“Добродетель целомудрия”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Я хочу рассказать вам о такой христианской добродетели, как целомудрие. Почему же оно является важнейшим деланием для каждого человека, считающего себя православным христианином, и что нужно нам делать для того, чтобы стяжать эту добродетель?

В посланиях святых апостолов и творениях отцов Церкви целомудрием называется чистота от плотской греховной скверны. Так же, святитель Иоанн Златоуст целомудрием называет здравие ума и души. То есть в наше время целомудрие – это воздержание человека от блудных дел и отрицание всех скверных помыслов и мечтаний. Эта добродетель сохраняет человека от плотских согрешений.

Для нас самым ярким примером целомудрия является Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, которая в замужестве пребывала в девстве, от Духа Святого зачала и явила на свет Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа, и после Рождества Христова до самого Своего Успения находилась в девстве.

Напротив целомудрия находится блуд, развращённость и  бесстыдство человека. Предаваясь этим порокам, человек становится полностью  подвластен дьяволу, потому что из-за этих грехов страдает не только душа, но и тело. Если открыть Священное Писание и найти Послание апостола Павла к ефесянам, то там содержатся такие слова: “знайте, что никакой блудник, или нечистый (развратный), или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога” (Еф. 5, 5). Святой апостол в этих словах предупреждает нас, христиан, о том, почему нужно иметь воздержание от таких злых дел, как нечистота и блуд. Суть этого изречения заключается в том, что виновные в этих деяниях люди, не могут наследовать Царствие Небесное, что должно являться  главным смыслом земной жизни православного христианина – наследовать Царство Небесное. Сам же Господь, давший Моисею 10 Заповедей на Синайской горе, в одной из них сказал: ”Не прелюбы сотвори” (Исх. 20:14).

В наш век соблазнов сохранить добродетель целомудрия достаточно тяжело. Многие люди часто поддаются этим прелестям жизни не подозревая чем это всё может обратиться. Хранение целомудрия до брака – это значит хранение девства, а хранение целомудрия в браке, значит хранение верности своему супругу. Наш соотечественник, святитель Филарет, митрополит Московский в Катехизисе пишет: ”Девство и брак — не для всех, а целомудрие — для всех”. Это значит, что не смотря на жизненную ситуацию, человек всегда должен хранить эту добродетель.

Сохранить целомудрие возможно посредством борьбы с искушениями плоти и духа. Человек никогда не должен находиться в праздности, ведь от этого и возникают греховные помыслы. На всякий призыв лукавого сотворить скверность, христианин должен бежать не оглядываясь, как от смертельной опасности. В Ветхом Завете, а именно в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова есть такие слова, которые помогают нам воздерживаться от всех согрешений: «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39). То есть нам необходимо каждое мгновение своей жизни думать о том, что придёт и наш час предстать пред Господом и давать ответ за все наши земные деяния. Преподобный Ефрем Сирин так говорит нам о целомудрии: “Целомудрие — это то, что оберегает дух человека от погружения его в плоть; это самосохранение человеческого у духа, без чего человек становится плотяным, животным, теряет все человеческое”.

Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы да поможет нам Господь  стяжать добродетель целомудрия во вся дни жизни нашей,

Аминь!

Воспитанник Калужской духовной семинарии Сергей Дьяков