РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 2000 — 2001

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего Климента,

архиепископа Калужского и Боровского

 

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве –

всем верным чадам Калужской епархии

Русской Православной Церкви

 

«Днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем,

днесь Ангели Младенца, рожденного боголепно, славословят:

слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

(Стихира по 50-м псалме на утрени праздника)

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

 

Сегодня у каждого из нас ликует разум и трепещет сердце – две тысячи лет назад произошло непостижимое и неизъяснимое словом человеческим событие – свершилась тайна воплощения Бога Слова. Днесь восприемлет Вифлеем Седящего присно со Отцем – возвещает нам Церковь.

Как две тысячи лет назад и сейчас нам дана благодать вместе с ангелами воспевать рождение Богомладенца Христа – предвечно рожденного Сына Божия. Днесь подобно Вифлеему и мы восприимем Седящего присно со Отцем и, возсылая трепетное благодарение Богу за Его неизреченную милость, соединимся со всей тварной природой в благоговейном славословии своему Творцу:

Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение! (Лк. 2, 14).

Дохристианский мир, потерявший в грехопадении прародителей радость райского богообщения, мучительно долго ожидал этого чудного ангельского благовестия. В течение многих веков Милосердный Бог многократно и многообразно обращался к человечеству через Своих пророков (Евр. 1, 1), призывая людей к покаянию и исправлению своей жизни. Когда же пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4-5).

Когда пришла полнота времени (Гал. 4, 4) Бог Сам пришел в наш мир, стал Человеком истинным и совершенным, оставаясь Богом вечным и непостижимым, чтобы вернуть в Свое Царство Жизни тех, кто всем сердцем возлюбит Его, воспримет Его благовестие о спасении и, взяв крест свой, последует за Ним.

В воплощении Бог принимает подверженную смерти человеческую плоть, чтобы избавить человечество от смерти. В Своем пришествии Господь является не в присущей Ему превечно силе и славе, а в немощи и уничижении, в которых пребывала подверженная греху природа человека. Великий Царь царей, Господь господствующих делается немощным, уязвимым Младенцем, с первых дней Своей жизни ненавидимым и преследуемым. Он воплощается, чтобы пострадать за все человечество. Являясь безвинным, Он незаконно осуждается и заканчивает Свою земную жизнь на Кресте. И в ответ на ожесточение мира Господь по любви Своей к человеку дарит ему вечное спасение. Взамен утраченного в грехопадении райского блаженства Он дарует обновленному человечеству полноту благ Своего Царства. Сын Божий для того соделался Сыном Человеческим, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов, – чтобы нас, человеков соделать сынами Божиими.

Во Христе воссоздается человеческая природа: кто во Христе, тот новое творение (2 Кор. 5, 17). Отныне только во Христе и со Христом каждый обретает спасение и вечную жизнь, ибо Он Сам  есть  жизнь вечная. (1 Ин. 5, 20). Высота и достоинство человеческого бытия измеряется соответствием его Божественному замыслу, способности ходить в обновленной жизни (Рим. 6,4). Тогда как закат истории человечества непременно связан с отступлением от Бога, с отказом людей от духовного совершенствования, от жизни во Христе Иисусе.

Завершившийся ХХ век стал временем тяжелых испытаний для Церкви и народа нашей страны. В самом начале столетия наш народ отверг Христа, и избрал путь устроения земной жизни без Бога, неизбежно приводящий к нравственному оскудению и духовной смерти. Именно эта стезя богоотступничества привела наше общество к тем неисчислимым бедам и лишениям, которые постигли его в уходящем веке, унесли жизни миллионов людей, вошли в каждую семью. Однако несмотря ни на что, Русская Православная Церковь, оставалась со своим народом, разделяя с ним все скорби и утраты. Ее судьба в этом столетии была особенно трагичной, ее путь исповедничества и мученичества был действительным восхождением на Голгофу. Сотни тысяч епископов, пастырей и мирян, положили жизни свои во свидетельство веры во Христа Иисуса. Церковь украсилась явленными и ведомыми только Богу святыми, которые до конца возлюбили Господа, и были прославлены в лике святых новомучеников Российских.

Молитвенным предстательством всех просиявших в России в ХХ веке мучеников за веру Христову ушедший век завершился духовным пробуждением нашего народа. Началось оно возрождением очагов молитвы – монастырей, открытием храмов и оживлением приходов, возобновлением деятельности духовных школ, возрождением традиций социального служения Церкви, созданием системы религиозного образования и воспитания детей и молодежи, духовно-просветительской и миссионерской деятельности, дел милосердия и попечения.

