Малоизвестный период биографии святителя Иннокентия (Вениаминова)

В первое свое путешествие на Аляску святитель Иннокентий направился в сане священника. Тогда на его дорогу от Иркутска до Алеутских островов ушло более года (7 мая 1823 года — 29 июля 1824 года). Одна из причин столь долгого пути из Сибири в Америку была связана с особенностями навигации в то время в Русской Америке. По прибытии в порт Новоархангельск осенью 1823 года ему вместе с его семьей пришлось до следующей весны ожидать отправки судна на остров Уналашка.

Эти несколько месяцев, проведенные священником Иоанном Вениаминовым в Новоархангельске, упускают из виду многие исследователями его деятельности. Так, составитель наиболее обстоятельного биографического описания святителя Иннокентия Иван Платонович Барсуков, чей труд был впервые издан в XIX веке [5], вообще не упоминает об этом периоде. Вслед за его авторитетной работой этим же недостатком страдают многие биографии и жизнеописания прославленного апостола Сибири и Америки, включая изданные в США разработки и компиляции [2, 6].

Последнее обстоятельство тем досадней, что в США существуют публикации, авторы которых исследуют данный период биографии святителя. В первую очередь, к ним относится статья святителя Тихона (Беллавина) в журнале «Американский Православный Вестник» за 1901 год [9]. Из сравнительно недавних изданий можно назвать книгу американского биографа Пола Гарретта [1], в которой перевод на английский труда Барсукова дополнен сведениями из американских архивных источников, в том числе и тех, которые в свое время использовал святитель Тихон.

Этот комплекс документов, который святитель Тихон называл «Иннокентиевским архивом», в настоящее время, по-видимому, хранится на Аляске в Архиве семинарии преподобного Германа на о-ве Кадьяк в виде трех переплетенных томов, имеющих единую сквозную нумерацию и озаглавленных одинаково: «Иннокентий (Вениаминовъ)». Первые два тома содержат официальные документы (в основном, рапорты священника Иоанна Вениаминова) за 1821—1823 и за 1824—1840 годы соответственно, охватывая весь период его служения в сане священника. В третьем томе собраны преимущественно его священнические журналы.

Из данного комплекса документов для изучения первого полугодового пребывания святителя Иннокентия в Новоархангельске основной интерес представляет первый из его журналов, который озаглавлен «Журнал священника Иоанна Вениаминова, веденный им во время прожития его на острове Ситха с 20-го октября 1823-го года по 1-е маiя 1824-го года». Данный журнал мне довелось изучать еще во время посещения Аляски в 1980-е годы. Также он был зафиксирован российской научной экспедицией, работавшей в Кадьякском архиве в 2012 году.

Еще святитель Тихон обратил внимание на тот факт, что этот «Журнал…» священник Иоанн Вениаминов отправил на рассмотрение епархиальному начальству в Иркутск [9, С. 379]. Это обстоятельство позволяет предположить, что в настоящее время в Кадьякском архиве находится автокопия «Журнала…» подобно автокопии отчета о состоянии Камчатской епархии за 1850 год, которая была в распоряжении И.П. Барсукова [5, C. 258—291], а сегодня хранится в Архиве внешней политики Российской империи среди других использованных в его книге бумаг (опись 874 фонда «Коллекция документальных материалов из личных архивов чиновников МИД»).

Находящийся в Кадьякской семинарии «Журнал…» может быть и подлинником, поскольку священник Иоанн Вениаминов просил епископа Иркутского Михаила (Бурдукова) возвратить журнал, сопроводив архипастырскими замечаниями. «Покорнейше прошу Вашего Преосвященства, — писал будущий святитель в сопроводительном рапорте от 2 мая 1824 года, — удостоить Вашего разсмотрения и внимания — отеческаго, заметить имеющиеся в оном, может быть, не виденные мною важные погрешности и обратить оной ко мне» [3, Л. 127.].

Однако независимо от того, является хранящийся в Архиве Семинарии преподобного Германа «Журнал…» подлинником или автокопией, в любом случае на основании этого документа можно составить представление о малоизученном периоде жизни святителя Иннокентия.

Как отмечено на его титульном листе, в этом «Журнале…» священник Иоанн Вениаминов вел записи с 20 октября 1823 г. по 1 мая 1824 г. — то есть за все время проживания в Новоархангельске, отмечая все, «чем он занимался касательно своей существенной обязанности» [4, Л. 317].

Первое, что можно почерпнуть из этих записей — священник Иоанн Вениаминов регулярно совершал Божественную литургию, в том числе и «собором», т.е. совместно с местным священником Алексием Соколовым [4, Л. 319об., 321об., 323об.]. Интересно отметить, что на Пасху 1824 года — 6 апреля праздничное богослужение возглавил иеромонах Александро-Невской Лавры Иларий, который прибыл Русскую Америку на фрегате «Крейсер» в составе экспедиции под командованием капитана 2-го ранга Михаила Петровича Лазарева [4, Л. 325]. Несмотря на то, что в составе экспедиции постоянно находился священнослужитель, именно священник Иоанн Вениаминов исповедовал капитана и офицеров «Крейсера» вместе с правителем Новоархангельской конторы Кириллом Тимофеевичем Хлебниковым в Великую среду, 2 апреля 1824 года [4, Л. 324об.].

