РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 2003 — 2004

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

архиепископа Калужского и Боровского Климента,

 

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве –

всем верным чадам Калужской епархии

Русской Православной Церкви

 

Се, творю все новое. (Откр. 21, 5)

Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы,

и сотворите себе новое сердце и новый дух;

и … Вложу внутрь вас дух Мой. (Иез. 17, 31; 36, 27)

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

Вновь наступила таинственная ночь Боговоплощения, и мы празднуем Рождество Христово. Снова на духовном небосклоне сияет звезда, ведущая нас к Богомладенцу Христу, и мы внимаем ангельской вести о родившемся в Вифлееме Спасителе мира. Это древнее благовестие обращено сегодня к нам и призывает каждого к обновлению своей жизни, ибо ныне всесильный и безграничный Бог воспринимает наше немощное и ограниченное естество, чтобы обновить в нас Свой образ, искаженный грехом. Поскольку в грехопадении человеческая природа обеднела, потеряв благодатную связь со своим Творцом, то понадобилось восстановление утраченной благодати богосыновства, воссоединение человека с Источником вечной жизни. Только Безначальному Сыну и Слову, как Творцу, возможно было воссоздать Свое творение. И вот ныне совершилась эта непостижимая тайна: Слово плоть бысть (Ин. 1, 14). Богом воспринимается все человеческое естество, и в этом восприятии, оставаясь во всем соприродным нам, оно совершенно освобождается от повреждения грехом. Таким образом полагается начало обновленному творению, ибо во Христе Иисусе, – пишет апостол Павел, – новая тварь (Гал. 6, 15).

Рождение Богомладенца Христа открыло новую эру в мировой истории. Подвиг человеческой жизни во Христе обретает смысл. И как писал святитель Московский Филарет великому поэту А.С. Пушкину: Не напрасно, не случайно жизнь от Бога нам дана. Сбылись чаяния праведников, на протяжении многих веков ожидавших Избавителя, Который спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1,21). Воплотившись от непорочной Девы Богородицы, Бог Слово принес начало вечной жизни в земное бытие человечества, пребывавшего под властью греха. Своим воплощением Сын Божий положил основание Церкви, в которой каждый человек имеет возможность приобщиться полноте новой жизни во Христе и оживотвориться Его благодатью. С тех пор на протяжении двух тысячелетий Церковь Христова остается для всех людей источником свободы от рабства греху и смерти, объединяя их независимо от национальности, пола и возраста в единый народ Божий на основе заповеди о жертвенной любви, неведомой до того миру: заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга (Ин. 13, 34).

В последнее время мы видим, как мир все дальше отходит от христианских ценностей и евангельских норм жизни. Утеряв духовную основу своего бытия, человечество истощает свои силы в бесплодной погоне за славой, богатством и земным благополучием и пытается заглушить в себе духовную жажду иллюзиями творческого поиска и достижениями научного прогресса. Однако, стремление к материальному благополучию и творческие искания вне Бога приводят человека к личностному конфликту. Научные достижения, новые технологии, при всей их казалось бы благой направленности на облегчение условий жизни людей, существенно разрывают гармоничную связь человека с природой, уводя его духовые стремления от Богом данной задачи подвижнического преображения мира, в иллюзию человеческого миротворения.

Начавшийся ХХI век с очевидностью демонстрирует оскудение нравственного потенциала человечества. Бесценный дар Божий – свобода человеческой личности в лукавом и искаженном представлении современного общественного сознания становится неким кумиром, в жертву которому полагаются все нравственные нормы человеческого бытия. Забыто бессмертное предостерегающее слово святого апостола Павла: К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти (Галл. 5, 13). Ярким свидетельством этого является практически повсеместное оправдание общественным мнением тяжелейших пороков, однозначно осуждаемых в Священном Писании. Все греховное и даже противоестественное постепенно входит в норму и защищается обществом как проявление свободы личности. Средства массовой информации насаждают в умах и сердцах миллионов людей порочный образ жизни, основанный на нехристианском мировоззрении. Поистине о нашем времени сказал Господь: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24, 12). Удаляясь от Бога, человек теряет интерес к проблемам других, становится равнодушным к нуждам даже самых близких и родных людей. Средоточием его жизни вместо Христа становится его эгоистичная личность, требующая удовлетворения всех своих желаний и страстей. Именно поэтому сегодня все больше людей, особенно молодежи, уходят в мир иллюзий и виртуальной реальности, подменяющей им настоящую жизнь. Внутренний мир современного человека обеднен и ориентирован на поиск ярких впечатлений. Это делает его неспособным к духовной жизни, которая немыслима без подвига самоотречения и самопожертвования.

Мир дезориентирован и разобщен, и эта разобщенность последнего времени пронизывает все слои нашего общества. Недавно прошли выборы в Государственную Думу. Кто-то голосовал, кто-то нет, но моральная ответственность за будущее России лежит на всех. В ходе предвыборной кампании мы видели, как порой беззастенчиво использовалась ложь для достижения цели, а некоторые свои амбициозные устремления прикрывали авторитетом Церкви. Но не на клевете и обещаниях должен основываться наш выбор, а на реальных делах и жизни, свидетельствующей о вере.

