22-ой конгресс по церковному праву Восточных Церквей

Общество по изучению церковного права Восточных Церквей, созданное при Венском университете в 1971 году, проводит конференции раз в два года.

Последняя состоялась 10-15 сентября 2015 года в Салониках и была посвящена теме икономии в церковном праве. Обзор представленных докладов приводит преподаватель церковного права Свято-Троицкой Духовной семинарии диакон Андрей Псарев.

Общество поизучению церковного права Восточных Церквей было создано при Венском университете в 1971 году. Оно ставит своей задачей объединить исследовательские труды как тех католиков, которые имеют свое особое (не «западное») право («церкви sui iuris»), так и православных. В Вене, с одной стороны, существовала традиция изучения и преподавания православного канонического права, начало которой положил Йозеф Чижман (1820-1894), а с другой стороны, Вена была удобна тем, что Австрия была нейтральной страной и находилась ближе всего из «свободного мира» к восточноевропейским странам коммунистического блока.

Конференция общества проводится раз в два года. В этом году она проходила в Салониках и была посвящена теме икономии (в данном контексте соотношении нормы и обстоятельств в деле спасения душ) в церковном праве.

10 сентября, 2015

Конференция открылась приветственными словами: Георгия, митрополита Китрусского, представляющего Архиепископа Афинского и всея Эллады Иеронима; архимандрита Александра Салмаса, представителя митрополита Салоникийского Анфима; декана богословского факультета проф. Константина Милтиадиса; председателя департамента пастырского и социального богословия Богословского факультета проф. Федора Янгу (Yiangou); руководителя Высшей Духовной академии в Салониках о. Григория Стамкопулоса; президента Общества по изучению церковного права восточных Церквей епископа Кирилла Абидосского; также было прочитано приветствие бывшего министра по делам Северной Греции г-жи Марии Коллиас-Тсаруха. Затем с обзорным докладом, посвященным домостроительству нашего спасения (икономии) в Священном Писании и учении отцов Церкви, выступил митрополит Миссинский Хризостом (Савватос)[i].

 

11 сентября

Секция 1: Определение терминологии

К сожалению, д-р Ричард Поц из Венского университета не смог лично присутствовать и представил свой доклад в письменном виде[ii]. В нем он, со свойственной ему скрупулезностью, углубляется в историю византийского понятия «икономии», рассматривает такие нормы греко-римского права, как “aequitas” и “epieikeia”.

Архим. Григорий Папатомас из Афинского университета[iii] объяснил, что этимологически термин “икономия” происходят от “икос” (дом) и “немо” (устройство, распределение). “Икономия” и “акривия” (здесь точность в применении законодательства) взаимосвязаны и не должны быть рассматриваемы, как два параллельных принципа.

Доклад д-ра Давида Хейт-Штаде из Швеции обогатил[iv] собрание ссылкой на западных ученых, включая Рудольфа Зома (1841– 1917) и Карла Шмитта(1888–1985), считавшего, «что изучение исключения интереснее, чем изучение нормы, так как норма не доказывает ничего, а исключение подтверждает все».

Из доклада проф. Фессалонийского университета Феодора Янгу[v] стало известно, что готовится к печати неопубликованная переписка преп. Никодима с Дорофеем Вулизмусом.

Иерей Дмитрий Пашков, заместитель заведующего кафедрой истории древней Церкви и канонического права Богословского факультета ПСТГУ и преподаватель МДА, ссылаясь на д-ра Трояноса, который, кстати, руководил секцией в это утро, отметил, что понятие икономии близко к понятию aequitas римского права[vi].

Секция 2: Применение икономии в жизни Церквей

Вторая половина занятий дня открылась фундаментальным выступлением преподавателя университета в Констанце (Румыния) архиеп. Томисского, д-ра Феодосия (Петреску). Доклад[vii] содержал указания на икономию в творениях святых отцов и учителей Церкви (Тертулиана, свв. Кирилла, Афанасия, свят. Иоанна Златоустого и др.). Владыка Феодосий отметил, что икономия не должна распространяться на недопустимые требования гражданской власти.

В докладе о. Константина Рус, преподавателя университета Арада в Румынии[viii], содержались интересные примеры икономии, в том числе о рукоположении Вениамина Косатиши во диакона в 16 лет, во пресвитера в 19 и во епископа в 23 года. Автор указал, что в Православной Церкви главным определителем икономии является собор.

