“День празднования Казанской иконе Божией Матери”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе мои братья и сёстры, как Вы думаете, возможно ли такое, чтобы кто-нибудь из тех, кто изображён на иконостасе, находящемся за моей спиной, не пребывал сейчас в Царстве Небесном? Чтобы кто-то, сподобившийся быть запечатлённым на святых иконах, не находился ныне в Раю?

Некоторые предания Церкви дают нам ответ на этот вопрос, ведь из апокрифов и житий святых отцов известны случаи, когда определённые праведники, будучи при жизни восхищенными на небо, не могли найти там Божию Матерь, а на вопрос: “Где же Она?”, слышали ответ – “Её нет здесь, Она на Земле, спасает грешный ваш род”. Такова несказанная любовь Царицы Небесной к нам, недостойным, и, зная об этом, все роды человеческие благословляют Пресвятую Деву и усерднее всего молятся именно Ей.

Подтверждением такого исключительного почитания может служить бесчисленное множество икон Богородицы, празднование одной из которых мы совершаем и сегодня. 4 ноября совершается празднование Казанской иконе Божией Матери в честь избавления Москвы от польско-литовских захватчиков; так же этому посвящён и государственный праздник “День народного единства”. Это совместное церковное и государственное почитание событий 1612 года очень важно для нас, ведь оно на примере подлинного исторического события подсказывает нам, как боролись со всеми напастями наши предки.

В тяжёлую годину смуты на русской земле, когда пресеклась царствующая династия, когда столица была в руках врагов, когда иноверцы казалось бы захватили власть на наших землях и неоткуда было ждать помощи, святой патриарх Гермоген воззвал к русским людям, а те собрали народное ополчение, заключив его под защиту Казанского образа Пресвятой Богородицы.

Однако наши с вами прадеды отнюдь не считали само пребывание чудотворного образа в войске достаточным для победы. Так же как и не считали достаточным преимущество в силе, снаряжении или финансах. Все люди, все, кто желал нашей Родине победы и свободы наложили на себя добровольный трёхдневный пост и истово молились перед иконой со слезами и от всего сердца. А в это время в Кремле, перед так же чудотворной Владимирской иконой Божией Матери молился свт. Арсений, будущий архиеп. Суздальский, и ночью в видении получил откровение о скорой победе русского войска и спасении России. Когда через три дня на Лобном месте крестный ход освободителей встретил освобождённого святителя, все присутствующие, в потрясении от встречи двух икон Заступницы Русской Земли, сохранивших Кремль и ополчение, пали на колени, плача уже слезами благодарной радости избавления от бед.

События тех лет должны послужить не только нашему государству, как образец упования на милость Господню, но и любому из нас с Вами, братья и сёстры, как пример православного подвига. Ведь не только страна наша находится в стеснении от видимых врагов, но и душа каждого, стоящего здесь, пребывает в постоянной борьбе, и, нередко, невидимые враги захватывают самое наше сердце. Тогда наш долг, подобно Минину и Пожарскому, – постом и молитвой ко Пресвятой Богородице и по Её милосердию выбить грехи и страсти из сокровищницы нашего духа.

Стоит отметить и то, что помощь нам, конечно же, подаёт Сама Божия Матерь, а не тот или иной Её образ. Нет каких-либо чудотворных или нечудотворных, “сильных” или “слабых” Её икон. Помощь может придти, даже если человек просто помолится ко Христу напрямую. Другое дело, что при совершении чуда Христос всегда спрашивал о вере того, кому Он помогал или кого исцелял. А вот поверить в помощь того, с кем мы не привыкли общаться в молитве и от кого каждодневно себя отдаляем, нам тяжело. Пресвятая Дева же, хоть и исполнила весь Закон своего Сына, хоть и превыше херувимов и серафимов, но всё же остаётся человеком, и потому в Её помощь нам проще поверить. Так уж мы устроены, что зная всемогущество Божие, наша вера просыпается при людском свидетельстве о чудесах.

Так будем же, дорогие братья и сёстры, возгревать в себе эту спасительную веру, не забывая про добрые дела и молитву, держа в уме замечательные слова свт. Димитрия Ростовского, который писал так:  «Если бы меня спросили, кто в Поднебесной сильнее и крепче всего?.. — я бы ответил: „Нет ничего более крепкого и сильного на земле и на небе после Господа нашего Иисуса Христа, чем Пресвятая Владычица наша Богородица, Приснодева Мария“. Сильна Она на земле: ибо стерла Она главу невидимого змия, сильна Она и на небе: ибо Бога Всесильного и Крепкого молитвами связывает, Которого некогда на земле связывала пеленами».

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Олег Плешаков