Преемники традиций первых миссионеров на Аляске: о русских священниках, служивших на острове Кадьяк после продажи Аляски

В 1894 году 100-летний юбилей прибытия на Аляску Первой духовной миссии был торжественно отпразднован в городе Кадьяк на одноименном острове. Здесь, как и в других храмах Аляски, праздник прошел в воскресенье, 25 сентября [1]. Накануне, в субботу на панихиде «о почивших отцах и братиях Алеутской епархии и наипаче о первых славнейших насадителях веры православной в Америке» [2] присутствовало подавляющее большинство местного населения. Исключение составляли лишь те «немногие, служащие в Аляскинской торговой компании», которые «по случайному недоразумению, не были уволены от работ», — сообщали «Прибавления к Церковным ведомостям» за 1894 год [2].

Силами прихожан храм в честь Воскресения Христова в Кадьяке был заботливо украшен внутри гирляндами из зелени и живых цветов, а снаружи — разноцветными фонарями. Только украшавшие ограду храма наряду с русскими стягами американские флаги разных величин напоминали о том, что уже без малого 17 лет прежняя Русская Америка принадлежала Соединенным Штатам. В «Прибавлениях к Церковным Ведомостям» отмечалось, что на праздничное богослужение пришли даже американцы, чтобы увидеть «русское торжество» [2]. В храме у левого клироса был выставлен «вновь устроенный киот с веригами монаха Германа, медным крестом его и крестом с жертвенника перваго храма Кадьякскаго» [2] — с этой святыней на следующий день после Литургии был совершен Крестный ход. Воскресная Литургия была совершена «на святом антиминсе, привезенном еще первыми миссионерами, и святые сосуды великаго таинства Евхаристии и животворящий крест, который лобызали молящиеся после молебна, были также от первых времен» [2].

Праздничные богослужения возглавил молодой священник из России Тихон Шаламов. Годом ранее по окончании Вологодской духовной семинарии он был командирован в Америку, где епископ Николай (Зиоров) рукоположил его в сан иерея и назначил на Аляску настоятелем Воскресенской церкви в городе Кадьяк. Там отец Тихон более 10 лет плодотворно трудился над устроением приходской жизни, о чем сохранились довольно подробные свидетельства на страницах журнала «Американский Православный Вестник», который издавался в США с 1896 года (первые его номера выходили под заголовком «Православный Американский Вестник»). Автором многих из этих публикаций является сам священник Тихон Шаламов, известный сегодня главным образом как отец писателя Варлама Шаламова. В основном это были отчеты, походные журналы и другие официальные документы, которые отец Тихон предоставлял епархиальному начальству, но благодаря злободневности своего содержания и хорошему литературному слогу они были опубликованы в печатном органе Алеутской епархии.

В настоящее время номера Американского Православного Вестника первых лет выпуска являются библиографической редкостью, и я рад поделиться сведениями, которые смог почерпнуть из моего личного архива, собранного в годы служения в Америке.

Первым нововведением молодого настоятеля стало служение под новый год торжественного молебна, на который в храме собирались все прихожане — креолы и эскимосы кониагмюты (именуемые со времен Русской Америки кадьякскими алеутами). Священник отучал местных жителей от невоздержной встречи Нового года, в чем он усматривал элементы язычества. Заменив «всевозможные бесчинства, пьяный разгул, пляски» [3] на молитвы благодарения Богу за прожитый год и просьбы о даровании благ в году грядущем, отец Тихон продолжил дело первых миссионеров, которые предлагали автохтонам оставить языческие обычаи и принять христианские установления. Например, они крестили автохтонов при условии их отказа от многоженства [4. С. 53—54]. Сообщая в 1900 году о соблюдении в продолжение шести лет традиции совершать молебен перед началом нового года, священник Тихон Шаламов отмечал, что «ныне старые безобразия оставлены, каждый считает своим долгом в ночь на новый год сходить в церковь» [3].

Празднование 100-летия прибытия Первой духовной миссии на Кадьяк было не единственным делом отца Тихона по увековечению памяти первых миссионеров. В границах Кадьякского прихода находится остров Еловый — место уединенных подвигов и упокоения преподобного Германа Аляскинского. Получив благословение епископа Николая, священник Тихон Шаламов построил заново часовню над могилами членов Первой духовной миссии: старца Германа и монаха Иоасафа [5]. Летом 1899 года эта часовня была освящена в честь преподобных Германа и Сергия Валаамских.

