РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 1999 — 2000

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

АРХИЕПИСКОПА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО

КЛИМЕНТА

 

 

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве –

всем верным чадам Калужской епархии

Русской Православной Церкви

 

 

 

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

В эти дни весь христианский мир вступает в юбилейную годовщину 2000 – летия пришествия в мир Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Вот уже 2000 лет народы земли слышат чудесные слова ангельского благовестия, записанные в Евангелии:

“Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям” (Лк. 2,10).

Это радость о том, что Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сынов человеческих соделать сынами Божиими. Бог становится одним из нас, Он Бессмертный принимает естество смертных людей, чтобы обессмертить в Себе все человечество и вернуть ему утраченное в грехопадении богоподобное достоинство. Христос берет на Себя грехи всего мира и каждому, верующему в Него и пребывающему с Ним, открывает путь к победе над грехом и смертью.

Истинная, полноценная радость для человека всегда духовна, так как является, по свидетельству апостола Павла, плодом Святого Духа – Духа Истины (Гал. 5,22). Любовь, приобщающая верующих во Христа людей к Божественной Истине, возгревает в них духовную радость (1Кор. 13,6), так что даже любая человеческая скорбь находит в ней свое утешение.

Священномученик Владимир, митрополит Киевский в своем Рождественском слове говорил: “Радуйтесь всегда… празднику Рождества Христова, только радуйтесь в Господе. Духовные радости праздника Рождества Христова никогда не стареют для нас, а мы не делаемся слишком старыми для них. При получении подарков земных не забывайте и о духовных; иначе ваша радость будет пуста и бессодержательна…”

Рождество Господа Иисуса Христа не только вернуло на землю потерянный смысл жизни, заключающийся в единении с Богом, но и явилось началом избавления человеческого рода от тяжести греха и ужаса смерти. Рождество явилось началом возвращения людей к вечной жизни, к которой человечество, в лице лучших своих представителей, всегда стремилось, но достичь собственными силами без участия в этом Бога не могло.

Рождество Христово – это праздник мира, любви, единения, братолюбия. Святитель Григорий Нисский, показывая с каким расположением нужно встречать этот праздник, пишет: “ты должен погашать ненависть, прекращать вражду и мщение, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать тлеющее в сердце памятозлобие и вместо него вводить любовь радость, мир, благость, великодушие”.

На протяжении двух тысяч лет Церковь дает человечеству единый ориентир духовного совершенства – любовь к Богу и ближнему. Устами апостола Иоанна Богослова она учит нас приобретать и совершенствовать любовь к Богу через самоотверженную любовь к окружающим нас людям (1Ин.4,12).

Мы переживаем тяжелое время, когда очень многие люди нуждаются в нашей помощи, искреннем внимании и христианском сострадании. И поистине апостасийным признаком наших дней является противостояние и разделение, царящие в нашей как частной, так и общественной жизни, отчужденность и разобщение, пронизывающие все слои нашего общества, ложь и жестокость, проявляющиеся в самой разнообразной форме. Люди теряют доверие друг к другу и замыкаются внутри себя. Стена равнодушия и непонимания вырастает между детьми и родителями, между различными возрастными и социальными группами, между многочисленными народами некогда единого государства. Утрата веры в Бога, внутренняя отчужденность и разобщение – это корни любого межчеловеческого конфликта. Число этих конфликтов и их сила будут расти до тех пор, пока наше общество, наш народ не вернется к Богу, а будет продолжать руководствоваться лишь сиюминутными материалистическими целями. Пора, наконец, понять, что не социально-экономический кризис порождает вражду и ненависть, а, напротив, вражда и ненависть становятся источником любых кризисов, и самым разрушительным для человека является отход от Бога. Живя десятилетие без веры в Бога, наш народ пришел к духовной деградации и утери нравственных начал в своей жизни. И когда празднуя 1000-летие Крещение Руси, народ стал возвращаться к вере в Бога, то казалось, что неприметные духовные язвы, имевшиеся в жизни нашей страны, не несут в себе ничего серьезного, но время показало, что последствия богоотступления обрушились на наш народ словно описанные в Библии “египетские казни”. Духовным болезням необходимо духовное врачевание. Всеобщий кризис будет углубляться и расширяться, принося все большие страдания, до тех пор, пока он не будет преодолен именно духовными средствами – всенародным покаянием, очищением от греха и возрождением в жизни людей благодатных основ святой православной веры.

