“Игумен Назарий (Кондратьев) и его время”

Вниманию читателей предлагается статья диакона Димитрия Шатова, кандидата богословия, преподавателя Калужской духовной семинарии:  “Игумен Назарий (Кондратьев) и его время”.

С именем игумена Назария все исследователи Валаамской темы связывают возрождение Валаамской обители в XVIII в. Известный русский историк К.И. Смолич, говоря о деятельности старца Назария, писал следующее: «Валаамский монастырь, почти полностью разрушенный пожарами в 1-й половине XVIII в., так что монашеская жизнь в нем пришла в совершенный упадок, был приведен в порядок стараниями нового настоятеля, строгого подвижника Назария из Саровской пустыни… Назарий был достаточно строгим иноком, смиренным и простым».

Сразу хочется отметить: краткое и корректно изложенное жизнеописание Валаамского подвижника, старца Назария, мы встречаем у собирателей сведений о Валаамских пустынниках монахов Иувиана и Гавриила [10].

Современник его – архимандрит Кирилло-Белозерского монастыря Феофан [3;323-324], [50][1] вспоминал: «Старец Назарий жил в пустыни 7 лет, – я бывал у него… Он человек простой, неученый, писать не умел, но смиренный…»  [36;52].

Сохранились воспоминания о поездке в 1785 г. на Валаам Академика Озерецковского, который сравнивает два периода в жизни монастыря: до игуменства Назария и собственно его время. Академик пишет: «Обитель сия давно могла бы быть каменная. Елисавета Петровна пожаловала на выстройку после пожара восемь тысяч рублей, на которые построены бедные лачуги. Тогдашние монахи лучших жилищ не заслуживали, и жалеть можно об этих деньгах, которых государственная казна бесполезно лишилась. Нынешние…пустынники …ведут жизнь трудолюбивую; в обществе их, которое состоит, по крайней мере, из двадцати человек, не видно ни малого несогласия; они ничего не имеют порознь, а всем владеют вместе…» [40;80].

Старец Назарий возрождал не только обитель, но и традицию монашеской жизни. Великие святые – Савватий Соловецкий [23;20-21], Александр Свирский [47], [29;25] как будто ушли безвозвратно в прошлое.

 

Личность игумена Назария

Итак, перейдем непосредственно к личности игумена Назария. Согласно архивным сведениям, многие подробности из жизни игумена Назария мы узнаем «со слов келейника преосвященного Гавриила – Мелхиседека, бывшего после архимандритом Спасо-Евфимиева Суздальского монастыря и келейного о. Назария – иеромонаха Илариона» [41;172] – впоследствии духовника Саровской Пустыни.

Нам важно систематизировать и проанализировать не только весь материал по старцу Назарию, но и в качестве отдельной темы воссоздать его биографию. На данный момент мы имеем весьма отрывочные факты из жизни игумена Назария. Предлагаемая тема будет в основном опираться на корпус источников АФВМ и некоторые другие архивы, что придаст биографии игумена Назария бесспорный характер.

Родился будущий игумен Валаамский в декабре 1735 г. в селе Аносово Темниковского уезда Тамбовской губернии в семье причетника [8]. В шестнадцатилетнем возрасте он оставляет родной дом и уходит в Саровскую пустынь. У духовных истоков Николая (такое имя было дано ему в крещении) встал иеросхимонах Варлаам [1;56][2]. Спустя три года Николай услышал о подвижнической жизни епископа Астраханского и Ставропольского Мефодия [2;106][3] и решил отправиться к владыке за духовным советом [54].

В 1760 г. Николай пострижен в Астрахани в монашество с именем Назария [8][4], а через год, 22 октября 1762 г. епископом Мефодием был рукоположен в иеродиакона. 8 сентября 1764 г., получив увольнение из Астраханской епархии, иеродиакон Назарий возвратился в Саровскую пустынь [53].

Духовный опыт владыки Мефодия, бесспорно, был воспринят о. Назарием, но основополагающую роль в формировании подвижнического характера будущего игумена Валаамского сыграло пребывание его в Саровской обители.

В 1776 г. епископом Владимирским и Муромским Иеронимом [2;183][5]отец Назарий был посвящен в иеромонаха.

