РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 2004 — 2005

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

митрополита Калужского и Боровского Климента,

 

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве –

всем верным чадам Калужской епархии

Русской Православной Церкви

 

Бог даровал нам жизнь вечную,

и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5, 11),

Который сделался для нас премудростью

от Бога, праведностью и освящением

и искуплением (1 Кор. 1,30).

 

 

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

 

Наступил мироспасительный праздник Рождества Христова, и мы вновь вместе с ангелами ликующе славословим Богомладенца Христа, грядущего в мир, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мф. 18, 11), чтобы привести нас к вечной жизни в Своем Царстве Славы.

Ныне осуществились надежды многих потомков Адама, томившихся под властью греха, ибо в грехопадении первых людей повредилась вся человеческая природа, так что даже праведники взывали: О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим (3 Езд. 7, 48). Человек своими силами не мог исправить положение, ведь никакие средства тварного мира не способны вернуть ему утраченное богообщение. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне (Ев. 10, 5). Ради воссоздания Своего творения, ради исцеления человеческого естества от власти греха Единородный Сын Божий становится Сыном Человеческим, нераздельно соединяя в Своем Лице человеческое естество с божественным, и человеческая природа сделалась собственной для Бога, обожилась. Бог по Своему величайшему человеколюбию благоволил и впадшую в грех нашу природу не только не отвергнуть от общения с Собою, но и опять воспринять в жизнь, – писал святитель Григорий Нисский.

Воплощение Сына Божия полагает начало Его полному самоотречению и послушанию Богу Отцу, которое Он явил всей Своей земной жизнью. По выражению преподобного Иоанна Дамаскина, Слово делается послушным Отцу через то, что оно стало подобно нам и через то, что приняло от нас, врачуя наше непослушание и становясь для нас образцом послушания, вне которого невозможно получить спасение. Безграничный Бог воспринимает ограниченность человеческого бытия и приходит в порабощенный грехом мир, обрекая Себя на гонения, непонимание, предательство, унижение и смерть. Он претерпел все это, чтобы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Сегодня, как и две тысячи лет назад Он приходит на падение и на восстание многих… и в предмет пререканий (Лк. 2, 34). Восстают и идут к Богу кающиеся, они очищаются и обновляются Его благодатью. Падают, удаляясь от Него, те, кто не признают за собой неправды, упорствуют в невериии, отвергают милость к людям и благодарность Богу. Далеки от Него и не признают правды Божией стремящиеся познать Бога и сотворенный Им мир одним лишь рассудком, с помощью рациональной логики, для которой жертва Божественной любви безумие (1 Кор. 1, 23). Эти люди стремятся подменить жизнь во Христе чем-то вроде технологий достижения Небесного Царства. Также далеки от Бога и дарованного Им спасения те, кто проявления духовной жизни склонны видеть лишь в плоскости эмоциональных переживаний и человеческих чувств. Приходя к вере, они требуют чудес, и повседневность христианского подвига является испытанием для их веры.

Жизнь духовная созидается, исходя из того, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его (1 Ин. 5, 11). Человек может обрести ее только во Христе, сделав Его центром своего существования. Помня любовь Спасителя к людям, те лишения и труды, которые Он понес ради нашего спасения, христианин старается думать и поступать так, как хочет Христос, а не так, как требует себялюбивое «Я». Ведь силой Христовой уничтожена власть греховных устремлений и дарована свобода поступать по Его святой воле. Это единственный верный путь, приближающий нас к Богу.

Этим путем очищения от греха и возвращения богоподобия ведет каждого человека Святая Церковь Христова, которая есть таинственное Тело Его (Кол. 1, 24). Поэтому духовная жизнь немыслима вне Церкви, вне благодати, которая подается в ее святых таинствах. Но подавляющее большинство людей в нашей стране, находясь под влиянием прагматизма, ограничивают дело своего спасения и спасения своих детей лишь первым шагом на пути ко Христу. Признавая себя верующими, они обращаются к Богу лишь для решения своих земных проблем. Такой человек отвергает дар Его вечной жизни, усвоить который можно только через постоянный подвиг. Приняв Святое Крещение, они считают дело своего спасения совершенным и не требующим дальнейших усилий с их стороны. Но вся жизнь современной России свидетельствует об обратном – каждый новый день приносит новые проблемы, корень которых в духовном омертвлении, в безразличии людей ко своему спасению, к будущему молодого поколения.

Забота о детях, которая была присуща человеку на протяжении тысячелетий, сегодня признается отягощающей жизнь, и отказ от рождения детей в нашей стране принимает ужасающие размеры. Смерть детей по умыслу взрослых – самое яркое свидетельство отвержения Христа, Который является нам сегодня кротким Младенцем, повитым пеленами Его Пречистой Матерью. Первыми мучениками, пострадавшими за Христа, стали Вифлеемские младенцы, обреченные на смерть властолюбием и эгоизмом незаконного царя Ирода, имя которого стало синонимом жестокости. Безжалостность Ирода – это результат его желания иметь беззаботное владычество на земле, окруженное плотскими удовольствиями. Миллионы нерожденных детей сегодня в нашей стране лишаются жизни из-за стремления многих людей устроить себе здесь беззаботное существование.

