“Дела веры”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие возлюбленные во Христе братья!

Мы все много раз слышали или читали слова апостола Иакова о том, что вера без дел мертва. Так и есть, христианство – это не только особый образ мышления, не только другое отношение к вещам, но и определенный образ жизни. Вера человека, не делающего дел веры: мертва. Такая вера не имеет ничего общего с Богом.

Что такое дела веры? Их обычно мы называем добрыми делами. Во–первых, это те дела, которые обращены к Богу, то есть активная церковная жизнь: участие в богослужениях и Таинствах Церкви, молитва, духовное чтение. Во-вторых, это наше отношение к окружающему нас миру, а в отдельности к  людям. Под такого рода добрыми делами мы можем понимать помощь тому, кто попал в беду, готовность навестить человека в больнице, позаботиться о человеке, который находится в заключении, поделиться едой с тем, кто еды лишен и прочие добродетели. Впрочем, какие делать добрые дела мы можем узнать из того, что говорит Господь о воздаянии на Страшном Суде: голоден был и накормили Меня, жаждал и напоили Меня, в темнице был, и посетили Меня. Эти две категории должны быть неразрывно связаны друг с другом в жизни православного христианина. Но, к сожалению, в жизни бывает совершенно иначе. Можно наблюдать, как человек делает добрые дела по отношению к людям, но дела по отношению к Богу его совершенно не интересуют, то есть он не исполняет долг христианского благочестия. И такое добро не получает истинной цены, так как оно вне Бога и такой человек обращен к Христу спиной. Намного страшнее, когда человек ведет деятельную церковную жизнь, но по отношению к окружающим людям остаётся равнодушен и безразличен. Вот это, и есть те самые фарисеи! В Евангелии от Луки говорится о том, что раб, знавший и не исполнивший волю господина своего, бит будет больше, нежели тот раб, который не был осведомлен об этой воле. Досадно ещё и то, что такой человек будет являться неким «антиапостолом». Он будет всю жизнь свидетельствовать против Христа и Церкви, потому что внешние признаки веры видно хорошо, и он будет привлекать взоры не церковных людей, которые захотят посмотреть, как живет такой глубоко религиозный человек. И окажется такой «верующий» для них «червивым яблоком», способным многих людей отвратить от Бога своим лжесвидетельством. Поэтому, необходимо единство дел добра и дел благочестия. И, наверное, в этот ряд важных для спасения дел, которыми мы в жизни занимаемся, надо поставить тот род деятельности, который каждому из нас Господь дал. Само по себе исполнение этой работы – усердное, добропорядочное, ревностное – можно отнести к делам веры. Христианин, который кому-то пытается помочь, живет благочестиво, но при этом недобросовестно исполняет свои трудовые обязанности, опять-таки является очень плохим свидетельством о том, что есть христианство. Во-первых, потому, что если нам какое-то дело поручено, если мы за него получаем деньги или если это церковное послушание, то очевидно, что от нас ожидается некий результат. И когда этого результата нет, мы обязательно кого-то подводим – или священника, нам послушание поручившего, или своего работодателя. В такой ситуации подводим тех людей, которые находятся рядом с нами, потому что редко бывает так, что наша работа совершенно изолирована от работы других людей, и почти всегда то, чего не делаем мы, приходится делать за нас кому-то другому. Поэтому, выполнение своего профессионального долга также есть то, чего от нас ожидает Господь. Дела же от нас требуются, как послушание воле Божией и как средство для укрощения страстей и грехов, безобразящих человека и препятствующих действию благодати Божией, а также для приобретения смирения. Делами, т.е. исполнением заповедей, укрепляется вера, оживает новый человек, привлекается милость Божия.

Возникает такой насущный вопрос: всегда ли добры добрые дела? Вроде бы все добрые дела в корне являются добрыми по самому образу своему, но в действительности добрым дело становится в зависимости от времени, обстоятельств, условий и лиц, к которым оно обращено.

Православная Церковь чтит память сорока мучеников в озере Севастийском пострадавших. В 313 году святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: “Претерпевший до конца, тот спасен будет”. Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: “И я – христианин!” – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: “Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами”.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) писал: «Кровь мучеников – прочный фундамент Церкви Христовой». Правители многих стран древнего мира, стремясь не допустить распространения спасительных истин, каких только мучений не придумывали. Но все эти пытки не могли поколебать веру последователей Христа. Таким образом, кровь мучеников становилась прочным фундаментом в распространении и утверждении Церкви Христовой.

Итак, своим примером они явили кульминацию дел веры – мученичество. Они сподобились пострадать за Христа и увенчаться венцом вечной блаженной жизни с Господом.

Дорогие братья, будем же восхищаться подвигом мучеников, и прославлять их в славословии. А сами же будем стараться жить по заповедям и быть угодными Богу и людям.

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии В. Бахаев