В Саровском монастыре «иеромонах Назарий вел строгую иноческую жизнь»[15]. Важно отметить, что в то время, когда о. Назарий был назначен духовником Саровской пустыни, начинал свою иноческую жизнь преподобный Серафим. Такой факт дает возможность предположить, что иеромонах Назарий был духовником и будущего Саровского старца.

Очень быстро о подвигах иеромонаха Назария стало известно митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу (Петрову)[2;83], [35][6], желающему возродить и укрепить духовную жизнь в монастырях своей епархии [45;64][7]. Известно, что в то время митрополит Гавриил состоял в переписке с преподобным Паисием Величковским [22].

Летопись Валаамского монастыря повествует, что иеромонах Назарий «в 1781 г. по воле Высокопреосвященного Гавриила, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского вытребован из Саровской пустыни» [8]. И указом консистории от 7 марта 1782 г. «определен строителем в Валаамский монастырь с возведением… в сан игумена» [8].

 

Период игуменского правления старца Назария на Валааме

До настоящего времени существует миф, будто «при вступлении отца Назария в должность настоятеля… на Валааме не было ни одного иеромонаха»[8]. Эту же ошибку повторяют и другие авторы. Например, Корсун С. А. считает, что «в течение 1882 г. он один совершал богослужение в обители» [32;11]. Это неверно. Во-первых, строитель Иоанникий, о котором мы упоминали, был в сане иеромонаха и по освобождении своем от настоятельской должности оставался в монастыре, по меньшей мере, год [4]. А через полтора месяца после вступления в должность о. Назария митрополит Гавриил посвятил Иннокентия в иеромонаха. При этом 7 марта 1782 г. указом Санкт-Петербургской консистории на Валаам «в число братства его высокопреосвященством был определен иеродиакон Исаия» [4]. А иеромонах Варсонофий – воспитанник старца Назария, после указа Синода о назначении своего духовника на Валаам подал прошение об увольнении из Саровской пустыни с дальнейшим проживанием в Валаамском монастыре [4].

Отец Назарий активно занялся в монастыре строительством. При нем были возведены каменные келейные корпуса, Успенский храм [33;1-10][9] и Свято-Преображенский собор. Штат монастыря со временем возрастал, поэтому появилась возможность возрождать не только сам монастырь, но и скиты. Одним из причин увеличения насельников был «именной указ от 5 марта 1786 г.», согласно которому в Валаамский монастырь переводится «штат 3-класного Новгородского Духова мужского монастыря, по тому же указу обращенного в девичь» [2;489].

«С 1786 г. по положению третьеклассных монастырей установлено… правление игуменское» [2;489].

Старец Назарий был духовником достаточно строгим. По его просьбе [14] был издан синодальный указ, который предписывал «всем священнослужителям, причетникам церковным… воздерживаться от пьянства…, а если кто после в том грехе окажется, то благочинному о таковых представлять в консисторию, а оная будет докладывать… Святейшему Синоду, чтобы таковых лишать чинов и отсылать в воинскую команду» [5]. Но вместе с тем строгость у игумена Назария сочеталась с мудростью и рассудительностью. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил, зная глубокую опытность отца Назария, старался отправлять на Валаам людей, нуждавшихся в постоянном контроле [30;83][10].

В 1793 г. вблизи монастыря были возведены несколько каменных зданий: одним из них была пустынная келья для игумена Назария – место, где впоследствии старец отдыхал от тяжелых трудов настоятельства [46;1-7][11].

 

Устав Валаамского монастыря

Игумен Назарий придавал большое значение не только внешнему строительству монастыря, но главным образом устройству его внутренней жизни. В 1787 г. епархиальным указом митрополита Гавриила (Петрова), «плененного древней славой Валаама» [37;132], старец Назарий «ввел в Валааме общежительный устав [19] Саровской пустыни»[16]. Как свидетельствует Валаамский летописец, «Назарий умножил братство, ввел три рода иноческой жизни: общежитие, скитскую жизнь и отшельничество» [8]. Согласно официальным источникам, хранящимся в архиве Финляндского Валаамского монастыря, «в 1784 г. [13] устав общежительных правил, [19][12] взятых в Саровской пустыни для заведения и хранения в Валаамском монастыре, подписан преосвященным митрополитом Гавриилом, в 1803 г. митрополитом Амвросием, а в 1819 и… митрополитом Михаилом с приложением архипастырских печатей» [18]. Таким образом, восстанавливалась древняя традиция Валаамского монастыря, всегда державшегося общежительных порядков [28].