Детская жизнь может перестать быть ценностью только в обществе, отвергающем Бога. Наши предки веками сознавали, что дети – это наследие от Господа (Пс. 126,3). Они и создали Великую Россию. А сегодня родители считают себя вправе решать, жить или не жить ребенку, сколько детей они хотят иметь, и нужны ли вообще им дети. Но ведь каждый человек посылается в мир Господом, Который дает каждому свои уникальные дарования и способности для служения Церкви и Отечеству. И родители должны с благоговением принимать этот дар от Бога – ребенка, вырастить и воспитать его так, чтобы заложенные в него Творцом способности могли раскрыться, чтобы он мог реализовать Божие предназначение и наследовать вечную жизнь. Убивая нерожденного ребенка, люди лишают его возможности восстановления в нем образа Божия, который раскрывается в каждом человеке через единение с родившимся сегодня Христом.

Сотни детских жизней, прервавшихся в Беслане в удовлетворение властолюбивых амбиций заказчиков этой трагедии, требуют от каждого из нас задуматься над состоянием своей собственной души. Пора понять, что погибшие в Беслане – жертвы не только террористов, но и отвержения Бога в российском обществе, нашего собственного духовного нечувствия, религиозного безразличия и нравственной испорченности. Утрата нравственных и духовных норм в жизни людей, индифферентность к распространению в молодежной среде пороков порождают в обществе безответственность, дают свободу развитию греховным наклонностям у человека, что приводит к негативным проявлениям в личной, семейной и общественной жизни. Из них терроризм является наиболее вопиющим. Но ведь алкоголизм, наркомания и другие пороки ежегодно уносят десятки тысяч жизней наших соотечественников, большая часть которых – молодые люди. В результате население России ежегодно сокращается на миллион человек. Пора вспомнить мудрые слова о том, что погибают многие в этой жизни, потому что нерадят о предложенном им законе Божием (3 Езд. 7, 20), и обратиться к дарованным нам Спасителем Евангельским нормам жизни.

Пора исключить безнравственность, вседозволенность и порок из жизни общества, и прежде всего из сферы формирования сознания нашей молодежи. Новейшая история свидетельствует, что современные политтехнологии, воплощающие планы глобализма построения однополярного мира, основаны на изменении сознания молодежи. Разделения в политической сфере и в обществе начинаются с утраты людьми укорененности в родной культуре, с ломки системы традиционных для своего народа ценностей, с отвержения веры отцов. Современная молодежная культура, ориентированная на западные либеральные ценности, насаждает духовный нигилизм и новые формы древнего эпикурейства. Внедряя в подростковую среду культ удовольствий и развлечений, относительность нравственных норм и потребительское сознание, она превращает наших детей в граждан мира, которые теряют связь с отечественной культурой и государственностью. Они становятся чуждыми патриотизма, любви к Родине, неспособными защищать интересы своего Отечества. Если и впредь наша молодежь будет полностью предоставлена влиянию прозападной культуры, то вскоре коренное население страны окажется в политическом, экономическом и социальном гетто на территории некогда великой России.

Сегодня система образования и внешкольного воспитания, молодежные организации, СМИ и все, кто работают с детьми и юношеством, должны нести подрастающему поколению мировоззренческие понятия и нравственные принципы традиционной для России культуры, которая в основе своей православная. Общественное мнение должно осуждать порок и признавать нормативность добродетели. Прошедший в октябре Архиерейский собор нашей Церкви рекомендовал уделять особое внимание воспитанию детей, формированию их жизненной позиции на основе традиционных для нашей культуры ценностей. С этой целью разработан курс «Основы православной культуры», предназначенный для преподавания в общеобразовательных школах. Он может помочь привить подрастающему поколению целомудренные представления и сформировать внутренний мир будущих граждан России на основе ценностей Православия.

Но нравственность надежно станет жизненным стержнем молодого человека в том случае, если он учится выбирать добро на примере старших. Пусть местом ежедневного христианского подвига борьбы со своими эгоистическими наклонностями и исполнения Евангельских заповедей станет для каждого его семья, его место работы или службы. Вопреки господствующему в окружающем мире гедонистическому настрою нам надо укреплять аскетические начала христианской жизни. Необходим именно подвиг для утверждения во Христе, чтобы мы, верующие, сами в своих делах и поступках были исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя (Иак. 1, 22).

Россия сегодня ищет новые пути развития, и ее народу необходима укорененность в Православии для того, чтобы сохранить в этом процессе свою национальную самобытность и культурную традицию. Заботясь о чести и благе земного Отечества, мы приобретаем Отечество небесное, которое есть Царство Божие. Будем же любить нашу Родину, будем духовно бодрствовать и заботиться о подрастающем поколении, чтобы созидаемая новая Россия неизменно пребывала под покровом родившегося ныне Спасителя.

Поздравляю всех вас с Рождеством Христовым!

Смиренный

 

Митрополит Калужский и Боровский

 

Рождество Христово

г. Калуга

25 декабря 2004/7 января 2005 г.