РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 1998 — 1999

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

АРХИЕПИСКОПА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО

КЛИМЕНТА

 

освященному клиру, честному иночеству

и боголюбивой пастве – всем верным чадам

Калужской епархии Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе пастыри,

всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

 

            “Ныне ангелы проповедуют нам, и ангелы показывают, что нам должно делать по их проповеди”, – говорит святитель Филарет Московский. В эту святую ночь прозвучала ангельская весть о пришествии на землю Сына Божия, научающая людей небесному славословию. Святой евангелист Лука сообщает нам, что после того, как Посланник Божий возвестил пастухам о рождении Спасителя, “внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!” (Лук. 2,13,14).

Да, в эту святую ночь почти две тысячи лет назад ангелы научили нас, что мы должны прославлять Бога. Но невольно возникает вопрос: Почему мы должны славить Бога? И к какому прославлению нас призывают небесные вестники? По учению Церкви, Бог всегда имеет высочайшую славу, и Его Слава превосходит всякую земную славу. Святитель Филарет говорит: “Блаженный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей”, ибо Слава Божия “есть откровение… внутреннего совершенства”. Исключительно по Своей бесконечной благости и любви, Он пожелал сообщить Свое Блаженство всему творению, и в том числе человеку, чтобы человек через жизнь в Боге стал участником Его вечной Славы и всесовершенства.

До своего отпадения от Бога человек был созерцателем Славы Божией, которую воспевали ангелы, и которая приводила его в благобытие. Но человек сам лишил себя животворящего пребывания в общении с Богом. Он решил присвоить себе Божественную Славу, в надежде самому стать Богом. В результате такого греховного самоопределения исказилась природа человека, человек стал неспособным воспринимать Славу Божию, он духовно умер, или по крайней мере омертвел так, что в нем остались только слабые движения жизни души, омраченной и искаженной. Произошло нечто подобное тому, что происходит в физическом организме человека, когда в нем останавливается движение крови. В результате отпадения человека от Бога, Слава Божия померкла и во всем видимом мире, осужденном за грех человека. Затмение Славы Божией люди довершили тем, что все свои желания и помышления погрузили в суету поврежденного грехом мира и “славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся” (Рим. 1, 23).

Поскольку грешный человек вне Бога был обречен на смерть и лишен блаженства, и в то же время он сам не мог восстановить утраченное общение со своим Творцом, Господь Бог, всегда желая снова явить Себя в людях, Сам нисходит на землю, приближается к человеку и приобщается его уничижения, являясь “в подобии плоти греховной” (Рим.8,3). Через пришествие Сына Божия на землю Бог снова приводит человека к жизни с Богом и обожению. Боговоплощением Господь исцелил наши немощи Своей силой, изгладил наши неправды Своей правдой, упразднил нашу смерть Своей Божественной жизнью.

С особой радостью в сегодняшний день Церковь восклицает: “С нами Бог!”. А апостол Павел, обращаясь к верующим, говорит: “Иисус Христос в вас” (2 Кор. 13,5). Это и есть славная тайна и таинственная слава сегодняшнего дня.

Вступая в новый 1999 год, мы еще ближе становимся к великому юбилею Православной Церкви – 2000-летия Рождества Христова. Это знаменательная дата должна быть напоминанием каждому человеку о его истинном призвании и увещанием жить в соответствии с евангельскими заповедями. Человек, неуничтожимо имея в себе образ Божий, призван к жизни на земле не для убийства, вражды и ненависти, а для стяжания в себе даров Духа Святаго – мира, праведности, святости и любви к ближним. Эти добродетели особенно необходимо обрести людям в наше время, когда усиленно в души россиян насаждается зло и безнравственность.

Сознавая себя в ответе за то, каким наше общество вступит в третье  тысячелетие, мы обязаны своей жизнью являть пример благочестия и  руководствоваться православными нормами нравственности и передавать их подрастающему поколению.

Сегодня мы прославляем Богомладенца Христа, и это побуждает нас с особым вниманием обратиться к нашим детям. Детская душа восприимчива, а поэтому важно, чтобы с раннего  детства идеалы святости, нравственности и добродетельной жизни становились основой развития личности. С этой целью дети должны как можно более широко привлекаться в подготовке к встрече 2000-летнего юбилея христианства, чтобы они на примере Христа Спасителя учились милосердию, состраданию, самоотверженному служению людям. Это правильно сформирует их детские души, заложит прочное основание всей их последующей жизни, даст им силы и знание, которые будут помогать им во всех обстоятельствах жить в мире и любви с ближними.

Подготовка к грядущему Юбилею преображающе должна повлиять не только на наших детей, но и мы сами, преумножая в себе добрые качества, должны подавать молодому поколению пример следования за Христом и исполнения Его заповедей. Каждая семья должна стать домашней церковью, в центре которой должен быть Христос. В своей повседневной жизни все члены семьи должны научиться исполнять евангельские заповеди. Родители призваны воспитывать в детях любовь к Богу и людям, прививать им навыки православного благочестия, заложить в их души основы нравственности и доброделания.

Но к сожалению, современная семья все более становится неспособной выполнять свои обязанности.  В большинстве семей нет мира и согласия,  нет взаимопонимания и готовности служить друг другу, отсутствует духовное единство. Эгоизм и индивидуализм руководят всеми членами семьи от младенца до старика, лишают их способности самоотверженно любить даже самых близких и родных людей. В результате в семьях царит разлад, а дети лишаются внимания и должного воспитания. Такое положение сложилось в результате разрушения основ христианской семьи и православной духовности.

