“Актуальность направления «Основы православной культуры» в современном мире”
Выступление Аллы Валентиновны Бородиной, председателя Межрегионального общественного фонда содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры», автора УМК «История религиозной культуры», члена Президиума Центрального Совета Всероссийского Общественного движения «Народный собор», члена Союза писателей России, кандидата культурологии на I Образовательном форуме «Основы православной культуры в образовании» (Православный молодежный центр «Златоуст» Калужской епархии, г. Калуга, 30 сентября – 1 октября 2016 года) в рамках XIX Богородично-Рождественских образовательных чтений Калужской митрополии «Потери и обретения: 1917–2017» (28 сентября – 10 октября 2016 года, Калужская область).
Ваше Преосвященство, глубокочтимый Владыка Серафим!
Глубокоуважаемые организаторы и участники Форума!
Актуальность курса «Основы православной культуры» (далее – ОПК) была очевидной с самого его рождения и на протяжении уже пятнадцати лет не только не снижается, но возрастает. Курс ОПК, несмотря на сопротивления либерально настроенных чиновников, перерос в крупномасштабный образовательный и социокультурный проект, охвативший всю Россию и даже зарубежные государства (ОПК преподаётся в Белоруссии, Украине, Литве, для небольших коллективов русскоязычных школ курс преподаётся в Аргентине, Сан-Франциско, в Австралии и др. странах).
Курс ОПК нуждался в политической поддержке, и на его защиту встали журналисты, писатели, общественные деятели, священники; курс нуждался в научной и методической разработке, в проверке практикой, в апробации – и на это содержание отозвались многие учителя, методисты, учёные (филологи, историки, культурологи); курс нуждался в поддержке со стороны родителей – и многие и многие родители сделали свой выбор. Из курса родилось целое направление научной, творческой и общественной деятельности, и наши современники выбирают его областью своей социальной и творческой реализации.
И сегодня я буду говорить как раз о направлении ОПК, которое связывает своим одухотворяющим началом, своими идейными основами, главным идеалом – Христом, ценностными ориентирами и евангельским содержанием миллионы граждан России. Это главное свидетельство актуальности направления ОПК, свидетельство тяготения народа к духовности, к спасению, к нравственной жизни на земле. Этот период нашей жизни в какой-то степени сходен с первыми веками христианства, когда гонения способствовали свидетельствам мучеников за Христа, за единственную абсолютную истину, спасительную для мира – Истину Жертвенной Любви. Так и начало XXI века стало новым периодом в жизни российской цивилизации, когда гонения на курс ОПК не только не остановили распространение его, но для многих граждан России очень даже способствовали пробуждению духа, углублению в духовный мир, осознанному выбору приоритетов духовных смыслов над меркантильностью и формализмом, добра над злом и эгоизмом.
И мы предлагаем обратить внимание на этот процесс как социокультурный феномен в жизни России. С одной стороны, это действительно свидетельство актуальности ОПК, его содержания и основных концептуальных положений, а с другой стороны, это историко-культурологическое и евангельское просвещение и естественное единение народа накануне глобальной геополитической катастрофы является вполне запланированным результатом. Этот результат был заложен в Евангельском учении, и он чудесным образом сейчас реализуется. Ничто другое не способствовало столь прочному соединению духовно ориентированных личностей, как это сделало направление ОПК. За весь перестроечный и постперестроечный период не было ни одной темы, которая смогла так объединить народ в позитивном созидании, сотрудничестве, как ОПК. И пока это феноменальное явление ещё по достоинству не было оценено ни одним политиком или государственным деятелем. Вернее сказать, не было озвучено.
А массовость этого феномена обеспечена сферой образования всех его уровней, начиная с дошкольного, и не заканчивается, потому что верхних рамок здесь просто нет, идёт преемственность образовательных школьных программ между собой, с учебными программами вузов, с последипломными программами и с личными программами граждан по самореализации, духовному самопросвещению и самообразованию.
Конечно, сейчас создано, издано и переиздано бесчисленное множество духовной литературы, но по большей части стимулом к обращению к ней является ОПК как направление на всех уровнях системы образования и самообразования. Ориентиры для использования духовной литературы даёт систематическое образование по ОПК.
