Статья студента 2 курса магистратуры иерея Тимофея Карпенко «Развитие Исихазма и практики умного делания на рубеже XVIII-XIX вв.»
Иерей Тимофей Карпенко
магистрант 2 курса обучения
Калужской духовной семинарии
e-mail: karpenko.timofej@bk.ru
Priest Timofey Karpenko
1st year master’s student
of the Kaluga Theological Seminary
e-mail: karpenko.timofej@bk.ru
Развитие Исихазма и практики умного делания на рубеже XVIII–XIX вв.
The development of Hesychasm and the practice of intelligent doing at the turn of the XVIII-XIX centuries.
Аннотация: В данной работе рассматривается история возникновения термина «Исихия», а также распространение и развитие практики умного делания в России. Будут рассмотрены научные статьи и книги по данной проблеме.
Abstract: This paper examines the history of the origin of the term “Hesychia”, as well as the spread and development of the practice of smart doing in Russia. Scientific articles and books on this problem will be considered.
Ключевые слова: старчество, исихия, отцы, Россия, аскетизм
Keywords: senility, hesychia, fathers, Russia, asceticism
Церковно-научная структура дала термину «исихия» научную и систематическую трактовку только в XIX в. [2, с. 182]. Но сама практика исихазма (покой, безмолвие, тишина помыслов) существовала еще у древних отцов.
Например, Хоружий Сергей Сергеевич, историк и исследователь темы исихазма, упоминал, что современное православие считает древних пустынножителей основателями данной традиции. [3, с. 48-61].
Так же, русский религиовед Олег Клименков говорил, что «основателем нового умственного движения был патриарх Фотий»[1] [4, с. 2-5], который утверждал, что для «исихии» в первую очередь необходима «трезвость».
Об истории и значении «исихии» говорили такие исследователи как Анастасий (Голубев), иеродиакон [5, с. 2-5], Павлов Д.В. [6] и другие.
Наиболее подробно и теоретически к изучению исихазма подошел в XIV веке святитель Григорий Палама [2, с. 183]. Святой изложил свое учение о «исихии» во многих своих трудах, таких как «Три главы о молитве и чистоте сердца» [7], «О священно-безмолствующих» [7], но основным произведением считается именно «Триады в защиту священнобезмолвствующих» [11], в котором наиболее ярко и глубоко святитель пишет о Божественных энергиях, о молитве и о безмолвствующих.
Протоиерей Иоанн Мейендорф (1926–1992) – широко известная личность как в церковной, так и светской структуре, особенно в изучении патристики и истории Византии. В своих трудах немало писал о историчности исихазма, а также о том, в чем заключается само безмолвие и внутренняя умная молитва. В частности, протоиерей разделял четыре значения в исихазме:
1) раннехристианский идеал индивидуального отшельничества;
2) метод самоуглубленной молитвы с постоянным повторением «Иисусовой молитвы»;
3) система богословско-философских понятий, разработанных святителем Григорием Паламой в полемике с Варлаамом Калабрийским;
4) так называемый «политический исихазм» как социальная и культурная программа, проводившаяся византийскими деятелями [1, с. 291–305].
Архимандрит Киприан (Керн) изучал данный вопрос относительно исторических аспектов и пришел к выводу, что сами термины исихия, исихаст, исихазм используются еще у отцов IV века, среди которых рассматриваются святой преподобный Нил Синайский, преподобный Иоанн Лествичник и другие учителя Церкви, считавшие исихазм неотъемлемой частью монашества [8, c. 59].
Основателем старчества и исихазма, как полного учения о молитве в России является преподобный Паисий (Величковский) (1722 – 1794) и его последователи, благодаря которым основывалось старчество в Оптиной пустыни [16, c. 15 – 20].
Главным известнейшим аскетическим трудом, который стал толчком для аскетизма и молитвы в России, является перевод преподобным Паисием «Добротолюбия» [10] – собрания аскетических творений IV–XV вв., составленного Макарием Коринфским и св. преподобным Никодимом Святогорцем (греч. Φιλοκαλία, впервые опубликован на греческом языке в 1782 г. в Венеции) [14, c. 7- 16].
Старчество в России не представляло собой никакого сословия или какой-то отдельной группы, в которую можно было вступить. Старец – это человек, который аскетическим трудом и молитвой достиг определенной духовной высоты, что может наставлять людей, так как прошел искус, через который должен пройти каждый христианин, готовящийся к вечной жизни.
Старец – это некий путеводитель, который знает дорогу и все камни, встречающиеся на ней.
Иеросхимонах Сергий (Четвериков) о старчестве говорил так: «Русское старчество, как и русское монашество, есть в высшей степени самобытное и своеобразное явление русской церковно-народной жизни, тесно спаянное с духом и преданиями древнего Православия. Оно вышло из самых недр народной жизни, из самых сокровенных и самых светлых стремлений русской души» [9, c. 99-115].
