«Грех корыстолюбия и возможные способы борьбы с ним»

Zaglavnaja_c20f16

Проповедь воспитанника бакалавриата КДС Клещевича Амвросия, произнесенная в семинарском храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за вечерними молитвами 20 октября 2019 года, на тему: «Грех корыстолюбия и возможные способы борьбы с ним».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братия!

Одним из распространенных пороков современного времени является – корыстолюбие, то есть стремление к обладанию (или как говориться к приобретению несметных богатств). Иными же словами корыстолюбие является то значимой частью нашей жизни, которая предопределяет всё наше отношение к ней.

Из Евангелия мы знаем историю про юношу, который имел большое имение.  Загоревшись учением о Царстве Божием. Восклицал у Господа как ему достичь жизни вечной? Господь же сказал ему, соблюдай заповеди. На что юноша ответил, что всё с трепетом и смирением выполняет и хочет большего. Тогда Господь сказал: ‟иди продай имение твое и раздай нищим…и следуй за Мной…” (Мк.10.21.) И что мы видим? Эти слова поразили и смутили юношу. Он мог ожидать всего (ещё большим соблюдением правил, законов или вести более строгую жизнь). Всё видимое (материальное) могло (как он думал) обеспечить ему вечную жизнь. Когда же Господь прямо указал на то, что он должен сделать. Избавиться от имения и всего, что было нажито его семьёй. Тут-то в его душе началась действительно борьба: ему хотелось обеспечить себе блаженство в вечной жизни, и в тот же момент; сохранить привязанность к богатству, к материальным предпочтениям. Служить же двум богам не возможно.                                                                                                     Казалось бы, юноша, осмыслив всё логически, должен был оставить всё земное и пойти за Христом! Но, не зря есть поговорка:  ‟манит то, что блестит”. Он ушёл от Господа к своему богатству. Выбрав комфорт и власть, которое даёт необъятное сокровище. Христос же с печалью сказал: ‟как трудно имеющим богатства войти в Царствие Божие… Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие”. (Мк. 10.24-25)

Корыстолюбие по своей природе считается одним из свойств человека. И действительно, святые отцы утверждали, что корыстолюбие это состояние души человека, при котором человек максимально страстно охвачен желанием устроить свой уголок, свою жизнь, в которой он был бы хозяином и трактовал бы свои правила в обществе. Не принимая во внимание мнение и предпочтение окружающих. Такой человек в принципе не может обрести настоящее счастье. Его участь иметь только иллюзию, абстракцию этого счастья. Он не умеет по-настоящему наслаждаться отношениями. Так как в первую очередь считает своё материальное обеспечение при выше всего.  Притом акцент делается на будущие преимущества, способность извлечь  материальную или иную выгоду из человека. Если посмотреть обычным взглядом городского жителя, то можно проанализировать следующие: корыстолюбие по своей природе отвечает многим преимуществам таким как; целенаправленность, активность, предприимчивость и тому подобное. Занимая огромный кругозор, охватывающий всю нашу деятельность и весь образ нашей жизни, корыстолюбие плотно укоренилось в нашем самосознании. Сделавшимся  повседневным явлением. Святой Иоанн Златоуст в своих творениях называл это явление ‟старой закваской”. ‟Корыстолюбие есть некая старая закваска, и куда бы она ни проникла, в какой бы дом ни вошла, делает его нечистым, и хотя бы ты немного приобрёл от неправды, она заквашивает всё твоё имущество, вот почему часто немногое, внесённое худо, лишало многого собранного хорошо”. Все эти положительные ‟блага”, являются только видимой стороной медали. Какова же обратная сторона?                                     

Под обратной стороной подразумевается совсем иной, ни как не похожий на ту светлую сторону медали мир. Здесь действуют совсем другие законы. Другие понятия. Основные отличия  – жестокость и обман, двуличие и предательство. ‟Корыстолюбие отнимает у человека самые заветные чувства – любовь к отечеству, любовь семейную, любовь к добродетели и чистоте”. Так изъяснялся один из античных философов древнего мира  Гай Саллюстий Крисп. Понимая ещё тогда всю сущность данной угрозы. Он пытается разъяснить эту проблему своим современникам. Используя, самый выгодный и действительный пример, связанный с жизнью каждого человека. Ведь у  каждого есть своя привязанность, свои интересы и у каждого есть то, чем больше всего он дорожит. И потеря чего, обозначало бы трагедию или потерю смысла жизни как это бывает у тех, кто неожиданно с этим столкнулся.     Здесь мы видим взгляд именно с мирской стороны. Проблема звучит  в светском обществе, наполненном страстью к бескрайнему богатству, к постоянному собирательству, и именно для таких людей было вышесказанное  предупреждение, что можно потерять не материальное счастье, но моральное благополучие.

Вспомним ещё одну евангельскую историю. Притчу о безумном богаче  (Лк. 12:16-21), который обеспечил себе прекрасную беззаботную жизнь на много лет вперёд и, что же ответил ему Господь? Похвал ли его за такое стремление? Разумеется, нет! Господь сказал:  “безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил”?  На самом деле Спаситель не то, что угрожает богачу, а в большей степени вразумляет и наставляет нерадивого собирателя богатств. Ведь счастье невозможно измерить никакими материальными эквивалентами.                                       

На самом деле людям кажется, что для счастья им чуть-чуть чего-то не хватает. Отвечая на вопрос о материальном благополучие  прп. Амвросий Оптинский говорил: “… Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько не давай, не удовлетворишь его”. Человек, который одержим корыстолюбием всегда будет не хватать определённой суммы денег для удовлетворения своих пожеланий. Человеку тщеславному всегда будет не хватать какой-то дополнительной славы и чести. А человеку, озадаченного своими проблемами и делами, всегда будет не хватать какого-то волшебного разрешения этих проблем и дел. Но, если мы делаем что-то для других, не ожидая при этом одобрения, почестей и выгоды, значит, наши действия носят бескорыстный характер. Принимая усилие и рвение, мы будем брать верх над столь пагубной проблемой и, радость тому, кто смог сделать первые шаги. А сщмч. Киприан Карфагенский добавляет: ‟торжество над корыстолюбием тому, кто призирает деньги…”

Мы не должны забывать, что в  погоне за собственным благополучием и обогащением, мы не замечаем главного, что над нами Бог и что прежде должны пытаться собирать сокровище на небесах и стремиться, чтобы ни когда не оскудевали наши хранилища  там!