“Евангельский сюжет – исцеление слепорожденного по учению святых отцов”

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья!

Господь наш Иисус Христос, пребывая на земле после Своего Боговоплощения от Духа Святого и Пречистой Девы Марии, творил множество чудес и исцелений. Сегодня я расскажу вам об одном из самых известных Евангельских зачал  – это исцеление слепорожденного в Иерусалиме.

Это событие описывает святой апостол Иоанн Богослов в своём Евангелии. Однажды Христос увидел человека слепого от рождения, просящего милостыню. Тогда иудеи верили, что всякое горе, несчастье или болезнь даются человеку либо за его собственные прегрешения, либо за грехи его предков. Основывались иудеи на законе Моисеевом, который гласил, что Господь наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого колена (Исх. 20:5).

Ученики Иисуса, увидев этого несчастного, о котором было известно, что он  слепой от рождения,  спросили своего Учителя: “Кто согрешил, он или родители его, что родился он слепым?” (Ин. 9:2). То есть, задавая Спасителю этот вопрос, ученики  Его косвенно подтверждали это иудейское поверие.

Христос ответил им так: ”не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии” (Ин. 9:3). Этими словами Христос показывает, что этот человек рождён слепым для того, чтобы на нём явились действия нашего Спасителя. Таким примерoм Господь хочет сказать всем христианам то, что Он пришёл в мир, чтобы не погубить его, а спасти. Затем Христoс сказал ученикам Своим: “Доколе Я в мире, Я свет миру ”(Ин. 9:5), и исцелил недужного.

Слова Спасителя “Доколе Я в мире, Я свет миру ” блаженный Феофилакт Болгарский  толкует таким образом:  “Ибо учением и явлением чудес Христос просвещает души. Поэтому и теперь Он должен просветить души многих через врачевание слепого и просвещение зрачков в глазах его. Как свет, Спаситель должен просвещать чувственно и духовно ”.

Господь наш Иисус Христос уврачеванием глаз слепорожденного показывает нам, христианам, как мы бываем слепы духовно, оставаясь зрячими физически.

Митрополит Сурожский Антоний сказал замечательные слова, говоря об этом чуде Христа: “Часто, окруженные горем, видя трагедии земли, мы колеблемся душой и не видим, что через всякое обстоятельство, через всякий случай в жизни может войти опыт в человека, в его глубины может войти чудо встречи с Богом, и что это гораздо больше и значительнее, чем то, чего мы боимся”.

А ведь это так и происходит в нашей жизни. Как же часто мы забываем о Боге, когда на нас нападают печали. Очень часто мы бываем слепы душой, не видя в наших бедах и скорбях Промысл Божий, который непременно присутствует во всех событиях нашей жизни и жизни наших близких.

Очень часто люди ищут какого-то блага или счастья и думают, что раз уж здесь этого счастья нет, то есть где-то в другом месте. В этом тоже ощущается наша духовная слепота, ведь мы не понимаем, что счастье не находят, его создают.

Рассуждая  об этом Евангельском событии святитель Николай Сербский говорил: “И ныне на нас подтверждаются Его слова: Доколе Я в мире, Я свет миру. Доколе Он в душе человека, Он свет человеку. Доколе Он в народе, Он свет народу… А тем местом, откуда Он удалится, овладеет тьма кромешная: душа человеческая без Него превращается в ад; народ без Него превращается в стаю разъяренных и ненасытных зверей…”.  На самом деле, если в душе человека не будет места Богу, а будет место только лишь для земных временных благ, то такая душа будет испытывать  пустоту без своего Создателя.

Дорогие отцы и братья! Пустим Бога в свою душу, чтобы быть духовно зрячими. Возблагодарим нашего Господа за все Его великие благодеяния! Да поможет нам в этом Господь наш Иисус Христос, молитвами Пречистой  Своей Матери и всех святых.

Аминь!

 

Воспитанник Калужской духовной семинарии Сергей Дьяков