И самое главное теперь – продолжить распространение ОПК, реализовать его объединяющую функцию и обеспечить качество его преподавания.
Актуальность направления ОПК возрастает теперь и в связи с изменениями в государственной политике в области образования. Духовно-нравственное воспитание стало приоритетным направлением в образовании. Но никакого духовно-нравственного содержания и воспитания не может быть без основ религиозности народа. Ибо формула нравственности – это религия, как утверждал наш великий мыслитель Ф. М. Достоевский.
Но есть ещё одно очень важное направление в образовании, которое актуализирует ОПК. Это патриотизм, который сегодня заявлен на самом высоком уровне как единственная объединяющая идея в России. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — заявил президент России В. В. Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров». А для того чтобы в нынешних социокультурных условиях в стране пробудить патриотизм и актуализировать в сознании народа понятие о патриотизме как о национальной идее, «нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях». Эта идея «не идеологизирована, не связана с деятельностью какой-то партии. Это связано с общим объединяющим началом, — пояснил президент. — Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех граждан, более эффективной».
Для государства очень важно сейчас объединение народа. Это связано, конечно, с сильным осложнением геополитической ситуации, активизацией политического и экономического противостояния мировых силовых центров, с появлением и расширением зон социально-политической нестабильности, с вооруженными конфликтами и размещением военных баз вблизи границ России.
Конечно, в демократическом государстве, в котором Конституцией закреплен запрет на установление одной идеологии, религиозные идеи, даже самые возвышенные, проверенные историей и укоренённые в культуре, не могут быть провозглашены как государственные. Однако без религиозных традиций не обходятся никакие рассуждения о возможности распространения позитивных идей. Сразу на помощь приходят понятия «священный долг», «духовные традиции» и т. д. И даже говоря о коммунистических идеях, положительное в них сравнивается с библейским содержанием. Например, президент России признался: «Если мы посмотрим «Кодекс строителя коммунизма», который широко тиражировался в Советском Союзе, он очень напоминает Библию. Идеи-то вообще хорошие — равенство, братство, счастье, но практическое воплощение этих замечательных идей в нашей стране было далеко от того, что излагали социалисты-утописты…»
Ориентиры даны, программа составлена и принята.
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 30 декабря 2015 г. № 1493 утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». В программе говорится, что «целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». То есть делается попытка осуществить нравственный, альтруистический подход в воспитании патриота и гражданина России. И мы видим, что для реализации такой программы необходима духовно-нравственная основа, на которую можно было бы опереться патриотизму. Ведь патриотизм – это духовный, сердечный акт, акт совести, ориентируемой на контроль Божественный, иначе любые идеи обречены на формализм, потом – фарисейство, а постепенно – при усиленном назидании – на отторжение и протест.
Исследователь патриотизма И. А. Ильин, убеждённый в мессианстве русского народа в мире, в особом предназначении России, писал: «Россия не есть пустое вместилище, в которое можно механически, по произволу, вложить всё, что угодно, не считаясь с законами её духовного организма. Россия есть живая духовная система, со своими историческим дарами и заданиями. Мало того, – за ней стоит некий Божественный исторический замысел, от которого мы не смеем отказываться…»
Подлинный патриотизм в России воспитывался на понимании России как Святой Руси, священной державы. И лозунгом русского воинства были слова: «За веру, царя и Отечество!» То есть первой причиной и основой защиты Отечества была вера православная.