Это очень важно, потому что дух подвижников формировался всегда согласно с Уставом монастыря [48;1]. Положения этого Устава подчеркивают неразрывность традиции русского монашества и своего рода органическое единство между собой главных монашеских центров России [51]. Один из важных моментов Валаамского Устава был статус настоятеля. Игумен фактически был не только главным административным лицом в монастыре, но и считался духовником обители [12][13]. Этот существенный момент в Уставе был в полноте воплощен в жизни старца Назария [20].

Игумен Назарий был деятельным помощником митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу в преобразовании по Валаамскому уставу и других монастырских уставов России. В «Коневском, Зеленецком, Тихвинском, Новоезерском, Моденском, Вяжицком, Савво-Вишерском, Отенском, Клопском»[49;40], [27;574] монастырях Новгородской и Санкт-Петербургской епархии был введен общежительный устав – копия Устава Валаамского монастыря. В архиве ФВМ есть упоминание и о том, что по благословению игумена Назария насельник Валаамского монастыря «иеромонах Софроний определяется в Бабаевский монастырь для заведения общежительства» [6].

Благодаря общежительному уставу, который удобно сочетал в себе древне-иноческие правила [39;36][14], возродилась духовная жизнь на Валааме.

Вернемся к игумену Назарию. Смиренное состояние духа [36;52] Старец выражал не только словами (известно много поучений, адресованных братьям монастыря). Академик Озерецковский, после своего путешествия по Валааму, впоследствии писал: «Строитель Назарий во всех… работах равное с другими принимает участие»[40;86]. «Он, подобно остальным насельникам и послушникам, работал на огороде, помогал больным, словом, жил как простой монах»[16], – отмечает летописец.

 

Духовная жизнь на Валааме.

Формирование традиции монашеской жизни

Теперь поговорим о духовнической практике игумена Назария, которая во всем была согласна с уставом монастыря.

Старец Назарий, зная какой вред наносит душе гордость и «мнение о себе», буквально воспринимал слова апостола Иакова: «Исповедуйте убо друг другу согрешения… яко да исцелеете» (Иак. 5, 16). Независимо от возраста, сана и должности всем проходящим жизненный путь в монастыре игумен настойчиво советовал открывать друг другу свое духовное состояние (в основном это касалось, конечно, таинства исповеди [11][15]). В историческом очерке Валаамского монастыря говорится следующее: «Каждому брату назначается в руководители старец, то есть инок преклонных лет и опытный в духовной жизни. Этому руководителю он обязывается во всю жизнь открывать все свои дела, желания и помышления и следовать во всем его совету и руководству…» [34;77], [38;28]. Но достаточно часто можно было наблюдать, что откровение помыслов совершалось не только на исповеди у священнослужителя [52;11]. Игумен Назарий ввел практику исповеди между насельниками, не обладающими священным саном, и более того, иеромонах мог открыть свои прегрешения схимнику и даже опытному в духовной жизни послушнику. Вот что об этом писал сам старец Назарий: «Если совесть тебя обличает, и ты не имеешь возможности покаяться духовному отцу, то необходимо брату обители или другому близкому тебе человеку, богоугодно живущему и духовный разум имеющему, исповедать то, что смущает твою совесть, и просить его молитв и благословения» [26;32].

Таким образом, старец Назарий ввел в монашескую жизнь на Валааме традицию, которую впоследствии старались сохранить все последующие поколения валаамских подвижников. Например, схимонах Феодор, несший свой подвиг на Валааме спустя 15 лет после смерти старца Назария, говорил: «И по сей день устав монастыря, заведенный при игумене Назарии, и обычай исповедовать друг другу согрешения, бережно хранятся братией монастыря как святыни» [24;10]. И далее, вспоминая время игумена Назария, схимонах Феодор говорил: «…Игумен, зная всю трудность сего подвига, ибо сам жил вне монастыря в пустыни, строго заповедовал схимникам приходить исповедать друг другу все малейшие помыслы, какие только возникнут в глубине их сердца, чтобы не дать созреть им в одиночестве к погибели душевной. Были такие случаи, что из любви к ближнему отшельники иногда силою проникали в заключенные келлии своих собратий и заставляли их сознаться в своем обольщении, когда они, возносясь умственно, начинали чуждаться всякого сообщения и почитали себя в высшей степени созерцания» [24;11].

