“Братство Святого Апостола Иоанна Богослова”

Статья протоиерея Димитрия Моисеева, кандидата богословия, заведующего кафедрой библейских и богословских дисциплин КДС  посвящена учреждению калужского церковного Братства Святого Апостола Иоанна Богослова и его миссионерской деятельности среди старообрядцев. На основании сохранившихся в архиве Братства отчетов видно, что его влияние на мировоззрение жителей Калужской губернии было весьма значительным, а талантливые миссионеры, работая со старообрядцами, добивались серьезных успехов.

В 1864 году императором Александром II были утверждены «Основные правила для учреждения православных церковных братств». Согласно этим правилам, православными церковными братствами должны были именоваться общества, составляющиеся из православных лиц разного звания и состояния, для служения нуждам и пользам Православной Церкви, для противодействия посягательствам на ее права со стороны иноверцев и раскольников, для дел христианской благотворительности, для распространения и утверждения духовного просвещения. Учреждались эти братства при церквах и монастырях с благословения и утверждения епархиального архиерея.

Основным мотивом создания таких братств в Калужской губернии была необходимость борьбы со старообрядцами. Так в 1879 году Калужские Епархиальные Ведомости писали: «В пределах Калужской губернии, обильной лесами, издавна селились, крепли в силах и множились в числе своем мнимые старообрядцы. Здесь и теперь, по официальным источникам, насчитывают десятки тысяч раскольников разных толков и согласий. Очень много таковых в Боровске и Сухиничах… немало их и в Калуге». Согласно переписи населения 1897 года в Калужской губернии проживало 1 185 726 человек, из них старообрядцев насчитывалось 42 598 человек, что составляло 3,76 % от всего населения. Однако, по всей видимости, число старообрядцев является заниженным, так как, по свидетельству переписчиков, часть старообрядцев скрывалась от них, опасаясь преследований со стороны государства. Более того, старообрядчество в Калужской губернии достаточно активно распространялось. Так, например, калужский миссионер священник Михаил Дударев, бывший некогда старообрядцем, в своих воспоминаниях описывал со слов своего деда процесс отпадения в старообрядческий раскол нескольких селений родной для него Тихоновской волости, который происходил в начале XIX века[1, 558]. Каналом для такого распространения раскола становились, как правило, благочестивые молодые люди, работавшие у богатых купцов-старообрядцев. Прельщаясь благолепием старообрядческого богослужения и не разбираясь при этом в православном богословии, такие люди рано или поздно сами становились старообрядцами, а затем и обращали в раскол своих близких и соседей.

В качестве методов борьбы с расколом власти практиковали тогда в основном вызовы старообрядцев в земский суд или в Духовную Консисторию, где методом допросов и угроз принуждали оставить раскол и вернуться в лоно православной церкви. «Теперь, – пишет свящ. Михаил Дударев, сам прошедший через эти методы переубеждения, – будучи православным и в сане священства, исполняя должность миссионера, я с грустью вспоминаю про те мытарства, которые привелось мне испытать в Калужском земском суде и Духовной Консистории, и благодарю Бога, что теперь уже не так обращаются с раскольниками, этими заблудшими нашими братьями; напротив, кротко и с любовью раскрывают и доказывают им истину православной церкви на публичных или частных собеседованиях, которые гораздо успешнее  действуют на заблуждающихся, нежели прежние официальные увещевания, особенно всякие угрозы ссылками в монастырь или в острог. Меня в то время все эти спросы, да расспросы и увещания только еще больше озлобили и раздражили против церкви. Притом же я стал считать себя исповедником и мучеником»[1, 656].

Идея создания миссионерского братства в Калужской епархии  принадлежала архимандриту Мисаилу (Крылову), бывшему в то время  проректором Калужской Духовной семинарии. Долго служивший до своего назначения в Калугу в Саратове, состоявший членом совета саратовского братства Святого Креста, он много времени уделял ведению духовно-публичных бесед со старообрядцами. Приехав в Калугу, архимандрит Мисаил начал вести точно такие же беседы о предметах веры. Первая беседа состоялась 1 октября 1878 года и имела большой успех. Беседы стали регулярно проводиться в семинарском храме по воскресным дням. Воодушевленный успехом этого дела, архимандрит Мисаил задумался о расширении миссионерской деятельности и стал инициатором создания духовного братства, которое ставило бы перед собой миссионерские цели. Первоначально к его идее отнеслись скептически, однако, видя тот успех, которым неизменно пользовались беседы отца Мисаила, духовенство и влиятельные калужане в итоге поддержали его мысль о создании братства. С благословения правящего архиерея архимандрит Мисаил составил проект  устава братства, который 17 декабря 1878 года «на совещании многих почтенных особ духовных и светских был прочитан, немного исправлен и в общем составе одобрен; к проекту подписалось 52 человека обоего пола и всякого сословия – вполне сочувствующих открытию братства. Этот проект братского устава на общеепархиальном съезде депутатов духовенства Калужской епархии, бывшем в январе месяце 1879 года, был заслушан и тоже одобрен всеми о.о. депутатами»[2, 5].

