Митрополит Калужский и Боровский Климент: Пасха вдохновляет нас на подвиг

Вот завершился Великий пост и пришел праздник Пасхи Христовой! Сердечно поздравляю всех читателей и сотрудников газеты «Вечерняя Москва» и спешу поделиться с вами радостью верных учеников Спасителя: Христос воскресе!

Христос ‑ Пасхальный Агнец освободил все человечество от вечной смерти Своим закланием на Кресте. Как мы можем достойно принять этот дар Божий? В первую очередь, через отказ от своеволия, которое отдалило от Творца первых людей и их потомков. Каждый христианин имеет свой крест послушания Господу. Тем, кто несет его без ропота, открывается заря будущего века, как свидетельствует об этом преподобный Иоанн Лествичник: «Чада послушания не умирают никогда». Чтобы воскреснуть со Христом в жизнь блаженную, надо подобно Ему быть всецело послушными воле Божией (см. Фил. 2:8).

Все, кто прошел сорокадневный пост в послушание Церкви, стремился жить по ее предписаниям, получили опыт иной жизни. Ведь чем меньше мы доставляем удовольствий телу, развлечений — чувствам и уму, послаблений — воле, а заботимся о запросах духа, тем больше испытываем надмирную радость от приближения к Богу в церковных таинствах и молитве. И сейчас очень важно сохранять достигнутое и возрастать в подвиге следования за Христом. Природа дает нам наглядный пример. Мы видим, как с приходом тепла ветви деревьев покрылись молодыми листочками. Впереди лихие ветры, палящий зной и другие губительные опасности для молодой зелени, но пока дерево будет питать листья своими соками, они будут сохранять жизненную силу и гибкость.

Так и наш внутренний, «сокровенный сердца человек» (1 Пет. 3:4) пробуждается постом в покаянии, получает силу для духовного роста, чтобы принести многократный плод (см. Мф. 13:8) благочестия и праведности. По окончании поста нам предстоит не раз выбирать между воскресшим Христом и Его непримиримыми гонителями — нашими страстями и грехами, в которых мы покаялись и пообещали себе и Богу не возвращаться к ним. Если будем подобно деревьям во что бы то ни стало сохранять проросшую в нас духовную жизнь, то Господь будет питать ее Своей благодатью. Если же снова вернемся к прежним страстям, то к ним добавятся новые (см. Мф. 12:43—45), чтобы заглушить свежий росток духа и навеки лишить нас добрых плодов.

Святитель Феофан Затворник во время служения на Владимирской кафедре предупреждал свою паству, что полученную постом благодать Божию, и дарованные ею собранность и ревность о спасении следует всеми силами сохранять и продолжать борьбу со страстями. Ведь период поста — это «время обучения подвигу, а теперь началось время самого подвига. Когда пост проводим — говеем и исповедуемся, только познаем свои грехи и страсти и полагаем намерение искоренить их, а к самому искоренению надо приступить особенным, новым трудом» после поста.

Этому мы можем поучиться у святых, которые подобно нам имели обязанности на службе и работе, в семье или в монастыре, но всегда и везде стремились быть с Воскресшим Христом в своем сердце и на все свои дела призывали Его благословение. Теперь они празднуют победу над смертью на нескончаемом пасхальном пире Агнца, воодушевляя нас своим подвигом следования за Спасителем и удостоверяя, что воистину воскрес Христос!

 

 «Вечерняя Москва»