О продолжавшейся традиции старца Назария свидетельствует и последний настоятель обители уходящего XIX в. игумен Гавриил [44;35].

В силу формирования и укрепления такой традиции старцем Назарием уклад монашеской жизни Валаама все ярче и отчетливее приобретает черты древнехристианского подвижничества. И здесь снова можно вернуться к теме сравнения Валаама и Египта. Теперь уместно вспомнить и слова свт. Игнатия (Брянчанинова), который так охарактеризовал деятельность игумена Назария: «Почти в наше XIX столетие Валаамская обитель выставляет одного из великих своих мужей, приснопамятного старца, подвижника, пустыннолюбца, отца игумена Назария, со славным именем которого на тверди валаамской появилась целая рать пустынных подвижников, воскресивших времена Египта и Фиваиды, которые искали одного – единения со Христом…»[31;276]. Это свидетельство свт. Игнатия Кавказского действительно значимо. Зная его отношение к современному монашеству на Руси, «слабому и больному», и несмотря на свою убежденность о безвозвратно прошедших временах «древних отцов», он удивляется Валаамскому подвижничеству конца XVIII в. Иночество на Валааме сравнивают с Египетским пустынножительством и «монахи-собиратели» [7].

Труды Валаамского игумена вызывали уважение не только со стороны монашества, церковных писателей, но и светских историков-исследователей. Благодаря его духовной школе из Валаамской обители вышли те, которым предстояла просветительская деятельность народов Аляски. И это, бесспорно, заслуга игумена Назария, сумевшего воспитать будущих Северо-Американских миссионеров. Даже в советские годы, когда речь шла об открытиях новых земель в Тихом океане и Северной Америке, вместе с Григорием Шелиховым [43;7][16] вспоминали и личность игумена Назария. [42;380][17]

 

Список литературы:

  1. Авель, иером. Указ. соч. С. 56
  2. Амвросий (Орнатский), иером. История Российской Иерархии. Ч. 1. М., 1807. С. 106.
  3. Амвросий (Орнатский), иером. История Российской Иерархии. Ч. 4. М., 1812. С. 323-324.
  4. АФВМ. Аа 1. Журнал входящий указам и духовной консистории и прочим документам из разных мест с 1782 г. при иеромонахах Назарии и Иннокентии по 1812 г. Л. 2, 4об.
  5. АФВМ. Аа 1. Журнал входящий указам и духовной консистории и прочим документам из разных мест с 1782 г. при иеромонахах Назарии и Иннокентии по 1812 г. Л. 2об.
  6. АФВМ. Аа 1. Журнал входящий указам и духовной консистории и прочим документам из разных мест с 1782 г. при иеромонахах Назарии и Иннокентии по 1812 г. Л. 9об.
  7. АФВМ. Еа. 136. Д. 30. Л. 40 об.
  8. АФВМ. Еа. 136. Д. 30. Л. 5.
  9. АФВМ. Еа. 136. Д. 30. Л. 5.
  10. АФВМ. Еа. 136. Д. 30. Пустынники и пещеры Валаамских подвижников и их жизнеописания. Рукопись. Л. 2об.
  11. АФВМ. Еа. 41. Д. 17. О прохождении исповеди у монастырских духовников. Л. 19об.
  12. АФВМ. Еа. 62. Д. 56.
  13. АФВМ. Иларий, монах. Историческое описание Валаамского монастыря. 1839. Л. 14-14об.
  14. АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 10. Воззвание игумена Валаамского монастыря Назария к Его Высокопреосвященству…
  15. АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 11. Старец Назарий. Л. 7.
  16. АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 11. Старец Назарий. Л. 5об.
  17. АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 11. Старец Назарий. Л. 6 об.
  18. АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 15. Копия грамоты преосвященного Гавриила… Л. 4.
  19. АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 35. Устав Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Рукопись. Л. 2.
  20. АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 35. Устав Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Рукопись. Л. 5.
  21. АФВМ. Материалы по истории Валаамского монастыря № 36. Валаамский монастырь и его достопримечательности (рукопись). Л. 12об.
  22. АФВМ. Письма 1872 г. Письмо № 19.
  23. Барсуков Н. Рукописи Археографической Комиссии. СПб., 1882. С. 1-2. Также см: Житие и чудотворения преподобных Зосимы и Савватия. М., 1837. С. 20-21, 43, 52.
  24. Библиотека для чтения. 1834. Т. 3. С. 10.
  25. Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005. С. 237; Валаамский патерик. Т. 2. СПб., 2003. С. 10.
  26. Валаамское слово о Валаамском монастыре, исторический очерк. СПб., 1875. С. 32-33.
  27. Денисов Л. И., сост. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.
  28. Житие преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецкой обители первоначальников. – М.: Соловецкий монастырь, 2001.
  29. Житие святого Александра Свирского. СПб.: Сяндемская пустынь, 1856. С. 25, 34-35.
  30. Замечательное обращение из раскола в Православие крестьянина Ксенофонта, в схиме Кириака // Странник. 1862, февраль. С. 83-85.
  31. Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собрание сочинений. Т. 4. М., 2004. С. 276.
  32. Корсун С. А. Преподобный Герман Аляскинский, Валаамский подвижник в Америке. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2005.
  33. Кудрявцева И. Первый каменный храм на Валааме. Финляндия. Новый Валаам, 1981. С. 1-10.
  34. Леонид (Кавелин), архим. Сказания о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария. М., 1861.
  35. Макарий (Миролюбов), архим. Сказание о жизни и трудах преосвященнейшего Гавриила, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского. СПб., 1857.
  36. Морошкин М., свящ. Записки о. Феофана, архимандрита Кирилло-Новоезерского монастыря // Странник. 1862, февраль. С. 52.
  37. Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам русским. Репринтное воспроизведение издания 1846 г. – М., 1990. С. 132.
  38. Никодим, архим. Старцы отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность. М., 1909.
  39. Нил Сорский, прп. Предание учеником своим о жительстве скитском. СПб., 1882.
  40. Озерецковский Н., академ. Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому и вокруг Ильменя. СПб., 1812. С. 80.
  41. Описание Валаамского монастыря и его подвижников. СПб., 1864. С. 172.
  42. Открытия в XVIII в. в Тихом океане и Северной Америке. М., 1947. С. 380.
  43. Очерк из истории Американской Православной Духовной Миссии. СПб.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1894. С. 7-9.
  44. Пантелеимон (Сархо), архим. Настоятель Валаамского монастыря Игумен Гавриил. (перевод с финского языка). Хельсинки, 1988. С. 35-38.
  45. Письмо преосвященного Гавриила епископу Тамбовскому и Шатскому Феофилу (Раеву) от 26 ноября 1782 г. // Макарий (Миролюбов), архим. Указ. соч. С. 64.
  46. Пустынька игумена Назария на Валааме и священные ее окрестности. СПб., 1890. С. 1-7. В середине 1960-х гг. она была разобрана до основания.
  47. РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1223. Л. 5об.
  48. Серафим, иером. Монастырский мужской общежительный устав. М., 1910. С. 1.
  49. Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб: 1882.
  50. Субботин Н., сост. Архимандрит Феофан, настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря: Биографический очерк. СПб., 1862.
  51. Суздальцева Т. В., сост. Древнерусские иноческие уставы. М., 2001.
  52. Харитон (Дунаев), иг. Аскетизм и монашество. – Finland. Sortavala: Валаамский монастырь, 1943.
  53. ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 153. Л. 2-2об.
  54. ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 153. Л. 25об.

[1] Архимандрит Феофан родился в 1742г. в дворянской семье. Пострижен в монашество в 1775г. В 1780г. переведен в Александро-Невскую Лавру. В 1782г. стал келейником митрополита Санкт-Петербургского Гавриила. 14 сентября 1791г. назначен игуменом в Моденский монастырь. В 1793г. переведен в Кирилло-Новоезерский монастырь. Скончался в 1832г.

[2] Проживал в Саровском монастыре на покое с 1743 г. Скончался 4 мая 1765. Подробнее см.: Авель, иером. Указ. соч. С. 56

[3] Мефодий, епископ Астраханский и Ставропольский (1700-1776). Насельник Спасо-Преображенского Астраханского монастыря. Хиротонисан в епископа Астраханского и Ставропольского 10 мая 1758 г. На кафедре находился до 1776 г. 29 мая того же года скончался в Кизляре.

