упорством отрывают детей от Неба.
Мы окажем подрастающему поколению действенную помощь, если научим его любить Христа, нашу Родину и ее культуру, смотреть на окружающий мир и движения собственной души с позиции Евангельской нравственности, если привьем ему христианский взгляд на отношения между людьми и на супружество. Ведь, «невелика заслуга пред Богом родить подобного себе… Это дело Божие… А заслуга пред Богом – воспитать ребенка и соделать его … добрым членом семьи, преданным членом государства и добрым, верующим христианином» (прав. Иоанн Кронштадтский). Наблюдая в своей семье, на примере родителей, искреннюю веру, взаимную любовь, согласие и доброе отношение к окружающим, человек, став взрослым, будет строить свою жизнь, свое отношение к Богу и людям на этих же началах, что укрепит наше общество и государство.
Православная семья призвана не только воспитывать подрастающее поколение, но и способствовать спасению супругов, ибо она – один из двух равночестных путей ко спасению во Христе. Другой путь – иноческий. О высоте и ответственности супружества Спаситель говорил: В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мк. 10, 6–9). Кроме того, Своим присутствием на свадебном торжестве в Канне Галилейской Господь освятил брачный союз. Древние правила Церкви устанавливают различные меры наказания – вплоть до отлучения от Церкви – для тех, кто гнушается браком или монашеством, как и для тех, кто не хранит целомудрие. Сделав свободный выбор в пользу семьи, православные супруги должны вести благочестивую и нравственную жизнь. Да и до брака, по учению Церкви, жених и невеста обязаны беречь чистоту и искренность своих взаимоотношений. Ведь церковный брак сравнивается с союзом Христа и Его Церкви.
Только в христианском браке совершается сущностное соединение личностей супругов: духовное, душевное и телесное. Как и вся Церковь, семья – малая Церковь Христова –немыслима без единства. Она является тем основанием, на котором создавалось и ныне держится наше общество и государство. Семейная жизнь требует верности и доверия, терпения и заботы, взаимного такта и самоотвержения, – все это невозможно без той высокой любви, о которой писал апостол Павел. Оскудение любви в семье имеет катастрофические последствия как для государства и общества, так и для личности, ибо, в конечном счете, ведет к утрате человечности. Вот почему сегодня существенно важно, чтобы святость брака вернулась в общественное сознание и в частную жизнь людей.
Укрепляя веру во Христа и строя жизнь по этой вере, мы можем преодолеть многие современные проблемы и разделения в нашем обществе, так как все они в своем основании имеют отвержение Бога. «Россия забыла Бога спасающего, утратила веру в него, оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий.., – писал в начале двадцатого века святой праведный Иоанн Кронштадтский, – и оттого неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света – достойное возмездие за свою гордость, за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией». В наши дни можно без страха ходить в храмы, читать духовную литературу, принимать Крещение, молиться, открыто исповедовать веру в Господа Иисуса Христа. Но по-прежнему многие наши сограждане, наши знакомые, родные и близкие, своим сознанием и образом жизни остаются вне церковной ограды. В мире по-прежнему есть любовь к Богу и сострадание людям, но есть и сатанинская ненависть к Творцу и Его творению; существует стремление людей к единению на основе духовных и нравственных ценностей нашего народа, но есть и противодействие как скрытое, так и открытое этому стремлению.
В радостный праздник Рождества Христова принесем Богомладенцу Христу нашу благодарную любовь и совместные молитвы о том, чтобы Он помог нам непреткновенно идти путем спасения и привлекать на этот путь наших ближних. Пусть всемилостивый Господь по молитвам Своих святых угодников даст нам время на исправление жизни по Его заповедям и спасет наших детей, Сам являясь в этот день в образе кроткого младенца.
Смиренный
+ Климент
Митрополит Калужский и Боровский
Рождество Христово, г. Калуга, 25 декабря 2007/7 января 2008 г. |