После перерыва Петр Сабо, преподаватель греко-католической семинарии в Будапеште, высказался[ix] о том, почему понятие об икономии, к его сожалению, не вошло в Кодекс канонов Восточных Церквей (CCEO), утвержденный папой Иоанном-Павлом II в 1990-м году.

Особо интересным было выступление англиканского священника Вильяма Адама, редактора журнала Ecclesiastical Law Journal из Лондона, указавшего на аналогии с икономией, имеющие место в светском праве[x].

12 сентября

Секция 2: Применение икономии в жизни Церквей (окончание)

Занятия секции продолжились докладом кардинала Франческо Кокопалмерио, посвятившего свое выступление диспенсации в области права, как для Западной Церкви, так и для Восточных Церквей.[xi]

Затем греко-католический епископ Гратиануполисский Димитрий (Салахас) представил доклад о применении икономии в покаянном праве Восточных Церквей согласно древним канонам и действующему праву этих Церквей[xii].

Д-р Патрик Валдрини из понтификального университета в Латеране рассмотрел понятие “salus animarum” (спасение душ, как высшая ценность) в римо-католическом праве[xiii].

Затем д-р Астрид Каптейн (Kaptijn) проанализировала сакраментальную икономию в Кодексе канонов Восточных Церквей и объяснила, в каких случаях икономия может применяться в отношении формы Таинства Крещения[xiv].

Секция 3: Сакраментальная икономия

В своем докладе д-р Илья (Льюис) Патсавос, заслуженный профессор церковного права семинарии св. Креста (Бостон, США), рассказал о разных практиках и подходах православных в США в отношении приема в Церковь и о смешанных браках[xv].

Д-р Анаргирос Анаплиотис (доцент церковного права, университета в Мюнхене) рассказал, в каких случаях в Православных Церквах инославные принимаются через крещение[xvi].

Д-р о. Пабло Гефаел (Понтификальный институт св. Креста) рассмотрел католический подход в отношении ситуаций, когда таинство брака перестало существовать[xvii].

Д-р Эмилиан Роман (университет в Яссах, Румыния) отметил церковные законы, применяющиеся Священным Синодом Румынской Православной Церкви в отношении разведенных и овдовевших священнослужителей[xviii].

14 сентября

Секция 4: Икономия в межправославных и межконфессиональных отношениях

После состоявшейся в воскресенье 13-го сентября экскурсии к берегам Святой горы Афон, занятия конференции открылись докладом д-ра Флориана Шуппе из католической архиепископии Мюнхена, в котором он высказался о значении икономии и акривии в экуменическом диалоге[xix]. Докладчик отметил, что у православных нет консенсуса в отношении понимания канонических правил, запрещающих молитвенное общение с инославными.

Д-р Григорий Ларенцакис из университета Граца в Австрии в своем докладе коснулся обязанности православных участвовать в экуменическом свидетельстве[xx].

Преподаватель церковного права университета в Фессалониках д-р Никос Магиорос рассказал об отношении Православных Церквей к икономии (и ее пониманию) в ХХ веке[xxi].

Во время оживленной дискуссии последовали такие вопросы: если мы считаем, что Католическая Церковь – это Церковь-сестра, то зачем говорить об икономии при смешанных браках? Как быть с канонами, которые рассматривают не конкретную группу исторических еретиков, а вообще запрещают молитвенное общение с любыми еретиками и раскольниками? Д-р Шуппе отметил, что существование таких консервативных Церквей, как Русская Зарубежная, заставляет вдумчиво работать над достижением понимания в экуменическом диалоге. Отвечая на вопрос, д-р Магириотис отметил, что Православная Церковь может быть не заинтересована в кодификации своего канонического корпуса, так как это не оставит места для свободы интерпретации.

 

Секция 5: Икономия согласно каноническим текстам и отцам Церкви

После перерыва протоиерей Добромир Димитров, преподаватель церковного права на православном богословском факультете Великотырновского университета (Болгария), показал отношение свт. Василия Великого к икономии на основании его писем (канонов)[xxii]. О. Дмитрий ответил на вопрос, что значит в наше время покаяние: это осознание себя членом церковной общины.

Заслуженный румынский ученый, канонист д-р Николай Дура рассказал о значении римского ученого Лактанция (ок. 250-325) для науки церковного права, а также о его влиянии на св. имп. Константина[xxiii]. Упоминался также и другой римский юрист Улпиан (прибл. 178- 223), чье определение брака вошло в Кормчую книгу.

