Цель христианской семьи — воспитание святых

Слово митрополита Калужского и Боровского Климента на конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества».

Православное понимание предназначения семьи, как домашней Церкви, состоит в приведении всех ее членов к Богу, освящение жизни домочадцев. В сущности, цель христианской семьи — воспитание святых. Такими были семьи святителя Василия Великого, преподобного Сергия Радонежского и многих других угодников Божиих. Примеры домашнего уклада, пути достижения и хранения внутреннего единства, практика воспитания в благочестивых семьях полезны и назидательны для современных христиан, пожалуй, не менее описаний трудов и подвигов воспитанных ими святых.

В ходе работы над изданием полного наследия святителя Феофана Затворника были собраны воедино уже известные и недавно выявленные сведения о его детстве и семейном окружении. Они позволяют проследить влияние членов семьи и домашних традиций в семье Говоровых на формирование личности этого выдающегося просветителя и духовного писателя нашей Церкви.

Знавший святителя Феофана протоиерей Николай Флоринский писал, что «своим от юности высоко благочестивым настроением преосвященный Феофан был обязан, при Божией благодати, благочестивым и просвещенным своим родителям. Он неоднократно об их благочестии воспоминал в разговорах, касавшихся христианского воспитания детей». Оба родителя святителя Феофана происходили из семей церковно- и священнослужителей Орловской губернии.

Его отец священник Василий Тимофеевич Говоров был сыном пономаря. По окончании семинарии он два года оставался при ней, осуществляя надзор за поведением и прилежанием семинаристов и помогая отстающим в обучении. Благодаря этому Василий Говоров приобрел навыки педагогической деятельности, очевидно имея к ней природную предрасположенность. После рукоположения в сан священника в 1802 году он был назначен в храм Владимирской иконы Божией Матери в селение Чернава Елецкого уезда Орловской губернии, где служил до своей смерти более 36 лет.

Рядом с этим храмом в многолюдном приходе прошло детство Георгия Говорова — будущего святителя Феофана. По замечанию его племянника Н.А. Крутикова, расположение домов церковно- и священнослужителей вблизи храмов указывало «на близость членов клира и их детей к порядкам церковной жизни. Приход и причт в данном случае составляли одно целое, одну общину». Важно, что дети росли в церковной среде. Прежде всего, их учили, «как надобно молиться Богу, правильно складывать персты для крестного знамения и класть поклоны».

В течение 30 лет священник Василий Говоров совмещал приходское служение с обязанностями благочинного. Должность старшего над причтами храмов Елецкого уезда развивала в нем способности воспитателя. Как свидетельствуют его современники, он не доводил до епархиального начальства неурядицы и ссоры между причтом, возникавшие внутри приходов, но терпеливо доводил враждующих до взаимных извинений и примирения. Очевидно, и в своей семье он подобным образом добивался мира и сплоченности всех членов, приводя виновных к осознанию неправоты не столько строгостью принуждения, сколько любовью помогая им прийти к осознанию своей вины.

Все годы служения в священном сане в отце Василии не угасала любовь к храму и богослужению. Знавшие его люди говорили, что отец Василий не снимал епитрахили: «Наш батюшка из епитрахили не выходит», — весьма высокая характеристика ревности пастыря, учитывая, что он был отцом большого семейства, о котором должен был заботиться. Дети и взрослые вместе посещали храм не только в праздники, но и в будни, что было нормой для всех лиц духовного звания того времени. Так еще ребенком будущий святитель видел в окружавших его взрослых пример любви к храму и богослужению.

Поскольку в родном селе Чернаве не было духовного училища, азы учения Георгий Говоров постигал дома. В дошедшем до нас описании его вступления в ученичество есть поучительный пример для современных пастырей. Несмотря на крайнюю занятость, его отец перед началом обучения сына в присутствии собравшейся родни совершил молебен пророку Науму, который почитается как покровитель учащихся. Затем, преподав наставление, как подобает учиться, священник Василий Говоров сам вручил сыну азбуку и прочитал в ней первые буквы, а Георгий повторял их за отцом.

В семьях церковного клира того времени детей обучали чтению по Часослову, письму по прописям, а также основным молитвам и Священной истории. По причине занятости супруга обучением детей занималась мать святителя Феофана Татьяна Ивановна (в девичестве Попова). О ней святитель вспоминал с особенной благодарностью, отмечая, что еще в свои семь лет научился от нее христианскому богословию. «Матушка наша, — говорил он, — знала так хорошо Четьи Минеи, что и богословам не уступала. Когда батюшке, по делам приходского пастырства, было некогда заняться с детьми, она нам рассказывала о житиях святых, либо прямо оные вслух нам читала по книге».

Татьяна Ивановна подавала детям пример христианской нравственности, будучи доброй, трудолюбивой, щедрой и милосердной, особенно к бедным и больным. Вся ее жизнь была посвящена заботам о семье и воспитанию детей. Во многом благодаря ей дом Говоровых славился гостеприимством, а дети с малых лет привыкали поддерживать друг друга и служить ближним. «Мать преосвященного Феофана жила неподдельным, чистым религиозным чувством», — писал о ней ее внук (другой племянник святителя Феофана) Н.А. Крутиков. — У преосвященного Феофана еще от юности сохранились некоторые особенности его духовного настроения: его замечательная обходительность со всеми, добродушие, приятный юмор и особенное внимание к нуждам других».

В доме ее отца священника Ивана Савича Попова, служившего в Никольском храме в селе Паниковец, семья Говоровых обычно останавливалась, когда выезжала в паломничество в Задонский монастырь. С детских лет, задолго до общецерковного прославления святителя Тихона Задонского, святитель Феофан воспринял особую любовь и уважение к этому подвижнику и религиозному просветителю, примеру которого он следовал в своей жизни.

Так в паломничествах, самом тесном вовлечении в церковную жизнь, в ежедневной молитве и рассказах о житиях святых, на примерах благочестивой жизни взрослых еще в детские годы сформировался внутренний настрой Георгия Говорова — будущего святителя Феофана, Затворника Вышенского, духовное наследие которого по сей день продолжает оказывать помощь всем, ищущим спасения во Христе.