«Безобидных» грехов не бывает. Как проходить исповедь

Покаяние, то есть духовное и нравственное возрождение человека, — это процесс, совершаемый Богом совместно с самим кающимся. При этом внутреннее перерождение человека может совершить только Господь, именно Он животворит Свое умерщвленное грехом создание для вечной жизни. Происходит это незримо, таинственно, но вместе с тем абсолютно реально.

Бог производит в человеке изменения мистического порядка. В Церкви они называются — Таинства. Исповедь является одним из них. И человек на исповеди должен об этом помнить, что, стоя перед аналоем, на котором лежат Крест и Евангелие, он предстоит перед Самим Христом.

На исповеди нет смысла лукавить, оправдываться или утаивать что-либо, ибо Бог все знает и ждет нашего раскаяния. Принимающий исповедь священник только свидетель покаяния и в то же время молитвенник за кающегося. Совершает Таинство Сам Господь. Об этом свидетельствуют слова молитвы, читаемой священником: «Сам, Владыко, ослаби, остави, прости грехи, беззакония, согрешения вольная и невольная… раба Твоего», — и еще: «Сам яко благ и незлобивый Владыко, сего раба Твоего словом разрешитися (освободиться от греха) благоволи».

Главным в покаянии является осознание своей вины (греховности) и твердое намерение не возвращаться к греховным поступкам, действиям, желаниям и мыслям, т.е. ко всему тому, что противоречит Евангелию. Приступая к исповеди человек должен возненавидеть грех и быть исполненным решимости оставить греховную жизнь и поступать праведно (жить правильно), тогда он становится способным к восприятию благодати Христовой.

Если исповедующийся не раскаивается в глубине своего сердца, не имеет желания отказаться грешить в своей жизни, то покаяние не совершается по его вине. Выискивание оправданий, умаление значимости греха, высказывания типа «сейчас такое время», «все так живут, не один я грешный» и тому подобное — все это свидетельствует о неготовности человека быть с Богом, и его душа не обновляется для новой жизни со Христом.

Желающий исповедоваться должен заблаговременно настраиваться на исповедь, в Таинстве требуется его сосредоточенное участие, и приходить он должен к началу исповеди. Нельзя признать приемлемой практику, когда человек исповедуется во время Божественной литургии, особенно когда совершается Евхаристическая молитва. Одновременное участие в двух Таинствах невозможно. Надо стараться исповедоваться накануне вечером, а если утром, то до начала Литургии.

Полноценное участие в Таинстве подразумевает присутствие кающегося при чтении всего последования молитв, читаемых священником перед исповедью. Эти молитвы являются неотъемлемой частью Таинства и помогают обрести покаянный настрой. Всем приступающим к исповеди необходимо вслушиваться в каждое слово читаемых молитв, а священник должен их читать ясно и полностью. Ибо Таинство совершается не только, когда христианин открывает свои грехи, но и когда священник молит Бога о прощении кающегося и воссоединении его с Церковью.

Лучше ходить на исповедь к постоянному священнослужителю, духовнику. В таком случае принимающий исповедь священник будет знать нравственное состояние и уровень духовного развития исповедника, его окружение и бытовую среду. Это позволит дать более точное, «адресное» духовное наставление кающемуся и при необходимости подсказать ему и поддержать, с тем, чтобы он в своей духовной жизни шел «царским путем», избегая вредных для него крайностей.

Духовник должен разъяснять исповедующимся важность покаяния для правильной христианской жизни. «Незначительных» и «безобидных» грехов не бывает. Любой грех, независимо от тяжести, опасен тем, что он удаляет человека от Бога и отлучает от Его Церкви. Опасность «маленьких» грехов в том, что человек их забывает.

К преподобному Антонию однажды пришли две женщины. По дороге к старцу одна постоянно сокрушалась о своем великом грехе, а другая самодовольно говорила, что у нее грехи маленькие. Встретив их, старец велел первой пойти и принести ему большой камень, а другой — набрать мешочек мелких камешков. Когда те выполнили поручение старца и вернулись, то он сказал им: «Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли». Женщина с большим камнем ответила: «Отче, я помню, где его нашла». А другая взмолилась: «Авва, их много, и я не найду тех мест, где их отыскала». Тогда преподобный сказал ей: «Мелкие камни – это твои «маленькие» грехи, их много, и ты к ним привыкла и не каялась, потому что не помнишь, когда их совершила. Они не дают тебе духа раскаяния и лишают благодати Божией».

Так и на исповеди бывает трудно вспомнить о вошедших в привычку осуждении, зависти, злорадстве и тому подобном, нежели о серьезном падении. Но исповедание грехов, которое входит в последование Таинства исповеди, помогает приступающему исповедоваться вспомнить то, о чем человек порой может и забыть или не придавать значения.

Только после исповедания своих грехов кающийся вновь воссоединяется с Богом. Именно об этом просит Господа священник в разрешительной молитве: «Примири и соедини его (кающегося) Святей Твоей Церкви».

Являясь самостоятельным Таинством, исповедь может совершаться в любое время. Всем христианам надо стараться как можно чаще приступать к этому благодатному средству. А для желающих приступить к Таинству Причащения исповедь является необходимым условием.