Неотъемлемой заботой русских миссионеров на Аляске было школьное образование и просвещение местных народов. Все годы, проведенные в Кадьяке, священник Тихон Шаламов курировал приходскую школу, которую посещали более пятидесяти детей прихожан [6]. Как и в других русских школах при православных храмах Аляски настоятель и псаломщик обучали учеников Закону Божию, арифметике, пению, письму и чтению на трех языках: церковнославянском, русском и английском. Отец Тихон Шаламов привнес в жизнь приходской школы новую традицию, начав проводить силами учащихся Рождественские елки с праздничным концертом для всех жителей Кадьяка [3].

При школе на средства прихода отец Тихон организовал приют для нескольких мальчиков, поскольку местные жители, по свидетельству очевидца, выказывали «страстное влечение к церковному учению» [5]. Однако средств у прихода было мало, и приют не мог вместить всех желающих, испытывая серьезные трудности в обустройстве быта и материальном обеспечении уже принятых на содержание детей. Положение изменилось к лучшему, когда в 1899 году в память о 100-летии хиротонии первого епископа для Аляски церковноприходская школа с приютом в Кадьяке была наименована «Иоасафовской» с назначением ей ежегодного содержания в 500 долларов США из епархиальных средств [7].

Два года спустя, в 1901 г. в Кадьяке отдельно для девочек было открыто православное училище с пансионом. Воплощал эту инициативу святителя Тихона (Беллавина) кадьякский священник Тихон Шаламов. Организованная им школа-пансион была названа «Германовской» в память о первом на Аляске приюте для сирот преподобного Германа Аляскинского. Отец Тихон преподавал воспитанницам школы-пансиона Закон Божий и был в этом учебном заведении духовником. Обучение и воспитание учениц легло на плечи его супруги Надежды Шаламовой. За свои безмездные труды матушка Надежда была удостоена церковной награды — архиерейской грамоты [8].

Заботы об обучении и религиозном воспитании подрастающего поколения были не единственным направлением социальной работы, которую проводил в Кадьяке священник Тихон Шаламов. Для взрослых прихожан он основал общество трезвости и братство взаимопомощи.

Задачей общества трезвости во имя святителя Тихона Задонского и преподобной Марии Египетской было искоренение главного социального порока кадьякских жителей — алкоголизма [9]. Члены общества после исповеди и причащения Святых Христовых Таин публично давали обет проводить трезвенную жизнь в течение определенного времени. По истечении этого времени обет, как правило, возобновлялся на новый срок, а если человек освободился от порочной зависимости, то бессрочно. Общество трезвости всемерно поддерживало своих членов, выпуская рукописные листки с цитатами из Священного Писания, которые вывешивались к церковным праздникам в храме и по окончании Литургии зачитывались вслух на собрании прихожан. Не только члены общества, но и все желающие могли посещать проводимые обществом беседы религиозно-нравственной тематики, а также пользоваться библиотекой с подборкой различных изданий о пагубности пьянства и о спасительности трезвого образа жизни.

Вскоре общества трезвости появились в других селениях Кадьякского прихода, и в 1902 году они в общей сложности насчитывали около 250 членов, из которых лишь пятая часть (50 человек) составляла общество трезвости в Кадьяке [10. С. 146].

По наблюдениям отца Тихона Шаламова, общества трезвости имели положительное влияние на моральный облик Кадьякского прихода. Так, в селении Кагуяк, где давших обет трезвения было более двух третей его жителей, «нет ни пьянства, ни разврата, — писал священник в 1900 году. — Трезвенники все исполнили свой обет» [11. С. 239—240]. Улучшение нравственного состояния он отметил и в соседнем селе Аякталик, в котором «безусловных трезвенников было 50 человек, и все они сдержали свой обет» [11. С. 240]. В центре прихода — городе Кадьяк, по свидетельству очевидцев, деятельность общества трезвости переродила «коренным образом все население» [12].

Стоит заметить, что подобно первым миссионерам отец Тихон для посещения своих прихожан, живших в отдаленных селениях, путешествовал на хрупких байдарках по морю или пешком по бездорожью. Иного сообщения в те времена не было, да и сейчас передвижение по Аляске осуществляется преимущественно воздушным или водным транспортом. Обширная тундра и горные массивы делают строительство и обслуживание дорог неоправданно дорогим предприятием для тех малолюдных мест.