В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проявлениями и следствиями бездуховности, которая десятилетия искусственно насаждалась в нашем обществе. Преподобный Антоний Великий говорит, что самая большая и неисцельная болезнь души и пагуба ея есть богозабвение. Духовное обнищание нынешней молодежи есть прямое следствие забвения Бога старшим поколением. Отсутствие правильного духовного настроя в семье, школе уродует души детей. В этом коренятся все большие и малые проблемы нашей жизни – от беспризорности, наркомании и алкоголизма до жестокости и безразличия. И если мы, старшее поколение, не обратимся к Богу с покаянием и не обновим свою жизнь, то тяжелое будущее мы оставим нашим детям и внукам. Это прежде всего должны помнить православные христиане, помнить и знать, что нашими трудами и молитвами мир, в котором мы живем, должен освящаться, а окружающее нас общество врачеваться от болезней.

России пора выходить из пропасти богоотступничества, пора вернуться к жизни с Богом. Народу пора задуматься над своим будущим. Не изменится наша жизнь, если мы сами не изменимся. Не будет в стране благополучия, если наши сердца не будут наполнены добром, если благая весть о Рождестве Христовом дойдет только до наших ушей, а в нас самих не произведет перемен к лучшему. Наше Отечество велико и богато, это богатство только тогда будет служить России, если мы сами будем жертвенно ей служить. Обновление нашего Отечества должно начаться с обновления каждого из нас, обновления наших семей, оздоровления наших отношений с окружающими.

Сколько среди нас безразличных ко своему спасению людей, сколько считают смыслом своего существования «пристроиться» в этой жизни и не думать о проблемах ближних, общества, человечества. Поступающие так, не помышляют о своем будущем, они забывают, что все мы пришельцы на этой земле. Если мы не достигнем той цели, ради которой Бог даровал нам эту жизнь, если не оставим после себя молитвенников и праведников, то какую уготовим себе участь в будущей жизни? Еще очень многие, называя себя христианами, ничего не знают о Христе и живут вне Христа. Еще многие, крещенные в Православной Церкви, не знают, что такое Православие. Давайте сегодня, в день, когда Бог ради нашего спасения пришел в этот мир и тем самым начал Свое жертвенное служение, задумаемся, не к нам ли относятся Его слова: ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти (Откр. 3, 1–2).

Итак, всегда имея пример жизни и учение начальника и совершителя веры Иисуса Христа (Ев. 12, 2), будем во всех своих чувствах, мыслях, делах и словах следовать Ему, как любящие дети стараются во всем подражать родителям и выполнять их наказы. В своем христианском подвиге будем стоять в простоте с терпением и постоянством, избегая крайностей и познавая, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). Наше время требует от нас особенной бдительности, рассудительности, жертвенности, любви, чтобы через нас прославлялось имя Божие. Мы должны не только сами идти за Христом, но и других вести ко спасению.

Наша любовь, открытость и самопожертвование по отношению к ближним станут лучшей проповедью Христова Евангелия, которую не может заменить никакое устное исповедание. Но, чтобы просвещать мир знанием о Боге, нужно самим просветиться познанием Истины и умудриться разумом Христовым; чтобы даровать миру радость о Рождении Спасителя, нужно самим обогатиться присутствием Творца в наших душах. Преподобный Антоний Великий умными признавал только тех людей, у которых душа умна, которые … злого и душевреднаго убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. И пока мы не будем следовать Святому Евангелию и украшать себя дарами Святого Духа, не будет в наших сердцах мира, не будет мира и в нашей жизни. А мы призваны нести всем окружающим радость о Христе, веру в Творца, любовь Божию, надежду на вечную жизнь и мир Христов. По слову преподобного Серафима Саровского: Стяжи Дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи. Путь Господень – является единственным путем, ведущим мир ко спасению, и в кризисные моменты жизни общества только Церковь может помочь понять смысл жизни человека, явить первозданную красоту образа, который в нем сокрыт и в качестве противоядия на зло мира явить подвиг любви и верности Богу.

В праздник спасительного пришествия в мир Сына Божия, воспримем в свое сердце и в свою жизнь обновляющую благодать, которую Он даровал нам Своим воплощением, будем стоять в отеческой вере и не ослабевать в подвиге ради любви к Богу и окружающим нас людям. Пусть же родившийся ныне в Вифлееме Богомладенец Христос благословит нашу жизнь и обильно изольет на нас Свою спасительную благодать, чтобы мы, всегда и во всем могли непреткновенно поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу (1 Фес. 2,12).

Смиренный

 

Архиепископ Калужский и Боровский

 

Рождество Христово

г. Калуга

25 декабря 2003/7 января 2004 г.