Не правы те родители, которые пытаются полностью переложить заботы о воспитании своих детей на Церковь. Церковь дает ребенку основы православного вероучения и христианской нравственности, но она не может восполнить недостаток семейного благочестия. Церковь не может и не призвана подменять собой семью. Даже те дети, которые посещают воскресные школы или православные гимназии, а дома живут в обстановке греха, становятся подверженными его тлетворному влиянию. Грех легко проникает в душу подростка, родители которого бесстрашно нарушают заповеди Христовы, и Слово Божие, вложенное в детскую душу, оказывается семенем, попавшим в терние. Терние греха не дают ему прорасти и принести плод добродетельной жизни.

В стремлении восполнить недостаток внимания и общения в семье дети уходят на улицу, где с ранних лет они приобретают греховные привычки. Пагубными следствиями неблагополучия современной семьи являются беспризорность и сиротство при живых родителях, детская преступность и наркомания. Очень многие молодые люди употребляют наркотики или их пробовали. Ползучая греховность наркомании увлекает в свои сети все новые жертвы. Наркотики начинают употреблять совсем юные дети, и употребление их становится обычным явлением среди учеников. Ужасны случаи насильственного приучения к наркотикам малолетних детей стар­шими подростками. С этой смертоносной эпидемией 20-го века необходимо бороться, и в ее искоренении и излечении общества должны принимать участие все, и Церковь,  и государственная власть, и общество в целом, а особенно мы, верующие христиане. Никто не должен проходить мимо страдающего этим смертоносным недугом. Необходимо всем трудиться для исцеления нашего общества, и в первую очередь необходимо устранять причины возникновения наркомании – богоотступничество, презрение основ духовной жизни – веры и добродетели. Только через покаяние и молитву, через самоотвержение и благочестивую жизнь врачуются самые тяжелые душевные недуги, к которым относится и наркомания.

Россия завершает ХХ век в трудное для нее время. Последнее столетие уходящего тысячелетия в истории нашего государства оказалось самым тяжелым, и на рубеже двух тысячелетий страна переживает духовную и экономическую разруху. Не редко мы слышим сейчас вопрос: “Почему у нас в России так все происходит?” Ответ один: причиной этому является наша жизнь, и мы пожинаем плоды собственного богоотступничества и  упорства в нем. Наша страна уподобляется блудному сыну, решившему искать счастье жизни в стране далече. Оставив отчий дом, чаяния народа, свою многовековую веру, она блуждает в поисках новой жизни, расточая имение отца. Но ей, народу нашему, пока не поздно, необходимо, как и блудный сын, прийти к Отцу своему и принести покаяние: “Господи, мы согрешили перед Тобою.” Без покаяния не на словах, а в жизни, и искреннего обращения к Богу и возвращения в Отчий Дом – в Церковь Православную, невозможно стране выйти из охватившего ее кризиса.

В последнее время из сознания людей, особенно молодого поколения,  искореняется патриотизм и любовь к Родине.  Но ведь наши предки потому и смогли стать великим народом и страну свою сделать великой державой, что не щадили себя, своих сил ради благополучия Отечества. Они поистине служили России, и это была могущественная страна благодаря их самоотверженному служению. Теперь отовсюду слышатся только насмешки и поругание всего того, что для человека должно быть свято – Родина, вера, семья. Все эти высокие понятия подменяются их суррогатами: вместо Родины – некое расплывчатое сообщество, вместо истинной веры – размытые духовные представления, вместо семьи – безнравственность и распущенность со школьного возраста. Пока не поздно, необходимо вернуть в нашу жизнь духовно-нравственные идеалы Святой Руси. И прежде всего всем необходимо осознать свою вину перед Богом в том, что мы своей жизнью сделались недостойными Его Божественной Славы, уничижили в себе Его образ, отвергли Его помощь и покровительство своим неверием и нерадением о благочестии. Вспомним, что наш народ в трудные минуты всегда обращался к Богу. Священное Писание говорит: “отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня” (Пс. 26,10), т.е. если даже родители забудут свое дитя, то Господь никогда не отвергает возвращающегося к Нему через покаяние человека. Он всегда рядом с нами и подает нам все необходимое для земной временной жизни и обретения вечного блаженства.

Отрадно, что сейчас многие приходят в Церковь, обращаются к вере, стремятся к духовно-нравственному совершенству и помнят увещевание апостола Павла, что “наше жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа.” (Филп. 3, 19-20)

Отцы, братья и сестры! Сегодня, в день Христова Рождества, помыслим о том, что Ангелы в этот день торжественно прославили Бога, пришедшего на землю для нашего спасения. С какою же ревностью и мы должны прославлять Его! Суета мира сего го­това заглушить в наших душах это ангельское славословие шумом празднующих, суетными беседами и развлечениями. Убоимся же оскорбить Родшегося ныне Богомладенца, отложим греховные привычки и душепагубные обычаи, воздадим славу Богу – Спасителю нашему.

Прославим же днесь родившегося в Вифлееме Спасителя не только в храме, но и в нашей повседневной жизни, прославим Его и в телах наших и в душах наших, как повелевает Апостол (1 Кор.6,20). Пусть наша вера и наша жизнь будут единым славословием Господу, пропетым ангелами:

 

Слава в вышних Богу!

Аминь.

            Смиренный

 

КЛИМЕНТ,

 

Архиепископ Калужский и Боровский

 

Рождество Христово

г. Калуга

1998\99г.