Преодолевая до 50 км за 8 часов дневного пути, священник Тихон Шаламов, по его свидетельству, шел со своими спутниками автохтонами «по медвежьим тропам, чуть заметным алеутским дорожкам, а иногда и вовсе без дороги, беспрестанно спотыкаясь о траву, которая бывает в рост человека, то о камни, о кочки, увязая в болотах по колено» [13. С. 192]. Эти походы со времен Русской Америки назывались переносами, поскольку путники несли на себе все необходимое, включая недостающие на месте богослужебные предметы, а порой и байдарку. «Ветви деревьев били по лицу, жалили слепни и комары, досаждал жар, иногда холод, сырость, дождь, ветер… исчезающие силы подкрепляли только водой, чаем, и иногда рыбой. Вот обычное состояние при переносах» [13. С. 192], — писал отец Тихон по возвращении из ежегодной пастырской поездки.

Посещая многие селения своего прихода, он видел обнищание и униженное состояние многих своих прихожан — коренных жителей Аляски. Отказываясь принимать это как данность, священник Тихон Шаламов обращал внимание на вопиющие факты нарушения 2-го и 3-го пунктов договора о продаже Аляски, которые гарантировали права и свободы граждан США всем оставшимся на Аляске членам Православной Церкви. «Туземец Аляски весьма стеснен и подавлен, — писал он. — Помимо того, что он лишен гражданских прав, он не свободен и в общечеловеческих правах. Оскорбленный он не находит себе защиты… Дорогие суды не для него. Белые всегда там правы; алеуты всегда виновны» [13. С. 190].

«Некогда — лет пять назад — богатое селение, без бедных и неимущих, — отметил он в своем походном журнале о посещении селения Аякталик, — ныне, с разгоном бобров, с хищничеством торговцев — сплошная яркая бедность» [11. С. 240]. В другом селении — Ахиок, где располагалась одна из американских рыбных фабрик, промысловики так вели отлов рыбы, что лишали ее всякой возможности восстановить популяцию [11. С. 241]. Из-за этого местные жители не могли питаться традиционной пищей, а в американских лавках им не на что было приобрести продукты питания и предметы первой необходимости. «Ограбленные, разоренные в промыслах, алеуты начинают беднеть, опускаясь до прямого голода и наготы… Мука в 4—5 дворах, керосин в лампе только у тойона селения, у большинства нет и цента денег, у некоторых нет сменного белья, дети в костюме Адама» [11. С. 240]. Перед своим отъездом на родину священник Тихон Шаламов подвел грустный итог: «Аляска по свидетельству правительственных отчетов прогрессирует», но в реальности «она быстро расхищается и беднеет. И не удивительно, ибо все свои многочисленные богатства она дает центру, — Штатам… Жизнь коренных жителей Аляски прямо никнет» [13. С. 150].

Причина снижения уровня жизни автохтонов при американцах, по наблюдениям отца Тихона, была связана с различным характером русского и американского освоения Аляски. Численность пришлого населения в Русской Америке всегда оставалось в пределах нескольких сотен. Испытывая недостаток в рабочей силе, русские обучали местных жителей различным профессиям и предоставляли им рабочие места, о чем еще помнили кадьякские старожилы. Американцы всех национальностей, нахлынувшие на Аляску после ее приобретения Соединенными Штатами, не были заинтересованы в трудоустройстве коренного населения. «Хозяева фабрик неохотно берут алеутов на работу, предпочитая им шведов, финляндцев и даже китайцев» [11. С. 241]. Если местные жители и получали работу, то лишь за мизерную плату по сравнению с приезжими рабочими.

Для решения проблемы бедности при храме Воскресения Христова в городе Кадьяк отец Тихон организовал церковноприходское братство во имя святителя Иннокентия Иркутского. Основным направлением деятельности братства было оказание материальной помощи своим членам, а также другим нуждающимся [14]. Помимо организации взаимопомощи в приходе священник Тихон Шаламов оказывал местным жителям медицинскую помощь. Для предотвращения эпидемий он вместе с псаломщиком делал прививки своим прихожанам в ходе посещения селений, жители которых не могли рассчитывать на американских медиков [13. С. 191—192].

