РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 2008 – 2009

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО

КЛИМЕНТА,

МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО

 

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве – 

всем верным чадам Калужской епархии

Русской Православной Церкви

 

 

«Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите.»

 (первый ирмос рождественского канона)

 

Возлюбленные о Господе

пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

 

Сегодня рождается Христос – облекается плотью Бог Слово, чрез Которого «все… начало быть» (Ин. 1, 3), чтобы исправить путь Своего творения: божественной любовью согреть охладевшие сердца людей.

Господь Бог наш Иисус Христос приходит в мир тихо, прикровенно. Он рождается там, где меньше всего Его можно было ожидать: в холодном и убогом месте, которое служило прибежищем для бессловесных животных. С самого первого мгновения земной жизни Воплощенное Слово не находит приюта среди людей. Так и потом, проповедуя Евангелие, Христос Спаситель не имел, где приклонить голову (Мф. 8, 20). Но есть те, кому любовь к Богу открыла тайну Боговоплощения. Они принесли свои дары Богомладенецу Христу, и мы вспоминаем смирение Божией Матери, славословие ангелов, веру Иосифа, бдение пастырей, надежду волхвов.

С чем сейчас мы стоим перед Божественными яслями? Смогли ли, проведя дни поста в воздержании, отказаться от страстей и стяжать добродетели или наши сердца по-прежнему не свободны от зависти, осуждения, раздражения и злобы? Уклоняясь от суетных утешений и самодовольтсва, обрели ли в молитве источник вечной радости о Боге и сил на доброделание? Избегая развлечений и суемудрия, приблизились ли к Богу в осознании своей духовной нищеты и можем ли с умилением и благодарностью восклицать: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице поклоняемся»? Но еще не поздно, мы еще можем принести Богомладенцу Христу свои сокрушенные и смиренные сердца, чтобы свет Вифлиемской звезды освятил все уголки наших душ, попаляя в них все злое, и чтобы вместе с ангелами воскликнуть: «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»

Постараемся и впредь не растерять в ежедневной многозаботливости эту тихую сокровенную небесную радость. Будем помнить, что жизнь дана нам Богом не для того, чтобы выжить, не для того, чтобы просто ее прожить, не для того, чтобы что-то нажить, и не для того, чтобы прожечь ее, извлекая из нее максимум временных удовольствий. Нашей земной жизнью мы должны вступить, прорасти в жизнь вечную. Восхождение в христианстве – это восхождение в любви. «Блюдите любовь, – говорят святые отцы, – ибо она больше всего». Если мы в погоне за внешним, за механическим следованием букве, правилам и обычаям потеряли любовь, то это значит, что мы сбились с пути, ибо утратили самое главное. «Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме» (1 Ин. 2, 9). Мир не заметил пришествие Христа, мы должны увидеть Его. Преподобный Псой, когда ученики просили его: «Покажи нам Христа», говорил: «Ищите Христа в своем ближнем». Так и мы должны увидеть Христа в наших ближних, в тех, кто нуждается в нашей помощи, в нашем добром слове, в нашем внимании, и, совершая дела любви, послужить Ему.

Наступивший год в нашем Отечестве объявлен годом молодежи. Велика ответственность современного общества за будущее молодого поколения. Ведь юность – время больших надежд, когда кажется, что вся жизнь пройдет в веселье и радости, но очень скоро приходят разочарования, неудачи, потери. Многое при первых шагах во взрослую жизнь зависит от воспитания, от того, насколько мы научили молодежь доверять Богу при достижении поставленных целей, и каковы сами ценности и цели, которые мы закладываем в их души.

Предоставляя молодых людей самим себе, не воспитывая в них жертвенность и заботу об окружающих, без которых немыслима христианская любовь, мы потакаем укоренению их в эгоизме, в стремлении от всего в жизни получать только удовольствие. Живущие с таким настроем всегда остаются капризными детьми, считая, что все им должны уступать, служить, угождать. Это глубокий источник их несчастья, поскольку они находятся в конфликте не только с окружающими, но и сами с собой. Люди, счастливо пожившие не один десяток лет, знают, что всегда приходится жертвовать собой ради близких, нести ответственность за жизнь тех, кто слабее и нуждается в твоей помощи. Многие вынуждены работать не по призванию, но чтобы обеспечить домочадцев, мириться с плохими жилищными условиями ради единства семьи, но они не впадают в депрессию и уныние, поскольку их укрепляет вера и любовь. Обладая верой и любовью, любой человек может пережить всякие испытания и преодолеть встречающиеся трудности. Надо приобщать наше молодое поколение к этим основопологающим духовным ценностям. И это мы должны делать не только словом, но и примером нашей жизни.

Молодости свойственен активный духовный поиск, и духовно-просветительская работа среди молодежи остается одной из приоритетных задач нашей Церкви. На протяжении ушедшего столетия к церковной традиции богообщения навязывалась особая неприязнь. И сейчас в нашем обществе еще не возродились традиции семейных отношений, где все бы устраивалось по принципу: семья – малая церковь. Многие молодые люди, создавая семью, не знают, что она призвана быть христоцентричной. Если в ее основе будет заложена вера и любовь, то такая семья будет прочной, и дети в ней будут нравственно и духовно здоровыми. Отсюда задача всех нас, независимо от звания, состоит в том, чтобы наше свидетельство о Христе привело молодых людей к пониманию важности для них веры, чтобы они не предвзято относились к нормам христианского поведения, полюбили Церковь, нашли в ее вероучении и традиции смысл, радость и содержание своей жизни.

Примером и укреплением для нас должен стать духовный подвиг святого равноапостольного князя Владимира. Русь восприняла из купели крещения Православие 1020 лет назад и все это время хранила верность Господу Иисусу Христу. Это были годы возрастания и укрепления в вере, годы испытаний внешних и внутренних, годы исповедничества и благовестия. Вся история России за этот период отражена в история ее Церкви, в жизнях сотен ее святых и подвижников благочестия. Нам есть, что передавать следующим поколениям.

Совсем недавно перестало биться сердце Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. Мы поистине осиротели… Будем надеяться, что Пресвятая Владычица Богородица, к которой так часто молитвенно прибегал Святейший, покроет своим омофором нашу многострадальную Церковь и сохранит от разделения и вражды. Вспомним, к чему призывал почивший Святитель: «Нашим даром, принесенным к Вифлеемским яслям, да станет любовь — горячая и действенная любовь друг ко другу и ко всем окружающим нас людям». Нам сейчас действительно тяжело, но мы должны сохранить верность Церкви, Ее единство, мы должны сохранить ту любовь, к которой постоянно призывал Святейший: к Богу, к Церкви, к ближним.

Пусть наши сердца согреются сегодня божественной любовью, и каждый принесет Богомладенцу Христу свой дар. Мы должны помнить, что Христос ждет от нас дары духовные: любовь к ближнему, смирение, послушание, терпение, и любую хотя бы маленькую добродетель, хотя бы добрый помысл, хотя бы желание исправиться. «С нами Бог!» – напоминает нам Церковь, не будем удаляться от Него в эту светоносную ночь. Святитель Филарет Московский восклицает: «Для того, чтобы с нами был Бог, знаете, что надобно? Чтобы мы были с Ним!»

 

«Христос на земли, возноситеся».

Смиренный

 

 +Климент   Митрополит Калужский и Боровский

 

Рождество Христово

г. Калуга

25 декабря 2008/7 января 2009 года