Право сильного или путь верности?

Создавая Адама одинаково способным устоять в добре или впасть в зло, Господь предусмотрел, в случае трагического развития событий, способ избавления человека от вечной смерти.

Для возвращения к благодатному единству с Творцом требовалось Боговоплощение. Но человечеству предстояло пройти длительную подготовку, чтобы воспринять в свою среду Спасителя. О том, каким был этот путь, рассказывается в Библии, в Ветхом Завете.

Всем известна история об убийстве Авеля. Приняв его жертву, Господь выразил ему Свое благоволение перед Каином. Этим Бог призывал старшего брата измениться к лучшему. Но вместо ненависти к своим недостаткам Каин испытал вражду к брату. Чтобы предотвратить беду, Господь прямо обращается к Каину: «Почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит» (Быт. 4, 6–7).

Следовательно, Творец не прекращает общения с человеком и после того, как тот покинул рай. Но характер этого общения существенно меняется. До грехопадения Адам естественно стремился к Господу, приобщался Его благодати. И Бог действовал внутри человека. Диавол соблазнял людей извне и мог лишь обманом убедить их отступиться от богоугодного пути. После того как люди добровольно приняли его лживое предложение, падший дух получил власть воздействовать на них изнутри. А своего Творца люди начали воспринимать как внешнюю Силу.

По мысли учителя Церкви V века блаженного Диадоха, когда человек разорвал союз с Богом, сатана получил большую власть над людьми, но не абсолютную. Даже после грехопадения у человека сохраняется свобода выбора между добродетелью и грехом. Господь открывает эту истину Каину. Он говорит, что как бы грех ни привлекал, он не имеет полной власти, он только влечет к себе, «но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7). Даже падение Адама не упразднило человеческую свободу. Люди имеют власть противостоять соблазну и не делать зла.

Однако с повреждением всей природы человека свобода нравственного выбора была значительно ослаблена. Ее можно сравнить с узником, на которого надели цепи и кандалы. Идти он может, но делать это ему очень трудно. Так же и грех сковывает волю человека. По выражению святых отцов, наша природа стала удобопреклонной ко греху, то есть легко к нему склоняемой. Поддавшись греху единожды, в следующий раз согрешить уже легче, а сопротивляться сложнее.

Каждый человек обладает властью отвергнуть грех. Тем более что после искупительного подвига Спасителя можно приобщаться благодати Божией в церковных таинствах. Так, в таинстве Крещения человек вновь становится жилищем Бога, Который действует изнутри, а лукавый дух остается извне и соблазняет. Но с каждой уступкой греховному желанию человеку все труднее преодолевать страсть. Вот почему, принимая решения, человеку следует быть господином своих чувств, слов, тела. И начинать следует с правильного отношения к греховным помыслам. На церковнославянском языке слова Господа, обращенные к Каину, звучат следующим образом: «Умолкни. К тебе обращение его, и ты тем обладаеши» (Быт. 4, 7). По объяснению святителя Иоанна Златоуста, Бог призывает Каина и всех людей, увлекаемых грехом, успокоить свои помыслы, укротить волнение, прежде чем придет решимость совершить непоправимое.

Каин не успокоился, поддался возгоревшейся страсти и стал братоубийцей. Но Бог снова не бросает его и стремится привести к раскаянию. Святитель Иоанн Златоуст отмечает сходство в действиях Бога по отношению к Каину с тем, как прежде Он спрашивал его отца: «Адам, где ты?» (Быт. 3, 9), – вовсе не по неведению, но давая человеку возможность самому открыть грех и через это очиститься от него. И на этот раз всеведущий Бог спрашивает убийцу: «Где Авель, брат твой?» (Быт. 4, 9), ожидая от Каина признания в содеянном зле, чтобы иметь шанс проявить Свое человеколюбие.

Как известно, Каин дал дерзкий ответ: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» (Быт. 4, 9). Этим он явил первый в человеческой истории образец ханжества, скрывающего злобу под притворным чистосердечием. При этом Каина обличает собственная подозрительность: в каждом встречном он видит своего потенциального убийцу. Ведь он установил новый закон человеческих отношений – право сильного, и ждет такого же отношения к себе.

Господь же воспрещает воздавать злом за зло и убивать Каина (см. Быт. 4, 15). Бог налагает на него Свое наказание, потому что не мстит, но наказывает с целью исправления человека, научения его господствовать над соблазнами. В славянском языке слово «наказание» имеет два значения: «кара» и «наставление». Слова псалмопевца: «наказуя, наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс. 117, 18), то есть «наставляя, наказал меня Господь» – относятся к Каину и к любому человеку.

Диавол подталкивает на совершение греха не одного Каина, но всех людей. К каждому он старается подобрать свой «ключик». Он приступал и к Авелю, но тот не поддался и остался верным Богу. Все святые – от ветхозаветных праведников до новомучеников и исповедников XX века проявили больше благочестия, чем Адам. В раю он находился в идеальных обстоятельствах для возрастания в любви к Богу. Святые же находились в условиях падшего мира, испытывали внутренние борения и внешние искушения, гонения и даже мучительную смерть, но выбирали путь верности Богу и так стяжали высшее счастье.

Опубликовано: газета “Вечерняя Москва”