Но следует подчеркнуть, что в пастырстве священника Тихона Шаламова было и принципиальное отличие от служения русских миссионеров в период Русской Америки. Деятельность православного духовенства на Аляске после ее продажи встречало непримиримое противодействие со стороны американских миссионеров: католиков и протестантов, а зачастую и представителей официальных властей, проводивших политику американизации коренного населения [4. С. 231—253]. В пределах Кадьякского прихода на острове Лесном обосновалась миссия баптистов, которые не признавали русское православие как христианство, а потому считали православных автохтонов язычниками и дикарями, не ведающими Христа, и всеми мерами насаждали среди них свои религиозные убеждения [10. С. 145]. Это вызывало сожаление у отца Тихона, который писал: «Что больше всего ослабляет дело христианской проповеди, как не соперничество миссионеров?» По его справедливому мнению, человек, не знакомый с историей христианских конфессий, «видя бок о бок с собою разность исповеданий, считает их за разность вер и ослабевает вообще к христианству, становясь индифферентным» [10. С. 146].

За все время служения отца Тихона настоятелем Кадьякского прихода — последнюю Божественную литургию он совершил в храме Воскресения Христова 6 июня 1904 года [15] — ни один взрослый человек из его паствы не был обращен из православия в протестантизм [10. С. 147—148]. Этот факт свидетельствует об успехе его пастырского попечения и трудов на ниве религиозного образования, а также введения ряда новшеств социальной направленности, которые послужили сплочению прихода и улучшению жизни прихожан. За свое ревностное десятилетнее служение в Кадьякском приходе священник Тихон Шаламов был удостоен ряда наград: правом ношения камилавки, золотым Наперсным крестом из кабинета Его величества и орденом Святой Анны 3 степени [16; 12].

В заключение надо заметить, что после продажи Аляски настоятелями в Кадьякском приходе в основном были представители креольского духовенства, но, тем не менее, отец Тихон Шаламов был не единственным исключением. До него в Кадьяке служили иеромонах Никита (Марченко) и священник Александр Мартыш [17. С. 322], а после него — священник Василий Мартыш [18]. Но их служение в силу различных обстоятельств было не столь продолжительным.

Только игумен Герасим (Шмальц), прибывший в Америку из Калужской Свято-Тихоновой пустыни, провел в Кадьякском приходе более 30 лет. Первые 18 лет своего служения на Аляске он служил настоятелем соседнего прихода с центром на острове Афогнак [19], где прежде уединенно жил член Первой духовной миссии иеромонах Афанасий (Михайлов). В 1935 году отец Герасим поселился недалеко от могилы преподобного Германа на острове Еловый и провел здесь в молитвенном подвиге остаток своей жизни. Он скончался в сане игумена осенью 1969 года в городе Кадьяк. Память о нем по сей день сохраняется среди жителей Кадьяка.

Деятельность православных священников, приезжавших из России на Аляску после ее вхождения в состав США, во многом закрепило и углубило распространение русской духовной культуры среди автохтонного населения бывшей Русской Америки. Наряду с исполнением своих непосредственных обязанностей русские пастыри проявляли заботу о местных жителях и, как могли, защищали их от давления американских властей и прозелитизма инославных миссионеров. Это укрепляло культурно-исторические связи Аляски с Россией в последующий период их автономного существования и независимого развития.

 

Ссылки:

  1. АВПРИ. Ф. 170. Оп. 512/1. Д. 559. Л. 211.
  2. Празднование на о. Кадьяке столетняго юбилея православия в Северной Америке // Прибавления к Церковным ведомостям. 1894. № 51. С. 1841—1842.
  3. Американский Православный Вестник. Известия и заметки. 1900. № 6. С. 130—131.
  4. Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. М., 2009.
  5. Анатолий, архимандрит. Из отчета о поездке для благочиннической ревизии приходов Кенайского, Кадьякского, Афогнакского и Нучекского летом текущего 1898 г. // Американский Православный Вестник. 1899. № 3. С. 90.
  6. Антоний, иеромонах. Школьное дело Русской Православной Церкви в Аляске // Американский Православный Вестник. № 8. С. 162.
  7. Предложение Преосвященнейшаго Тихона, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго, Аляскинскому Духовному Правлению // Американский Православный Вестник. 1899. № 5. С. 138—139.
  8. Американский Православный Вестник. Оффициальный отдел. 1902. № 19. С. 415.
  9. Общество трезвости в Кадьяке // Американский Православный Вестник. 1901. № 12. С. 254—256.
  10. Шаламов Т., священник. Новые иезуиты в Аляске // Американский Православный Вестник. 1902. № 7. С. 144—148.
  11. Шаламов Т., священник. Походный журнал 1900 г. // Американский Православный Вестник. 1902. № 11. С. 239—242.
  12. Отъезд о. Тихона Шаламова на родину // Американский Православный Вестник. 1904. № 13. С. 254.
  13. Шаламов Т., священник. По Миссии // Американский Православный Вестник. 1904. № 8. С. 149—154; № 9. С. 165—172; № 10. С. 188—196.
  14. Шаламов Т., священник. Отчет церковного Братства Взаимопомощи Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца при Воскресенской церкви, что на острове Кадьяке за 1901 г. // Американский Православный Вестник. 1902. № 19. С. 415.
  15. АП. Последняя Литургия // Американский Православный Вестник. 1904. № 17. С. 347.
  16. Американский Православный Вестник. Оффициальный отдел. 1904. № 11. С. 224.
  17. Краткое церковно-историческое описание Кадьякского прихода. По архиву Кадьякской церкви // Американский Православный вестник. 1898. № 10. С. 322.
  18. Отчет о состоянии Аляскинского викариатства за 1906 г. // Американский Православный Вестник. 1907. № 9. С. 156.
  19. Vinokouroff M.Z. A Profile and Inventory of His Papers (M 81) and Photographs (PCA 243) in the Alaska Historical Library / Edit.: Louise Martin. — Juneau, Alaska, 1986. P. 59.