Помимо Литургии отец Иоанн служил молебны, всякий раз провозглашая всех членов царской семьи — «Высочайшей фамилии» [4, Л. 319об.]. При этом обнаружилось, что в помяннике новоархангельского священника Алексия Соколова отсутствовало имя великой княгини Ольги Николаевны. Весть о ее рождении еще не достигла до этих краев, и священник Иоанн Вениаминов официально просил епархиальное начальство своевременно доводить до сведения священников, которые служили на Аляске, все известия, а также наставления и замечания, которые адресованы всем клирикам Иркутской епархии [3, Л. 129].

Еще одну просьбу епархиальному архиерею молодой священник направил, ревнуя о красоте и чинности церковного богослужения. В рапорте от 8 мая 1824 г. отец Иоанн писал, что не раз замечал, как неряшливо были одеты мальчики, прислуживавшие в алтаре в местной церкви, поскольку «жир китовый и юкола составляют единственно пищу» местных уроженцев [3, Л. 132]. Разумеется, резкий запах рыбьего жира и провяленной рыбы неуместен в алтаре — особом месте церковной молитвы.

Полагая, что и на Уналашке одежды алтарников будут представлять такое же неприглядное зрелище и источать соответствующие запахи, священник Иоанн Вениаминов заранее поднял эту проблему. Он предлагал для ее решения пошить для причетников одежды наподобие стихарей, но без изображения креста. Такие одеяния не требовали освящения, и для их ношения не надо было проходить специальный чин посвящения. Эти облачения, по мысли отца Иоанна, мог носить «всякий посторонний прислуживающий алтарю… во время отправления службы, для чистоты и благолепия Храма Господня» [3, Л. 132].

Приведенные факты свидетельствуют, что, еще в бытность священником, святитель Иннокентий проявлял заинтересованность в правильной организации церковной службы, в воспитании благоговения к священнодействию у причта и прихожан, в улучшении качества жизни своей автохтонной паствы. Его новаторский подход носил демократичный характер и был направлен на вовлечение в церковное богослужение широкого круга мирян. Эти характерные для него черты отношения к пастырскому долгу сообщали даже рядовому служению миссионерский характер.

Среди журнальных записей отца Иоанна, о которых не упомянул святитель Тихон, особый интерес представляют свидетельства о посещении православного богослужения местными аборигенами — индейцами тлинкитами. Впервые это произошло в престольный праздник местной церкви, 8 ноября 1823 г. В этот день, когда Церковью празднуется собор Архангела Михаила — небесного покровителя Новоархангельска, в своем журнале священник Иоанн Вениаминов отметил, что с его согласия в церковь были впущены тлинкиты, изъявлявшие желание увидеть богослужение русских [4, Л. 319об.].

Вторая подобная запись датирована 12 марта 1824 г. На этот раз храм посетили «новоприехавшие тойоны», следовательно, не те, что были осенью. Еще один интересный факт, зафиксированный миссионером: из этой группы индейских вождей, по его наблюдению, «двое молятся по-русски и, сказывают, что они крещены» [4, Л. 323об.]. Несмотря на последнее обстоятельство, в обоих случаях индейцы были допущены только перед самым окончанием Литургии и присутствовали на молебне во избежание нарушения церковных правил, которыми запрещено совершать таинство Евхаристии в присутствии язычников.

Совершение богослужений священник Иоанн Вениаминов дополнял произнесением проповедей и поучений с целью разъяснения нравственных законов Евангелия и осуществления их на практике в повседневной жизни. Находясь в Новоархангельске, по своей инициативе и по согласованию с главным правителем Матвеем Ивановичем Муравьевым, отец Иоанн регулярно проводил беседы по христианской этике на темы евангельских текстов, которые читаются во время богослужений [4, Л. 318].

Первая из таких бесед состоялась в воскресный день, 28 октября 1823 г. Будущий святитель писал: «В церкви толковал Евангелие, чтомое в Неделю 19. Луки зач. 26. Нравственность: Любить врагов и за зло платить добром, не токмо без всякого памятозлобия, но с любовью, есть самая полезнейшая и высочайшая добродетель христианина и отличительная черта его» [4, Л. 318об.]. Первоначально его беседы проходили в воскресные дни в храме до совершения Литургии, а со 2 декабря — в помещении училища в ближайший понедельник, поскольку в храме по утрам было слишком холодно [4, Л. 320].

Кроме того, в Новоархангельске помимо исполнения прямых пастырских обязанностей священник Иоанн Вениаминов преподавал детям Закон Божий. Этим он занимался ранее и в Иркутске в то время, когда священники еще не имели практики обучения детей. Еще тогда отец Иоанн разработал предложения по организации религиозного образования силами иркутского духовенства. Но большинство священников города не поддержало его инициативу. Продолжая развивать свое начинание в Русской Америке, еще до прибытия на Уналашку, священник Иоанн Вениаминов, по согласованию с главным правителем, дважды в неделю преподавал воспитанникам местного училища православный катехизис и священную историю.

