Болонский процесс в духовных школах Русской Православной Церкви
Статья иеромонаха Леонида (Абрамова) посвящена теме: “Болонский процесс в духовных школах Русской Православной Церкви”.
- Предварительные соображения
Процесс реформирования духовного образования, объявленного в самом начале правления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в настоящее время вступает в решительную фазу. Долгое время Семинарии не имели ни нормативных документов, ни методических материалов или рекомендаций, ни определенного юридического статуса, необходимых для реализации реформ, и потому вынуждены были либо экспериментировать, используя готовые наработки светского образования, либо отложить переход на новый тип организации учебного процесса, следуя нормам Церковного образовательного стандарта (21.08.2007 г.). В настоящее время принят новый Устав духовных семинарий, единый Учебный план, принят целый ряд положений, регламентирующих образовательный процесс, во взаимодействии с государственными органами урегулируется вопрос лицензирования и аккредитации духовных школ. В связи с этим ужесточаются и требования священноначалия нашей Церкви к духовным Семинариям.
Однако именно сейчас, когда у нас на руках необходимый материал для осуществления нового образовательного стандарта, а старые семинарские традиции еще не отжили свой век и в той или иной мере продолжают действовать в нашем духовном образовании, весьма резонно было провести анализ новых образовательных методик, внедряемых Учебным комитетом нашей Церкви с благословения высшей церковной власти, чтобы выяснить для себя достоинства и возможные риски от включения наших духовных школ в болонский процесс.
Целью реформы, официально заявленной Учебным комитетом, является 1) усовершенствование духовного образования, 2) способность компетентно реагировать на вызовы современности, 3) обеспечить Церкви эффективность ее миссионерского делания в пространстве общественной жизни – вот о чем неоднократно заявлял глава Учебного комитета в своих публичных выступлениях – архиепископ Верейский Евгений. В связи с этим мы обратим особенное внимание на отдельные фразы из его выступления на интернет-семинаре, организованном Учебным комитетом в 19/III – 2015 г. В частности, владыка Евгений заявил, что перед нашими духовными школами стоит задача учесть лучшее из старой школьной традиции и воспринять новое, с тем, чтобы достичь усовершенствования образовательного процесса. Нельзя слепо копировать и положительные и отрицательные стороны старой системы образования, нужно двигаться вперед, чтобы творчески войти в труд своих предшественников и стать достойными преемниками их достижений и традиций.
Однако при этом было весьма недвусмысленно обозначено, что главным мотивом реформы, его движущим фактором, является признание светской наукой, возможность защищать научные диссертации в системе ВАК. После столь весомого и обнадеживающего начала о важности преемственной связи со старыми традициями при усовершенствовании нашего образования следует утверждение, вызывающее определенную настороженность. Насколько оправданно реформировать духовную школу, исходя из соображений никак не связанных с непосредственными целями и задачами духовного образования. Что важнее государственный престиж или квалифицированные пастыри, воспитанные в строгом православном духе? Подчеркнутая ориентация на светский стандарт «Теологии» только увеличивает настороженность в отношении новой реформы. Действительно ли эти преобразования являются очередным этапом усовершенствования нашей духовной школы? Используя наличный учебно-методический материал, а также утвержденные высшей церковной властью нормативные документы, попробуем выяснить, какова природа современного реформирования духовного образования в Русской Православной Церкви и каковы возможные плоды этой реформаторской деятельности. Для этого мы рассмотрим ключевые моменты учебного процесса и воспитательской работы с точки зрения новых образовательных стандартов.