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. АВПРИ. Ф. 170. Оп. 512/1. Д. 559. Л. 211.
  2. Американский Православный Вестник. Известия и заметки. 1900. № 6. С. 130 –
  3. Американский Православный Вестник. Оффициальный отдел. 1902. № 19. С. 415.
  4. Американский Православный Вестник. Оффициальный отдел. 1904. № 11. С. 224.
  5. Анатолий, архимандрит. Из отчета о поездке для благочиннической ревизии приходов Кенайского, Кадьякского, Афогнакского и Нучекского летом текущего 1898 г. / Анатолий, архимандрит // Американский Православный Вестник. – – № 3. – С. 90.
  6. Антоний, иеромонах. Школьное дело Русской Православной Церкви в Аляске / Антоний, иеромонах // Американский Православный Вестник. – №8. – С. 162.
  7. АП. Последняя Литургия // Американский Православный Вестник. – –№ 17. – С. 347.
  8. Климент (Капалин), митрополит. Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. – М., 2009.
  9. Краткое церковно-историческое описание Кадьякского прихода. По архиву Кадьякской церкви // Американский Православный вестник. – –№ 10. – С. 322.
  10. Общество трезвости в Кадьяке // Американский Православный Вестник. – –№ 12. – С. 254—256.
  11. Отчет о состоянии Аляскинского викариатства за 1906 г. // Американский Православный Вестник. – –№ 9. – С. 156.
  12. Отъезд о. Тихона Шаламова на родину // Американский Православный Вестник. – –№ 13. – С. 254.
  13. Празднование на о. Кадьяке столетняго юбилея православия в Северной Америке // Прибавления к Церковным ведомостям. – 1894. –№ 51. – С. 1841 –
  14. Предложение Преосвященнейшаго Тихона, Епископа Алеутскаго и Аляскинскаго, Аляскинскому Духовному Правлению // Американский Православный Вестник. – –№ 5. – С. 138—139.
  15. Шаламов Т., священник. Новые иезуиты в Аляске // Американский Православный Вестник. – –№ 7. – С. 144—148.
  16. Шаламов Т., священник. Отчет церковного Братства Взаимопомощи Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца при Воскресенской церкви, что на острове Кадьяке за 1901 г. // Американский Православный Вестник. – –№ 19. – С. 415.
  17. Шаламов Т., священник. Походный журнал 1900 г. // Американский Православный Вестник. – –№ 11. – С. 239—242.
  18. Шаламов Т., священник. По Миссии // Американский Православный Вестник. – –№ 8. – С. 149—154; № 9. С. 165—172; № 10. С. 188—196.
  19. Vinokouroff M.Z. A Profile and Inventory of His Papers (M 81) and Photographs (PCA 243) in the Alaska Historical Library / Edit.: Louise Martin. — Juneau, Alaska, 1986. P. 59.

 

Митр. Климент (Г. М. Капалин). Преемники традиций первых миссионеров на Аляске: о русских священниках, служивших на острове Кадьяк после продажи Аляски (по материалам церковной прессы конца XIX-начала XX вв.) // Богословско-исторический сборник. 2020 №4(19). Калужская духовная семинария. 2020. С. 76-88. 0,81 п.л.;