Вместе с тем уклонение от спасительного пути продолжает сказываться в нашем обществе многочисленными духовными недугами. И это неслучайно – несколько поколений россиян получили атеистическое воспитание, прожили большую часть своей жизни чуждыми Церкви и церковной традиции. Потеря духовных ориентиров привела многих людей к ложному восприятию и толкованию духовности. В обществе как никогда прежде распространены религиозные блуждания, суеверия и ложное мессианство. Особенно опасно, что жертвами различных сект и псевдорелигиозных психологических экспериментов становится наша молодежь.

Духовный кризис общества особенно ярко проявляется в нераскаянности, в равнодушии людей к своей греховности, утрате нравственных ориентиров. Сегодня, как и две тысячи лет назад в мире не находится места Христу: нет милосердия и сострадания, нет чистоты и целомудрия, нет праведности и бескорыстного служения ближнему. Общество по-прежнему не принимает благовестие Христово, и евангельские нормы остаются вне его жизни. Широкое распространение наркомании, алкоголизма, безнравственности и насилия – вот плоды бездуховности современного общества. Через продукцию западной массовой культуры в сознание людей, прежде всего молодежи, внедряются духовно-нравственные подмены, когда порок, поражающий все слои общества, возводится в ранг добродетели. В средствах массовой информации вместо евангельского идеала богоподобия утвердился чуждый христианскому мировоззрению культ самообожествления человека.

XX век стал веком научно-технической революции, бурного развития различных технологий, которые обещают человеку решение многих социальных и экономических проблем, избавление от неизлечимых болезней. Однако сегодня стало очевидным, что научно-технический прогресс, развивавшийся вне нравственных норм, поставил современный мир на грани выживания. Неограниченное стремление к абсолютному комфорту во всех сферах человеческой жизни в любой момент способно стать причиной вселенской катастрофы. Приветствуя творческие усилия человека, в том числе научные и технические, если они имеют своей целью служение ближним, Церковь предупреждает об опасности, связанной с необдуманным и циничным использованием достижений человеческого разума вопреки воле всеблагого Творца, вопреки основополагающим этическим нормам.

Не меньшую озабоченность на рубеже веков вызывает частная жизнь человека и положение в семье. Евангельские нормы вытесняются из жизни людей, домашний быт утерял христианское понимание. У современного человека отсутствует духовно-нравственная целостность, т.е. такое состояние, когда вся деятельность человека, все, что его окружает, в том числе и его дом, направлено к достижению одной цели – спасению души. Прежде на Руси в каждом доме был красный угол, где помещались иконы. Икона в доме, являясь окном в духовный мир, вдохновляла на молитву, которая в свою очередь развивала в человеке духовные силы, помогала стяжать внутренний мир, освящала душу. Красный угол был красен духовной красотой. А в современном доме его место занял телевизор, который является проводником греха в сердце человека, в жизнь каждой семьи. Современные телевизионные программы, развивая греховные воображения и чувства, становятся училищем страстей, вселяют как в сердце человека, так и в жизнь всей семьи грех и разобщенность, что особенно пагубно сказывается на подрастающем поколении. В современных семьях особенно остро стоит вопрос духовной разобщенности, и хотя почти в каждом доме есть иконы, Евангелие – они не освящают жизнь людей, являясь частью домашнего интерьера или библиотеки.

Абсолютно изгладились из жизни современной семьи важнейшие добродетели – послушание, смирение, терпение, уважение к словам старших, жизнь по благословению. Однако опыт свидетельствует, что без этих добродетелей невозможно устроение правильных отношений в семье, которая должна стать домашней Церковью. Ведь прежде всего семья является местом личного христианского подвига для человека, местом неослабной борьбы с грехом и его проявлениями, местом жизни во Христе всех ее членов.

На рубеже веков и тысячелетий наша Церковь поставила первостепенной задачей созидание души верующего человека. Все мы являемся не только свидетелями, но и участниками всенародного обращения ко Христу. От каждого из нас требуется обратить все силы на спасение души, на стяжание Святого Духа, ибо, по слову преподобного Серафима Саровского, каждый верующий становится источником спасения тысяч людей. Только через личный жизненный подвиг каждого возможно изменение общества, духовно-нравственное процветание всего нашего государства.

Начиная третье тысячелетие, очистим себя через покаяние, обновимся благодатью пришедшего на землю Сына Божия, почтим Богомладенца Иисуса Христа духовно, познаем величие даров, обретаемых нами во Христе, и воздадим Богу Спасителю нашему благодарное славословие не только устами, но и сердцем, и всей преображенной жизнью нашей.

Христос рождается – славите!

 

Божией милостью смиренный

 

 

 

 

 

Архиепископ Калужский и Боровский

Рождество Христово

25 декабря 2000 г./ 7 января 2001 г.

град Калуга