Современные социально-политические проблемы убедительно подтверждают необходимость развития направления ОПК на всех уровнях образования. Ведь мы видим конфликты и преступления, чудовищные преступления, выращенные на почве патриотических идей. Именно патриотические лозунги использовались в фашистской Германии, они же – на украинском Майдане, а также – в государстве ИГИЛ. В Сибири распространяются идеи неоязычества, отделения от Московии тоже на идеях патриотизма. Мы видим, как поступили бывшие союзные республики по отношению к русскому населению, которое приезжало когда-то поднимать промышленность и сельское хозяйство этих республик. Насилие, жестокость, унижение русских, отказ от русского языка здесь преподносят как проявление патриотизма. Всё это говорит о том, что патриотическое воспитание нельзя отделять от духовно-нравственного воспитания, и ОПК в этом смысле является важнейшим систематическим средством подлинного патриотического воспитания, патриотизма, объединяющего, а не разъединяющего, патриотизма, созидающего, а не разрушительного, патриотизма как одухотворяющего творческого идейного начала, а не новых анкет и отчётов для наших перезагруженных учителей. Не случайно агрессивно настроенный либерализм периодически выступает против ОПК; именно против воспитывающего и развивающего содержания протестуют враждебно настроенные к России либералы, причём – по большей части – эмигранты. Казалось бы, им-то что за дело до нашего образования! И эти настроения выдают важность направления ОПК. Давно уже все знают, что то, что критикуют либералы, это именно и нужно поддерживать! А они только и стремятся внедриться в духовно-нравственную область и осуществить подмену ОПК во всём: и в названии («Основ православной культуры» на «Православную культуру», «Духовно-нравственную культуру» или другое менее определённое или неопределённое название), и в содержании (православного содержания на экуменическое или единорелигиозное общемировое), и в подходах к преподаванию (глубокий историко-культурологический курс на атеистический религиоведческий, патриотическую концепцию на релятивистскую либеральную). То есть не приходится ожидать, что направлению ОПК не будут чинить новые препятствия, что не готовятся новые коварные акты в духе тех, что в 2009 году фактически ввели запрет на распространение ОПК. И делалось это совместными усилиями либеральных чиновников в разных кругах, как светских, так и религиозных. Участие и инициативы педагогов-практиков в развитии ОПК в этом смысле можно рассматривать как более надёжную опору в силу своей удалённости от глобалистического и либерального давления. Сейчас для такого творческого профессионального участия созданы благоприятные условия в школьной и дошкольной педагогической практике, хочется надеяться, учителя смогут использовать все воспитывающие и развивающие ресурсы Основ православной культуры в целях патриотического воспитания и повышения общей культуры граждан России.
Иногда высказывается мнение, в том числе в церковных кругах, что необходимо знакомить молодёжь с разными религиозными традициями, того требует политическая ситуация и открытость культур. Этот вопрос был предвиден мною ещё в середине 90-х, поэтому наша программа «История религиозной культуры» включала изначально (и теперь включает) изучение конфессиональной картины мира и древних религиозных культур. Это действительно необходимо, полезно школьникам и интересно. Но следует правильно делать акценты и соблюдать приоритеты в соответствии с целями государственного и муниципального образования (приобщение к отечественной культуре и подготовка к успешной социализации в отечественной культуре), задачами патриотизма и гражданского воспитания, а также в соответствии с принципами культуросообразности, научности и историзма. Всё это делает приоритетным содержание об отечественных духовных (религиозных и культурных) традициях. Такие приоритеты проявляются в объёме содержания и в первоочерёдности изучения материала, чтобы школьники осваивали понятийный аппарат в соответствии с традиционной ментальностью, а в дальнейшем содержание можно расширять без ущерба традиционной культуре и даже, наоборот, для более глубокого её понимания. Так, в моей программе уже с 9 класса дети знакомятся и с другими направлениями христианства, а в старших классах – с конфессиональной картиной мира и древними религиозными культурами.
Уступать же само содержание в угоду либеральным требованиям и реформаторам Православия нельзя ни в коем случае, и в этом смысле хорошим примером являются представители других конфессий на территории России и даже в столице России, где в государственных школах изучаются другие религиозные культуры (даже, скорее, религии) без оглядки на посторонние мнения. Для благополучного проживания всех народов России нельзя допускать никаких попыток изменения православных традиций, нужно снимать напряжение в этой области и укреплять культурно-исторические традиции всеми силами и средствами. Главная задача – не допустить религиозного раскола, не дать ни малейшего повода к нему. Только единение народа, скреплённого уважением к истории, культурным и религиозным традициям России, любовью к Отечеству, нам особенно нужно сегодня. И в этом направлении главный инструмент патриотического и духовно-нравственного воспитания – это курс «Основы православной культуры» с его историко-культурологической концепцией.