Д-р Петр Петков, преподаватель церковного права в Лувенском университете, отметил, что современное понятие икономии установилось, по его мнению, во Вселенском Патриархате в XV веке[xxiv].

Прозвучавший после перерыва доклад о. Хризостома Нассиса, преподавателя Фесалоникийского унивеситета, произвел сильное впечатление классификацией канонического материала, посвященного вопросу подчинения монастырей архиерейской власти[xxv].

15 сентября

Секция 6: Икономия в отдельных случаях

Последний день начался докладом[xxvi] проф. Фессалоникийского университета Дмитрия Николакакса, обратившегося к наследию Патриарха Феодора Вальсамона, считавшего, что у императора есть больше прав, чем у епископов в отношении икономии.

Последний доклад[xxvii] д-ра Михаила Констанинеску из университета Крайовы был посвящен новому явлению в Румынии, где Священным Синодом было запрещено преподавание богословия в университетах мирянам, кроме тех случаев, когда у них есть на это благословение церковной власти.

Всего было представлено 30 докладов, из них 3 доклада не были представлены авторами, которые не смогли приехать по состоянию здоровья. На пленарной сессии общества были обсуждены темы и место проведения будущей конференции. Конкретное решение станет известно в декабре. Пока считается возможным, что в 2017 году конференция состоится в Будапеште и будет посвящена одной из предложенных участниками тем церковного права, среди которых упоминались: канонизация святых, понятие обычая в праве (соотношение между канонами и церковными обычаями), вопросы брака или прав человека.

***

[i]Έναρξη εργασιών του KB’ Συνεδρίου για την Ακρίβεια και Οικονομία στη ζωή της Εκκλησίας
http://www.pemptousia.gr/video/enarxi-ergasion-tou-kb-sinedriou-gia-tin-akrivia-ke-ikonomia-sti-zoi-tis-ekklisias/

[ii] Oikonomia, Epieikeia und Aequitas Canonica: Eine terminologische Einfürhung.

[iii] Économie ecclésiale: Elucidations terminologiques et rétroactions herméneutiques aux multiples voies de l’Économie.

[iv] Canon and Oikonomia: A Typology of Normativity and Exceptions in Canon Law.

[v] Oikonomia According to St. Nikodemos the Hagiorite.

[vi] Kirchliche Oikonoma und Kanonische Billigkeit.

[vii] “Oikonomia” According to the Teaching of the Holy Fathers of the Eastern Church.

[viii] The Implications of the Dispensation in the Orthodox Church: Some Canonical Observations.

[ix] The Question of ‘Oikonomia’ from a Catholic Point of View: Reasons and Dilemmas of its Absence from the CCEO.

[x] Economy and Dispensation in the Law of the Church of England.

[xi] L’instrument de la dispense dans les deux Codes.

[xii] L’application de l’Économie ecclésiastique (oikonomia) à la voi pénale selon les saints Canons de l’Eglise anicenne et dans la loi en vigueur des Eglises catholiques orientales.

[xiii]The Salus Animarum in Latin Church Canon Law.

[xiv] Salvation of Souls According to the Code of Canons of the Eastern Churches.

[xv] The Application of Oikonomia: the Experience of the Orthodox Church in North America.

[xvi] Die Anwendung von Oikonomia in Zusammenhang mit dem Sakrament der Taufe.

[xvii] Oikonomia for Failed Marriages? A Catholic Perspective Based on Pastoral Senistivity.

[xviii] The Application of Oikonomia in the Sacrament of Ordination.

[xix] An den Grenzen der Kirche – Ökumenisches Handeln aus Gegenüber von Oikonomia und Akriebia.

[xx] Oikonomia im interkofessionellen Dialog.

[xxi] The Concept of Oikonomia in the Inter-Orthodox relations.

[xxii] The Principles of Oikonomia and Akrebeia in the Canons of St. Basil the Great.

[xxiii] “Isutitia” (Righteousness) and “Aequitas” (Equity): the Contribution of Lactantius (+325) in the specifying of the content of the two constituent elements of the “Jus”.

[xxiv] Oikonomia and Justice: Contemporary Canonical Appropriation and the Legacy of Theodore Balsamon.

[xxv] Oikonomia in Particular Cases.

[xxvi] The Involvement of Clergy in Secular Affairs by Oikonomia according to Theodore Balsamon.

[xxvii] Oikonomia and Legality: the Legal Limits of Ecclesiastical Competence in the Context of Orthodox Theological Instruction in Romania.

Диакон Андрей Псарев

www.bogoslov.ru/Учебный комитет РПЦ