От изучения христианских заповедей отец Иоанн переходил к разъяснению российских норм частной, семейной и общественной жизни. Об этом, например, свидетельствует запись в журнале, сделанная 9 января 1824 г.: «Преподавал пятую заповедь [о почитании родителей] и о обхождении с высшими себя» [4, Л. 321об.].

Но и этим он не ограничился. Судя по записям в «Журнале…», начинающего миссионера поинтересовало, насколько его проповедь, произнесенная на русском языке, будет понятна большинству его паствы на Алеутских островах — алеутам. Выяснив, что «они хотя и знают русский язык, но… не все и притом худо» [4, Л. 318—318об.], священник Иоанн начал осваивать алеутский язык. По его просьбе из числа креолов, которые проживали в Новоархангельске, был найден грамотный человек Иван Паньков [7, Л. 73]. Он был билингвом, то есть знал два языка — русский и восточно-алеутский [4, Л. 318, 318об.], на котором говорили автохтоны острова Уналашка.

Занятия с этим креолом дали результат: к концу 1823 г. миссионер выучил более 200 слов [4, Л. 321об.]. Сначала отец Иоанн заучивал слова и их произношение на слух, затем он начал записывать алеутские слова буквами русского алфавита. Это занятие заставило его усомниться в результатах обучения, ибо он установил, что одни и те же слова его учитель произносит по-разному. По этой причине отец Иоанн приостановил дальнейшее изучение слов алеутского языка [4, Л. 319, 321об.]. Приступая к этому нелегкому занятию, которое требовало немало времени и усилий, отец Иоанн подчеркивал, что его целью является знание языка своей автохтонной паствы в совершенстве «для обращения и назидания тамошних жителей» [4, Л. 318]. Впоследствии полученные знания помогли ему не только в успешной проповеди христианства, но и в научной работе.

Наконец, постоянным занятием молодого священника в Новоархангельске в осенне-весенний период 1823—1824 гг. было чтение разнообразной литературы. В журнале, в конце каждого месяца он скрупулезно перечислял, какие книги были прочитаны за истекший период. Названия этих книг привел святитель Тихон [См. 9, С. 380]. Анализируя список, можно признать, что священник Иоанн Вениаминов «не ограничивался только изучением богословия, но его также интересовали вопросы истории, естествознания, педагогики и литература технического характера» [8, С. 106—107]. Благодаря чтению различных книг будущий святитель не только расширял свой кругозор и занимался самообразованием, но и готовился к предстоящему приходскому служению. Известно, что на Уналашке он помимо Закона Божия преподавал и другие дисциплины, а также писал учебники для своих учеников.

Итак, из документов, составленных священников Иоанном Вениаминовым в Новоархангельске и направленных в Иркутск своему епархиальному архиерею, можно выявить ответственное отношение молодого священника к своему служению и его обстоятельность в стремлении исполнить свой священнический долг пастыря и миссионера на отдаленной территории России среди непросвещенных автохтонов. Первые полгода, проведенные им в Новоархангельске на пути в Уналашку, были отмечены активной педагогической деятельностью. Тогда же отец Иоанн приступил к изучению алеутского языка, а в переписке с главным правителем во избежание возможных конфликтов и ради соблюдения государственных интересов отказался от предоставленных ему привилегий [подробно см. 8, С. 108—109].

Таким образом, из рассмотренных архивных документов становится очевидным, что еще в Новоархангельске, во время ожидания дальнейшего путешествия к месту назначения, будущий святитель Иннокентий уже определил для себя и даже начал осуществлять основные направления своего миссионерского служения.

 

Использованные источники и литература

 

  1. Garrett P.D. St. Innоcent Apostole to America. Crestwood, N.Y., 1979.
  2. Portraits of American Saints / Compiled and Edited by George A. Gray. LA, 2001. Р. 22—27.
  3. Архив Семинарии Преподобного Германа на Аляске. Иннокентий (Вениаминов). II. Бумаги. 1824—1840.
  4. Архив Семинарии Преподобного Германа на Аляске. Иннокентий (Вениаминов). III. Журналы и прочее.
  5. Барсуков И.П. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883.
  6. Канонизация митрополита Иннокентия Аляскинского // Ежегодник Православной Церкви в Америке. Y., 1978. Кн. 4. С. 28—36.
  7. Климент (Г. М. Капалин), митрополит Калужский и Боровский. Святитель Иннокентий (Вениаминов) и возникновение книжной культуры алеутов // Библиотековедение. — № 5. — 2009. — С. 72 — 79.
  8. Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009.
  9. Тихон (Беллавин), епископ. К 60-летию прибытия в Ситху Высокопреосвященнейшего Иннокентия в сане Епископа Алеутскаго 27 сентября 1841 г. // Американский Православный Вестник. 1901. № 18. С. 377—381.

 

Митрополит Климент (Г. М. Капалин). Малоизвестный период биографии святителя Иннокентия (Вениаминова) // Богословско-исторический сборник. 2022 №2 (25). Калужская духовная семинария. 2022. С. 112‑121. 0,62 п.л.;