РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 1996 — 1997

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

АРХИЕПИСКОПА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО

К Л И М Е Н Т А

освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве –

всем верным чадам Калужской епархии

Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

             В этот торжественный, таинственный и всерадостный день Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа приветствую Вас ангельским благовестием: “Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение!” (Лк.2,14).

Подобно небесному воинству, явившемуся в ту светоносную ночь пастухам, ликованием и славословием встречает сей святой праздник наша Православная Церковь. Великое и непостижимое таинство свершилось тогда в Вифлееме, почти две тысячи лет назад – Царь царствуюших и Господь господствующих принял плоть человеческую от чистых и девственных кровей Пресвятой Девы Марии, чтобы освободить от власти смерти, т.е. диавола, подвластное греху человеческое естество, и “верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими” (Ин.1, 12). Неизреченное милосердие Божие преклонило небеса, и “Единородный Сын, сущий в недре Отчем” (Ин.1, 18) стал Сыном Человеческим, “чтобы мир спасен был через Него” (Ин.3, 17).

Невыразимой радостью и благоговейным трепетом встречаем мы день воплощения Бога Слова. Радостью, потому что, по свидетельству преподобного Ефрема Сирина, “нынешний день есть день спасения”, потому что ко всем людям обращены сказанные в эту ночь слова ангела Господня: “ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк.2,11), потому что, как свидетельствует Апостол, “Он есть умилостивление… за грехи всего мира” (1 Ин.,2,2). Но исполняясь радостью, не можем и не трепетать, так как своей рассеянной жизнью, привычкой ко греху и пагубным равнодушием мы постоянно попираем спасительные заповеди Господа нашего Иисуса Христа и не знаем, будем ли мы достойны совершенной Его любви, воссиявшей нам из Вифлеемской пещеры.

Рождество Христово было началом искупительного подвига Спасителя, в нем мы празднуем домостроительство нашего спасения. Оно раскрывает нам тайну Божией любви и научает нас божественным истинам. Вот что пишет богодухновенный писатель 4 века преподобный Ефрем Сирин в слове на этот великоторжественный день: “Настоящая ночь доставляет мир и тишину вселенной. Эта ночь принадлежит Кроткому, поэтому каждый отложит ярость и суровость; принадлежит Смиренному, пусть каждый обуздает свою гордость и смирит свое высокомерие. Ныне воссиял день милости, да не преследует же никто мщением нанесенной ему обиды; настал день радости, да не будет же никто виною печали и скорби для другого. Это – день благоволения, да удержится же всякая лютость; это день безоблачный и ясный, да обуздается же гнев, возмутитель мира и спокойствия…”.

Эти слова, сказанные более полутора тысяч лет назад, обращены и к нам. Наши страсти, и более всех гордость, самолюбие, алчность порождают злобу и немилосердие на русской земле, бывшей когда-то Святой. Противоречия настоящего времени ярко выявили все недуги и пороки человеческих сердец, отчужденных от Истины. Скорбно время, которое переживает наша страна. Сегодня как никогда необходимо обращение к Богу и покаяние всего народа и каждого россиянина в отдельности – обращение подлинное, без лицемерия и лукавства; покаяние чистосердечное, которое действительно приводит к обновлению жизни и делает достойным каждого воприять благодать, принесенную в наш мир Христом. “Покаяние – писал преп. Иоанн Лествичник, – это завет с Богом об исправлении жизни”. Чтобы исправить жизнь необходимо ее изменить. Святой Исаак Сирин уточняет: “Бог ожидает нашего покаяния, чтобы простить нам грехи”. Надо осознать, что совершенное нашим народом богоотступничество и есть причина всех современных бед – и экономических, и политических, и социальных. И, осознав, созидать жизнь “нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины” (Еф.4,24).

В эти же святые дни Рождества Христова будем учиться благочестию и рассудительности у евангельских мудрецов, которые пришли с востока на поклонение Богомладенцу Христу и принесли Ему дары. Будем учиться простоте у вифлеемских пастухов, имевших чистое сердце и увидевших воплотившегося Бога Слово. Созиждем веру, неповрежденную сектантскими искажениями и языческими домыслами. Принесем плоды любви самоотверженной, которая, по словам апостола Павла “долготерпит, милосердствует,… не завидует,… не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.” (1 Кор.13,4-7).В вере и любви принесем деяния добрые, бескорыстные, святые.

Очень грустно видеть, как на исходе второго тысячелетия после Рождества Христова миллионы россиян живут в нужде материальной и бедности духовной, многие из которых изнемогают от безисходности своего положения. Но еще больнее видеть множество соотечественников, идущих по ложному духовному пути, вовлеченные в различные секты и псевдорелигии они лишают себя благодати богоопщения и их путь – погибель. Вспомним, что ныне в Вифлееме, означающем по-русски “дом хлеба”, родился Господь Иисус Христос, который “есть хлеб, сшедший с небес”(Ин.6,58), и чтобы не страдать от духовного голода и жажды прибегнем ко Христу в Животворящих и Святых Его Тайнах. Насытим свою душу этим “Небесным хлебом” в Таинстве Святой Евхаристии. “Иначе, – по словам Иннокентия, архиепископа Херсонского, – мы и у источника жизни не перестанем истаевать от жажды, и в доме хлеба – умрем от глада!”

Поздравляю Вас, дорогие отцы, братья и сестры, со спасительным праздником Рождества Христова, и желаю в крепости душевных и телесных сил провести эти святые праздничные дни, да тихое житие поживем “во всяком благочестии и чистоте” (1 Тим.2,2)

 

“Христос рождается: славите!”

 

Смиренный

 

 

Архиепископ Калужский и Боровский

Рождество Христово,

1996/97 год

г. Калуга