РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО 1995 — 1996

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

АРХИЕПИСКОПА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО

К Л И М Е Н Т А

 

“Величаем Тя, Живодавче Христе, нас

ради ныне плотию рождшегося”

 

 

Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

 

К духовному ликованию ныне призывает нас Святая Церковь, вспоминая тот великий и незабвенный день, когда осуществилась “Велия благочестия тайна: Бог явися во плоти” (1 Тим.3,16).

Святитель Григорий Богослов в Слове на этот праздник, показывая его величие, восклицает: “Я провозглашу силу дня. Бесплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается. Сын Божий делается сыном человеческим”. (Св.Григорий Богослов. Творения. ч.1, с.522)

В событии Боговоплощения произошло великое таинство – соединение несоединимого ранее – Святой Божественной природы с подгреховным человеческим естеством, причем Всесовершенный Бог совершает это самоуничижение добровольно “нас ради” и “ради нашего спасения”, и через это присоединяет нашу человеческую природу к Своей Божественной, делая ее причастной Своего естества.

“Какое богатство благодати! Что это за таинство о мне, – рассуждает Святитель Григорий Богослов, – я получил образ Божий, и не сохранил Его; Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить. Он вступает во второе с нами общение, которое гораздо превосходнее первого, поскольку тогда даровал нам лучшее, а теперь воспринимает худшее; но сие (общение) боголепнее первого, сие выше для имеющих ум”. (Там же, с.529)

Какая глубина любви Божией проявлена о человеке в событии пришествия на землю Сына Божия? И как не исполниться радостью, духовно созерцая и прославляя в эти дни явление Бога во плоти? Как не восхищаться, представляя величие Рождающегося и ту цель, ради которой Он рождается. Как не радоваться, понимая, что с явлением Бога во плоти падшее естество наше не только вновь обретает ту честь и славу, которые были даны ему при творении, но в лице Богочеловека обожается на всю вечность. Как не благодарить, вспоминая, что Он для нашего спасения оставил небо и престол славы, принял образ человека, жил на нашей нами зараженной грехом земле, терпел все, что мы терпим, принял уничижение и смерть, чтобы обновить Свое творение. Как не славить, сознавая, что радость, возвещенная ангелами при рождении Спасителя есть только начало радостей нескончаемых и неизглаголанных.

Праздник Рождества Христова содержит в себе все, что только может одушевлять нас и давать нам надежду, но в то же время в нем заключается все, что может пробуждать беспечных и устрашать недостойных. Сегодня никто уже не может оправдывать себя неведением о Боге и спасении через Иисуса Христа. Ангельское благовестие, что “родился в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь” (Лк.2,11), мы слышим не в первый раз, и уже не первый год мы встречаем Рождество Христово, и нам уже знакомо значение этого Святого Дня. И здесь возникает вопрос: Что этот праздник приносит нам в нашу жизнь? Или, как мы его воспринимаем, меняемся ли мы в своей жизни к лучшему, воздерживаемся ли от зла и искореняем ли греховные привычки из своей жизни?

В пришествии Сына Божьего на землю нам дана твердая опора и основание для жизни, но, к сожалению, многие наши современники этого не понимают. И хотя рухнули идолы прежней идеологии, многие остались пребывать в объятиях идей прежней материалистической жизни и не находят в себе силы, чтобы вырваться из них, ибо, потеряв за последние десятилетия свои духовные связи с прошлым, не чувствуют, что с этим потоком жизни двойственной, изменчивой, непостоянной и чаще всего греховной, они устремляются к своей духовной погибели. Симптомы этой жизни, алкоголизм, безнравственность, наркомания, разврат, насилие, безжалостность, жажда наживы – печальны, но они становятся обыденностью для человека, и он не желает с ним расстаться. Грех пленил и исказил наши чувства, и нередко совершая грех, мы вводим в греховное состояние и других. Апостол Павел особо призывает в этот день каждого из нас к исправлению жизни: “Ночь прошла, – пишет он,- а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся во оружия света. Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облечитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечение о плоти не превращайте в похоти” (Рим. 13,12-14).

И слыша в эти дни свидетельство Церкви: “С нами Бог” – мы должны быть праведными и благими, как Он благ и праведен. Нам надо очистить сердца свои от греха, жить по Евангелию, обратиться в своей жизни ко Христу Спасителю и начать жить Его жизнью, чтобы Его Божественные совершенства могли произвести в нас истинную радость, и чтобы не сделать для себя бесплодным воплощение Бога Слова?

Чтобы не подпасть нам тяжкому осуждению “почтим Сына” (Пс.2,12), ныне нам даруемого, верным исполнением повелений Его, ревностным подражанием примеру Его; почтим, чтобы Он не прогневался на презрителей славы Его. “Блаженны все уповающие на Него” (Пс.2,12).

Воззовем о помощи, Господь всегда близок к нам Своим милосердием, уразумеем любовь Божию к нам, Его кротость и снисхождение ко всем грешникам и возблагодарим Господа за то, что Он посетил нас, в тьме и сени смертней седящих, ангельским славословием:

 

“Слава в вышних Богу, и на земли мир; в человецех благоволение”.

 

Архиепископ Калужский и Боровский

Рождество Христово

1995/96 гг.

г.Калуга