В наши дни грех имеет изощренные проявления в народе, и в первую очередь от его последствий страдают дети. Сиротство, беспризорность, детская преступность стали, как это ни страшно звучит, привычными реалиями нашей жизни. Как никогда прежде в молодежной и даже детской среде имеет распространение наркомания. Предоставленные сами себе дети и подростки с ранних лет становятся на путь порока, на путь сознательного служения злу во всех его видах. Через уродливые игрушки, безнравственные книги и откровенно развращающие телепрограммы юные души формируются на богопротивных и античеловеческих началах.

Кроме того, нельзя забывать, что детская психика, сильно восприимчивая сама по себе, очень чутка к той нравственной атмосфере, которая ее окружает. Даже не понимая смысла слов или действий, ребенок бессознательно усваивает их духовно-нравственное содержание. Таким образом, греховные привычки родителей, разврат и насилие, царящие на телеэкране, разрушающе проникают в самое ядро детской личности. Все эти негативные факторы приводят впоследствии не только к почти полному непониманию Христовой истины, но и к элементарному бесчувствию чужой боли.

Многие взрослые в наше время сетуют на то, что не имели в детстве должного христианского воспитания, но это не должно быть основанием для лишения этого воспитания своих детей. Семья должна стать домашней церковью, где бы все было устроено по принципам Евангелия, и родители должны подавать пример правильной христианской жизни своим детям. В жизни многих семей в полном забвении не только благочестие, но и взаимное уважение, почтение к старшим, скромность, трудолюбие, ответственность и другие добродетели русского человека прежних времен. Отсутствие религиозного воспитания подрастающего поколения отрицательно скажется на будущем нашего общества, на нашей собственной судьбе в грядущем тысячелетии.

В наши дни истинная цель человеческой жизни – достижение Царства Небесного совершенно вытесняется языческим поиском одних лишь земных благ. Но христианам, по завету Господа нашего Иисуса Христа, подобает искать прежде всего Царства Божия и правды его (Мф. 6,32). Материальные лишения и тяготы жизни в современном мире не освобождают нас от обязанностей перед Богом и ближними, от нашего долга быть благочестивыми, милосердными, сострадательными. Но, увы, мы видим в современном обществе обратное тому, что заповедал Господь. Заброшенными и лишними чувствуют себя среди нас обездоленные, одинокие, больные и престарелые люди. А ведь это те люди, которых Сам Праведный Судия называет Своими братьями. Пренебрегая ими, игнорируя их беды, страдания, нужды, мы лишаем себя доброго ответа перед Богом (Мф.25,45).

В жизни общества, особенно в средствах массовой информации преобладает бездумная, доходящая буквально до идолопоклонства ориентация на Запад. С методичной настойчивостью людям навязывается бездуховная массовая культура, западный образ жизни, западное мировосприятие, имеющие явно выраженный антихристианский оттенок угождения плоти. Насаждение западных идеалов в нашем обществе имеет своей целью формирование у россиян транснациональной психологии, где второстепенное значение уделяется вере в Бога, и что является решительным шагом отхода от Бога.

Еще одним ярким признаком апостасийности нашего времени является религиозный индеферентизм и духовная всеядность. Наряду с подлинно духовным возрождением в малой части нашего общества очевидно невиданное ранее распространение ложного мистицизма, оккультизма и магии. Доходит даже до открытого обрядового поклонения духовным носителям мирового зла. Конечно, сознательный сатанизм отвергается абсолютным большинством нашего народа, но в то же время очень многие люди, прибегая к помощи целителей, колдунов и прорицателей разных толков, тем самым принимают по неведению его скрытые формы. Эти люди должны знать, что результат в обоих случаях один  – гибель души, отвергнувшей Бога и признавшей над собой власть Его падших творений. Очень часто так называемые народные  целители демонстрируют свою причастность к Церкви, заявляют о своей “православности”. Как архипастырь свидетельствую, что это сознательный обман. Никакого отношения к ним, а также к разным астрологическим прорицаниям и другим языческим методам врачевания Православная Церковь никакого отношения не имеет.

Путь к Богу один, он дан нам Христом, и его хранит вот уже почти 2000 – летия Православная Церковь. Путей же, уводящих от Бога не перечесть. В последние годы в школах и дошкольных детских учреждениях все более широкое распространение получает так называемая наука о здоровье человека – валеология. Она учит человека самонадеянно стремиться к достижению и сохранению своего душевного и телесного благополучия, используя псевдонаучные, лжефилософские и псевдодуховные (оккультные) знания и понятия. Но, даже апеллируя к христианскому учению о нравственности, валеология не теряет своего богопротивного, антихристианского смысла. Она отрицает Спасителя, ее цель – жизнь человека вне Христа, вне Его вечного Царства, которое есть Церковь, основанная Им на земле.