Проект Братства был представлен на рассмотрение и утверждение архиепископу Калужскому и Боровскому Григорию (Митькевичу), который наложил резолюцию: «Заготовить от меня отношение к гражданскому губернатору»[2, 6]. В этом отношении было сказано следующее: «Некоторые ревнители православия пожелали утверждать православных в истинах христианских и обращать к церкви православной отпадших от нее, для этого они просят меня об учреждении и открытии в Калуге церковного братства. Находя со своей стороны такое учреждение очень нужным и полезным, препровождаю к вашему превосходительству проект устава предполагаемого братства для соображения, с просьбой дать мне свой отзыв и возвратить проект устава»[2, 6-7].

После того, как калужский губернатор И. Е. Шевич в своем отзыве написал, что со стороны губернского начальства препятствий к реализации этого намерения нет, высокопреосвященнейший архиепископ Григорий 6 февраля 1879 года утвердил предложенный устав. Этот устав определял деятельность Братства Святого Апостола Иоанна Богослова до самого конца его существования, претерпев, правда, некоторые изменения, внесенные на экстренном общем собрании Братства в 1891 году.

Интересно, что во время обсуждения предложений по изменению устава Братства возникла серьезная дискуссия по вопросу о том, какие слова использовать в отношении старообрядцев. В первоначальном варианте устава было сказано, что Братство «имеет своей задачей… возвращение на путь истинной православной церкви заблудших и уклонившихся от нее наших ближних, главным образом, так называемых старообрядцев»[3]. Согласно протоколу экстренного общего собрания Братства Святого апостола Иоанна Богослова от 12 мая 1891 года, собрание постановило пункт «в» параграфа 1 изложить так: «возвращение на путь истинной православной церкви заблудших и уклонившихся от нее наших ближних, главным образом именующих себя старообрядцами»[3]. Преподаватель Калужской Духовной семинарии Петр Воскресенский выразил свое несогласие с этим, написав правящему архиерею следующую докладную записку: «§1, пункт «в» Проекта устава братства гласит: «возвращение на путь истинной православной церкви заблудших и уклонившихся от нее наших ближних, главным образом так называемых старообрядцев».

На экстренном общем собрании некоторых привели в смущение последние три слова этого пункта, и их предложено было заменить или словом «раскольников», или словами «именующих себя старообрядцами». Последняя редакция была приянта большинством.

Я, со своей стороны, не могу согласиться на внесение в устав братства слов: «именующих себя старообрядцами», потому что они, выражаясь просто, есть нелепость: ни один раскольник-старообрядец не называет себя «старообрядцем», а величает «православным» или «по старой вере».

Слово «раскольник» в данном случае тоже не идет, ибо не выражает той мысли, какую нужно выразить: заблудшие и уклонившиеся от церкви суть раскольники (если не еретики); из массы раскольников выделяется отдельная группа так называемых старообрядцев.

По моему мнению, выражение о наших русских раскольниках «так называемые старообрядцы» – выражение вполне точное и правильное, обозначающее сущность русского раскола. Ведь, никто не вооружается против выражений «ересь Ария», «ересь арианская», «арианство», «ариане»; – не то же ли самое: «раскол старообрядчества», «раскол старообрядческий», «старообряд(че)ство», «старообрядцы». Но так как русские раскольники-старообрядцы – неистинные последователи старого обряда (впрочем, слово «старообрядцы», в приложении к русским раскольникам, не значит «приемлющие старые обряды», а обозначает «отожествление обряда с сущностью старой веры»), то их и величают «так называемые старообрядцы». Полагаю, между словами – «старообрядец» и «так называемый старообрядец» – разница значительная»[4].

В результате 27 мая 1891 года правящим архиереем на проект изменений в уставе была наложена резолюция №2045: «Можно напечатать, как было: «так называемых старообрядцев». Епископ Виталий»[5]. Таким образом, этот пункт устава в итоге остался без изменений.

Первый раздел устава называется «Цель Братства». В этом разделе один параграф, и, согласно ему, Братство учреждается при семинарском Иоанно-Богословском храме «с целью духовно-просветительной и благотворительной»[2, 3]. Задачи, которые ставит перед собой Иоанно-Богословское Братство, таковы:

«а) разъяснение истин веры и правил благочестия;

б) заботливость об искоренении предрассудков, суеверий и маловерия;

в) возвращение на путь истинной православной церкви заблудших и уклонившихся от нее наших ближних, главным образом, так называемых старообрядцев;

г) оказание христианской благотворительности, благоустройство и устройство церковно-приходских школ»[2, 3].

