День семьи, любви и верности

Приветственное слово митрополита Калужского и Боровского Климента на открытии XII Международного кинофестиваля семейных и детских фильмов «В кругу семьи».

Легендарное житие святых благоверных Петра и Февронии начала XIII века повествует о межсословном браке между представителями высшего княжеского сословия и крестьянкой, представлявшей низшее сословие. История этого брака обладала большой популярностью в народе, и на нее обратил внимание митрополит Макарий в XVI веке.
Святые благоверные князья Петр и Феврония Муромские жили на рубеже XII и XIII веков. Когда муромские бояре не пожелали иметь в своем городе княгиню, происходившую из простого народа, ее муж предпочел изгнание нарушению заповеди Божией о супружеской верности. Но впоследствии Господь смирил строптивых бояр, и князь Петр вместе со своей супругой были призваны управлять городом Муромом. На склоне лет они одновременно приняли иноческий постриг в разных монастырях и вскоре мирно отошли ко Господу в один день и час, находясь вдали друг от друга телом, но будучи едины духом во Христе. После смерти их погребли в специально сделанной для них общей гробнице, разделенной тонкой перегородкой. До наших дней люди прибегают к их мощам и получают по молитвам Петра и Февронии благодатную помощь.
Мы привыкли к гражданскому равноправию. Привыкли к тому, что брак подразумевает не только обоюдное согласие сторон хранить супружескую верность, но особую эмпатию – любовь между супругами.
В Средневековье, особенно в аристократической среде, о браке договаривались отнюдь не брачующиеся, а их родители. Институт брака выступал как один из инструментов выстраивания имущественных отношений крупных землевладельцев (княжеской аристократии), а также внутренней и внешней политики. Стоит отметить, что сословное деление общества в России продержалось до начала 20 века, и было отменено 11 ноября 1917, ровно 100 лет назад.
Законы социального устройства рангового общества, механизмы его существования не рассматривали «брак по любви» как какую-то ценность. Там, где нарушался испокон заведенный порядок, реакцией было осуждение нарушителя.
В «официальных» хрониках–летописях не сохранилось сведений о происхождении жены князя Петра, что тоже говорит скорее о желании утаить его. Только народная память, вдохновленная Евангельским благовестием, сохранила дивную историю супружеской любви между князем и простой девушкой.
Житие благоверных – это гимн любви в сословном обществе полном преград, но Любовь во Христе преодолевает все преграды… Эта дивная история отсылает нас к словам ап. Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится… Любовь никогда не перестает…» (1 Кор. 13: 4-8).
Нам на экранах надо больше фильмов, которые бы доносили до людей, до молодежи нашей страны эти ценности.
Желаю участникам кинофестиваля успешной работы и новых творческих успехов.