Для чего создан человек?
Все в мире имеет свое предназначение, каждая вещь существует для определенной цели. В чем же состоит призвание людей и каждого человека в отдельности?
Если мы осознаем, в чем заключается смысл нашей жизни и смысл существования окружающего нас мира, то сможем понять, что для нас является истинным счастьем и как не обмануться в его поисках. Для этого необходимо рассмотреть, каким изначально был создан человек.
Из Священного Писания следует, что человек является заключительным творением Бога. Сначала был создан иерархически устроенный духовный мир – ангельский. Затем поэтапно, от простого к сложному, появился мир материальный. После чего как вершину всего мироздания Господь сотворил человека, наделенного одновременно и духовной, и вещественной природой.
Такая последовательность Божиего творения дает основание заключить, что весь мир был приведен Творцом в бытие ради одной цели – пребывания в нем человека. И мы понимаем, какую высокую ценность представляет для Бога Его последнее творение, которое Он помещает, подобно драгоценности, в прекрасный футляр – созданный Им для этой цели мир. Более того, Творец подчиняет его власти и поручает его заботе всё другое творение (Быт. 1, 28; 2, 15), судьба которого зависит от жизненного выбора человека (Рим. 8, 19–21).
Мир физический не самоценен, но творится, чтобы принять человека. В свою очередь и человек сотворен не для самого себя, но для того, чтобы принять Творца. В IV веке преподобный Макарий Египетский, рассуждая о цели творения, писал, что «Бог создал небо и землю для обитания человека, а человеческое тело и душу создал в жилище Себе», чтобы находиться в человеке, «как в Своем доме».
Человек открыт для внешнего влияния, поскольку его природа не самодостаточна. Как и всему остальному творению, включая ангелов, человеку для полноценной жизни необходимо приобщаться к внешнему Источнику жизни – Богу. Только Бог является самодостаточным, то есть имеет в Себе самосущую жизнь и не нуждается в дополнительных, внешних источниках жизни. Только Творец, давший жизнь всему творению, имеет власть над жизнью. Жизнь – одно из Божиих имен, обозначающих Его проявления, доступные нашему восприятию, описанию и познанию.
Господь открывается человеку как Жизнь во всей полноте, ибо она не может насильно прерваться смертью. Спаситель говорит, что никто не в силах отнять у Него жизнь, но Он Сам отдает ее, чтобы затем опять принять. Только Бог имеет власть умереть и воскреснуть не с чьей-то помощью, а Своей силой. Только Он может сказать о Своей жизни: «Имею власть отдать ее (жизнь) и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 18). У человека нет такой власти. Чтобы жить, человеку нужно приобщаться к Источнику жизни – соединяться с Тем, Кто ею обладает. В ином случае человек пребывает в состоянии умирания (движения к смерти), даже если внешне ощущает себя здоровым.
В евангельской притче о семи бесах Спаситель раскрывает мысль о невозможности для души человека долго оставаться незанятым, «выметенным и убранным» жилищем (Лк. 11, 24–26). Абсолютная свобода от чего-либо чужда природе человека, он должен наполняться содержанием. В нашей власти только выбирать, каким именно. Человек может становиться вместилищем Бога, Его таинственным сосудом или, по выражению апостола, храмом (2 Кор. 6, 16), и через это наполняться Жизнью. В противном случае он неизбежно становится вместилищем греха и смерти. По мысли русского богослова XIX века святителя Игнатия (Брянчанинова), человеку «не дано пребывать единственно с самим собой, вне общения: это ему неестественно. Он может быть с самим собой только при посредстве Божественной благодати, а без нее он делается чуждым самому себе и невольно подчиняется преобладанию падших духов за произвольное устранение из себя благодати, за попрание цели Творца».
Человек как завершающее творение Божие создается для определенной цели – соединения со своим Творцом. И это единение должно быть не внешним, нравственным уподоблением Спасителю (по чертам характера, образу жизни, поведению), а соединением более глубоким, онтологическим – на уровне единого бытия. Святитель Иоанн Златоуст это соединение сравнивает с раскаленным железом, которое невозможно разделить на огонь и железо, поскольку между ними нет границы, и они составляют единое целое. Так и человеку было изначально предназначено соединиться с Богом таинственным, предусмотренным Творцом способом. Для достижения такого единения с Богом и создан человек. Целью его жизни должен быть выход за границы своего естества и нераздельное соединение с Богом. И человек сотворен способным достигнуть этой грандиозной и блаженной цели.