Второй раздел устава озаглавлен «Способы к достижению сей цели». Он содержит параграфы со 2 по 8. Второй параграф говорит о братской библиотеке, которая должна содержать литературу, необходимую для миссионерских целей. Пользоваться этой библиотекой бесплатно могут «все, служащие миссионерской цели, и другие известные братству лица»[2, 4]. В третьем параграфе говорится, что Братство с целью распространения в народе религиозно-нравственного образования открывает публичные и народные чтения, а также имеет склад книг соответствующего содержания и училищных принадлежностей. Четвертый параграф предусматривает открытие Братством ежевоскресных публичных собеседований о вопросах веры  с «мнимыми старообрядцами и другими заблуждающимися в деле веры лицами»[2, 4] там, где будет разрешено епархиальным начальством – в храме, или же в ином помещении. В примечании к этому параграфу сказано, что вести эти беседы могут как духовные, так и мирские лица, способные к этому, при условии, что они примут за обязательное руководство изданные на этот счет Святейшим Синодом правила. Пятый параграф предписывает Братству или содержать на свои средства миссионеров из духовных и светских лиц, способных к ведению бесед со старообрядцами и сектантами, или же оказывать этим лицам денежную помощь в их поездках по местам, зараженным расколом. При этом данные лица могут пользоваться братской библиотекой. А в случае надобности Братство должно открыть отделения там, где это необходимо, и снабдить их необходимой литературой.  В шестом параграфе говорится, что Братство командирует способных для бесед с раскольниками лиц в зараженные расколом местности, предоставляя им всевозможные средства как для исследования лжеучений, так и для борьбы с ними. Седьмой параграф говорит о том, что Братство старается безвозмездно или по самым низким ценам распространять литературу религиозно-полемического и религиозно-нравственного содержания, относящуюся к предметам занятий Братства. В восьмом параграфе сказано, что Братство содействует благоустройству церковно-приходских школ в Калуге и устройству их в местах, наиболее зараженных расколом, или же только оказывает помощь уже существующим школам.

Третий раздел Устава озаглавлен «Состав Братства» и содержит параграфы с 9 по 13, разъясняющие, кто может быть членом Братства.

Торжественное открытие Братства состоялось 25 февраля 1879 года. В этот день, по окончании Божественной Литургии и молебна, архиепископ Григорий объявил Братство открытым. На основании § 16 устава Братства были избраны двенадцать членов Совета Братства, а из них, по § 17 того же устава – председатель и два его товарища. В первый состав Совета Братства вошли ректор семинарии архимандрит Мисаил (Крылов), член Калужского окружного суда В. И. Станкевич, инспектор семинарии Д. Е. Лужецкий, кафедральный протоиерей А. М. Колыбелин, вдова полковника С. А. Загряжская, княгиня С. А. Трубецкая (супруга тогдашнего вице-губернатора князя Н. П. Трубецкого), протоиерей калужской Предтеченской церкви И. Д. Любимов, уездный предводитель дворянства Калужского уезда Н. С. Яновский, преподаватель семинарии И. И. Никольский, супруга товарища прокурора Калужского окружного суда В. В. Сперанская, управляющий Калужской контрольной палатой Ф. Н. Щеглов и дочь статского советника Е. С. Унковская. Председателем Совета Братства был избран ректор семинарии архимандрит Мисаил, а его товарищами – В. И. Станкевич и Д. Е. Лужецкий [6, 13]. Вообще в первый год существования Братства в его состав вошло 347 человек, из них дворян и чиновников – 102 человека, лиц духовного звания – 220 человек, среди которых было 5 архиереев (архиепископ Калужский Григорий, экзарх Грузии митрополит Иоанникий, епископ Полоцкий Викториан, епископ Саратовский Тихон и епископ Астраханский Герасим), 4 архимандрита, 1 игумен, 9 протоиереев, 190 священников, 2 иеромонаха, 10 диаконов и причетников, 5 купцов и 20 крестьян и мещан. Впоследствии количество членов братства менялось, резко сократившись к 1898 году до 16, а к 1902 году – до 14 человек.

Состав церковного Братства святого апостола Иоанна Богослова

по сохранившимся отчетам за 1879 – 1905 годы [7, 66].

Год Почетные члены Пожизненные члены Действительные члены Члены соревнователи Всего
1879/80 15 200 132 347
1880/81 18 112 4 134
1885/86 19 140 212 371
1893/94 12 Нет данных Нет данных Нет данных 59
1894/95 11 4 31 7 53
1895/96 11 4 37 5 59
1896/97 11 4 41 4 60
18981901 13 3 16
190204 11 3 14

 

 

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:

  1. Священник М. Дударев. Воспоминания о моей жизни в расколе и по выходе из раскола. Братское слово, Том II. Москва, Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, Арбат, дом Платонова, 1886.
  2. Устав Калужского церковного Братства Святого Апостола Иоанна Богослова. Калуга, Типография Губернского Правления, б/г
  3. Фонд 81 ед. № 53 Опись 1 лист 3
  4. Фонд 81 ед. № 53 Опись 1 лист 6-10
  5. Фонд 81 ед. № 53 Опись 1 лист 5
  6. Краткий отчет о состоянии братства св. апостола Иоанна Богослова в Калуге. Калуга, 1891
  7. Штепа А.В.. Из истории деятельности духовного Братства Святого Апостола Иоанна Богослова. В сб. Калуга в 6 веках. Материалы 4-й городской краеведческой конференции. Калуга, 2003