Главное не чудо, а спасение

В первое воскресение после праздника Крещения Господня евангельское чтение повествует о том, как Иисус, услышав, что крестивший Его пророк Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и пришел в город Капернаум, где начал проповедовать. Первое Его слово – призыв к покаянию: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4,17). При этом в Евангелии отмечается с указанием на пророка Исайю, что жители тех мест были заражены язычеством.

Казалось бы – ничего примечательного в этом повествовании нет. Здесь не говорится о сотворённых Господом чудесах: никто не прозрел, не исцелился, вода не превращается в вино, не умножаются хлеба. В этом евангельском чтении нет даже слов наставления, но в нем говорится о городе и землях, в которые пришел Христос, где не было праведников.

В том то и сила и значимость слова Евангелия, что даже если на первый взгляд в нем простое повествование, оно имеет большое значение для нас.

Так о чем же говорит это евангельское чтение?

С крещения в Иордане начинается общественное служение Христа. Христос является миру, и Иоанн Креститель при Его Крещении, становится свидетелем явления Троицы на Иордане: Бог Отец Своим гласом указывает на Христа, что Он есть Сын Его Возлюбленный, и Дух Святой нисходит в виде голубя. И святой Пророк объявляет народу: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира (Ин. 1, 29). Так завершает он свою миссию – миссию Предтечи, то есть предшественника Спасителя. Вскоре после Крещения Христа его берут под стражу, а позднее, он будет усечен мечем.

Христос же идет в Капернаум и здесь начинает Свою проповедь. Первые слова Его – это призыв к покаянию. Через покаяние, указывает Он, проходит путь усвоения человеком даров спасения. Если Иоанн Предтеча, проповедуя покаяние, говорил о грядущем за ним Спасителе, то Христос говорит, что спасение принесено на землю, и Царство Божие доступно каждому.

Почему же Христос начинает с покаяния, а не сразу с открытия Божественных истин или с сотворения чуда? Главное в служении Христа не чудо, а спасение человека, восстановление разрушенной грехом связи человека с Богом. Но эта связь и способность человека познать Истину зависят от внутреннего состояния человека, его готовности к восприятию спасения. Только чистые сердцем узрят Бога, могут принять дар спасения, а чистота сердца достигается покаянием.

Еще один важный момент содержит это евангельское чтение. Христос пришел спасти всех, в том числе и язычников – это неведомая до того момента мысль. Начиная проповедь в Капернауме, иудейском городе, но который являлся перекрестком народов и культур, Он подчеркивает, что Его слово обращено ко всем людям независимо от национальности и культуры, и спасение доступно для всех народов, а не для отдельных каст, семей или наций. Апостол Павел пишет: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 27-28).