Еще в начале 20-го века подвижник благочестия протоиерей Алексий Мечев говорил: “Что же надо делать, чтобы были хорошие дети, нравственные юноши, честные деятели, люди правды и добра? Надобно, чтобы само общество строже относилось к самому себе, чтобы оно гласно, прежде суда, уже карало преступление, чтобы оно явно стояло на стороне Закона Божия… Надобно, чтобы общество признавало над собой другую силу, высшую власть, пред которой бы смирилось оно: разумеем силу Святой веры, власть Святой Церкви”.

Разгул беззакония и нечестия в настоящее время требует от нас твердого исповедания православной веры. Мы не должны пленяться ложной терпимостью, терпимостью ко злу и нечестию, насаждаемой в нашем обществе, но открыто, решительно, с радостью вставать на сторону добродетели. Мы по долгу нашей христианской совести обязаны словом и делом противостоять всему, что наносит вред духовной природе человека, что разрушает основы семьи. Все верные чада Православной Церкви должны решительно противодействовать злу, которое разлагает наше общество изнутри: гордыне, зависти, озлобленности, мстительности, безнравственности, и в то же время нести в общественные отношения любовь, согласие, мир, чистоту, взаимопонимание и взаимопомощь.

Мы не можем оставаться равнодушными к тому, что во многих местах, где еще недавно царили мир и согласие, сегодня проливается братская кровь. Глубокое чувство горечи вызывают кровопролитные конфликты в нашей стране и других государствах. Особой скорбью исполняется сердце каждого человека при воспоминании о трагических событий в Чеченской Республике и Дагестане и отголоски этих событий в разных местах России. Тысячи матерей, подобно вифлеемской Рахили плачут о детях своих и не могут успокоиться, ибо их нет в живых. Это результат утери евангельских ориентиров в устроении нашего общества. Молитвы, любое содействие в мирном решении конфликта, помощь страждущим беженцам, другим жертвам вооруженных столкновений, восстановлению нормальной мирной жизни являются нашим христианским долгом. Постижение духовного смысла пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа должно помочь всем людям положить конец вражде и междоусобным конфликтам, укрепить долгожданный мир и с благоговением склониться перед яслями Богомладенца Христа.

Прошедший 20-й век уже вошел в историю как век секуляризации жизни, бесчеловечных войн и кровопролитных революций, разъединивших народы и усиливших дух вражды между ними. Он был особо трагичен для нашей Церкви, которая претерпела многочисленные гонения и преследования. Сегодня, на рубеже веков и тысячелетий, когда государственное богоборчество в его прежних формах уже прекращено, началось повсеместное духовное пробуждение народа. Юбилей 2000 – летия пришествия в мир Сына Божия напоминает всем нам, что человек есть образ Божий и призван к жизни не для убийства, вражды и ненависти, а для стяжания мира, святости и любви к ближним. Воплощение Бога Слова положило начало новой эре в истории земной жизни человечества – эре богосыновства. Пришествие в мир Христа Спасителя коренным образом изменило жизнь каждой личности и всего человечества в целом, вернуло людям благоволение Божие. Оно дало нам надежду на стяжание Царства Божия и указало путь к нему. 2000 – летие Рождества Христова должно помочь всем людям впредь уже не допускать повторения ошибок 20-го века и через покаяние войти нравственно преображенными и очищенными в грядущее тысячелетие.

Главным содержанием знаменательного события в истории христианства должно стать духовное, молитвенное празднование 2000-летия пришествия в мир Бога Слова. Две тысячи лет назад величайшее событие во всей Вселенной произошло незаметно для суетного мира, оно не было признано гордым разумом и ожесточившимся сердцем народных вождей. В многолюдной толпе, прибывшей в Вифлеем, все старались угодить римскому кесарю Августу, повелевшему провести перепись в подвластных ему странах. Люди были заняты внешним устроением своей жизни и лишились возможности поклониться Богомладенцу Христу подобно вифлеемским пастухам. Весь Иерусалим был извещен о рождении Великого Царя, пришедшими из дальних стран волхвами, но никто из тех, кто точно указал восточным мудрецам место рождения Мессии, не последовал за ними по гордости и ожесточению своих сердец. Вникнем в предостережения Священного Писания и духовное торжество почтим  духовно.

Еще раз поздравляю Вас дорогие пастыри, братья и сестры с великим праздником Рождества Христова и Новолетием. Да поможет Всемилостивый Господь, пришедший в мир нашего ради спасения, каждому из нас принести к Его яслям свой духовный плод, чтобы мы по слову апостола Павла, среди испытания скорбями преизобиловали радостью (2 Кор. 8,2).

Христос рождается, славьте Его!

 

Смиренный

 

 

Архиепископ Калужский и Боровский

 

Рождество Христово

1999\2000 года

г. Калуга