Так, преподобный Сергий Радонежский, есть настоящее воплощение мудрости и смирения, а святитель Игнатий (Брянчанинов), настоящий учитель православной аскетики, которая прошла через всю его жизнь и принесла достойные духовные плоды.
С развитием старчества и исихазма в русскую религиозную философию стали проникать такие околоисихатские течения как «софиология», «всеединство», «имяславие» [13, с. 51–59]. Данные движения очень резонируют с учением православных святых отцов и учителей Церкви, которые своей жизнью доказали истинность и Богооткровенность своих учений.
Но эти философские движения не смогли загрязнить развитие истинного исихазма в России. Ярким примером становится русский светский писатель Иоанн Киреевский, который имел постоянное общение со старцами Оптиной пустыни [15, с. 12-13]. И многие другие писатели среди мирян, исследовавшие исихазм утверждали, что с проникновением новых течений, старцы продолжали руководить паствой, используя традиционное, истинное понимание исихии.
Развитию исихазма в России мы, конечно, обязаны трудам преподобного Паисия Величковского и его ученикам, которые и распространили учение своего наставника в Оптину пустынь и другие монастыри.
Преподобный Паисий изложил учение о Иисусовой молитве в своем труде «Об умной или внутренней молитве» [12]. В этой работе старец написал апологию Иисусовой молитвы, присовокупив и учение древних отцов Церкви. То есть, он переложил это учение на более понятный язык для современного христианина, что тоже сыграло большую роль для развития исихазма в России вместе с переводом книги «Добротолюбие».
Ученики передали этот труд отцам Оптиной Пустыни, благодаря чему и началось возрождение духовного центра России.
В заключение следует отметить, что сам термин «исихия» в научном и систематическом его значении, по словам Нижникова С.А. произошел в XIX веке, но такая традиция идет еще с древних пустынножителей. В XVIII-XIX веках было много исследователей, которые приложили много трудов для развития данного движения именно с научной стороны, но такое глубокое богословие как, тишина помыслов, аскетика и вообще связь с Богом, не должна много изучаться именно с научной стороны, потому что наиболее ясное и истинное учение об этом аспекте духовной жизни была дана святыми отцами Церкви, которые оставили огромное наследие о практике «исихазма».
Источники и литература:
- Анастасий (Голубев), иеродиакон. Становление исихазма и его роль в жизни Церкви: выпускная квалификационная работа. Калуга: КДС.
- Добротолюбие: в русском переводе: [в 5 т.]. – Изд. 4-е. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. / Т. 5
- Добротолюбіе. Святіи богодухновенные отцы в переводе Паисия Величковскаго / Добротолюбие (репринтное издание) 4 тт. Изд.: «Православное Братство святых князей Бориса и Глеба». – М., 1793 (2000) г.
- Зеньковский В. В. История Русской Философии. – М., 2001.
- Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.
- Климков Олег. Византийский исихазм и русская религиозная философия XV – XVIII вв.: монография. Санкт-Петербург.
- Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1973. Т. 33.
- Нагорный С.В. Исихазм в контексте традиции русского любомудрия // Вестник. РУДН. Сер. Философия 2007. № 4.
- Нижников С.А. Исихазм в истории христианства на Руси. Часть II // Пространство и Время. 2017.
- Павлов Д.В. Возрождение исихазма и практики умного делания в России в период: конец XVIII – XIX вв. в подвигах прп. Паисия Величковского и его учеников: аттестационная работа. М., 2012.
- Петров Василий, протоиерей. Агапий Ланд и его книга «Грешников спасение» в «Руководстве к исповеди» прп. Никодима Святогорца // Богословско-исторический сборник. 2021. №3 (22).
- Преподобный Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве. Издание третье Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. – Москва, Типо-литография П. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом, 1902.
- Руденская Т.В. Русское старчество как духовный феномен православия // Вестник ОГУ. 2011. №1 (120)
- Сергий (Четвериков), иеросхимонах. Из истории русского старчества // Путь: орган русской религиозной мысли. 1925. №1. Сентябрь.
- Триады в защиту священно-безмолвствующи : [Перевод] / Св. Григорий Палама; [Послесл. В. Вениаминова, с. 344-381]. – М.: Канон, 1995.
- Хоружий С. С. Исихазм в Византии и России: исторические связи и антропологические проблемы // с. 1997, № 2:1.
[1] Патриарх Фотий I (ок. 820 – 896) – византийский богослов, патриарх Константинопольский. Обвинял римских пап во властолюбии; впервые обвинил их в ереси за добавление к Символу веры слов «и от Сына» (filioque), хотя в ту эпоху этот прилог, сделанный в Испании, не был принят в Риме; но филиокве распространялся в Болгарии через франкийских священников-миссионеров, благословляемых и посылаемых из Рима. Анафематствован в 863 году папой римским Николаем I.