[4] Здесь снова встречаем две даты: «Валаамский монастырь» предлагает нам 1861 г., а летопись говорит о 1860-м. См.: АФВМ. Еа. 136. Д. 30. Л. 5.

[5] Насельник и впоследствии наместник Свияжского монастыря. Хиротонисан во епископа Владимирского и Муромского в 1770г. На кафедре управлял 13 лет. Скончался 3 августа 1783 г.

[6] Митрополит Гавриил (Петров, 1730 – 1801 гг.). Первоначально был правящим архиереем в Тверской епархии. 22 сентября 1770 г. переведен в Санкт-Петербургскую епархию с возведением в сан архиепископа с утверждением за собой титула Санкт-Петербургского и Ревельского. С 1775-го – архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский. 23 сентября 1783 г. возведен в сан митрополита. 8 ноября 1796 г. удостоен ордена св. ап. Андрея Первозванного. 16 октября 1799 г. решением Св. Синода переименован в митрополита Новгородского и Олонецкого. В 1800 г., согласно прошению освобожден от управления епархией. 26 января 1801 г. скончался. Погребен в Новгородском Софийском соборе в пределе св. Иоанна Предтечи.

[7] «На отца Назария владыке Гавриилу указал епископ Тамбовский Феофил (1788-1811), сам много сделавший для улучшения жизни монастырей своей епархии. Но настоятель иеромонах Пахомий и братия не хотели лишаться старца, и настоятель в письме владыке Гавриилу охарактеризовал Назария, как простого, неученого, почти глупого человека. «У меня много своих умников,- написал в ответ о. Пахомию владыка Гавриил,- пришли мне вашего глупца».

[8] Валаамский монастырь и его подвижники. СПб., 2005. С. 237; Валаамский патерик. Т. 2. СПб., 2003. С. 10.

[9] Точных сведений о том, кто был архитектором этой церкви – не обнаружено. Традиционно автором проекта как внутреннего каре, так и всех храмов, построенных в конце XVIII в., считают игумена Назария. Доказать или опровергнуть это предположение пока не представляется возможным. Вероятно, игумен Назарий составил общий план построек и высказал определенные пожелания по конструкции и стилю будущих зданий, основываясь на известных ему и строителям «образцах». Очевидно, что Успенский храм, как и построенный немного позднее Спасо-Преображенский собор, имеют свои аналоги в архитектуре XVII –XVIII вв. Для храма Успения Божией Матери таким образцом могли послужить церковные здания Новгорода. Собор же имеет общие черты с Успенским собором в Сарове, который хорошо помнил игумен Назарий.

[10] Так в 1783 г. в обитель был переведен турок Василий Васильев, принявший православную веру; в 1784 г. – обратившийся из раскола к Православной Церкви крестьянин Ксенофонт Шестаков, а в 1790 г. – монах Иосиф и крестьянин господина Бутурлина Никифор.

[11] См.: Пустынька игумена Назария на Валааме и священные ее окрестности. СПб., 1890. С. 1-7. В середине 1960-х гг. она была разобрана до основания.

[12] Сущность устава можно представить в следующем виде: 1) Для всей братии определено строгое общежитие, общие молитвы в церкви во время богослужения, общая трапеза и общие труды; строгость устава не позволяет никому из братий без ведома и надзора настоятеля иметь какие бы то ни было сношения с посторонними лицами посредством переписки. Особенное внимание обращено на приходящих в монастырь для богомолья и особенно бедных, требующих помощи. В отношении к первым предписан радушный прием, а последним – посильная помощь. 2) В общественном богослужении и во время келейного правила, совершаемого в церкви, предписано соблюдать общие монастырские правила; при чем положено: а) чтобы пение непременно было столповое; б) в два голоса ничего не читать и не петь; в) в канонах богородичных и святым на повечериях и молебнах, и во время келейного правила припевы в акафистах петь, а не читать; г) во всю первую неделю Великого поста соблюдать неусыпаемое пение, по уставу обители неусыпаемых, как он изображен в житиях святых Феодора Студита и Маркелла, игумена обители «неусыпаемых».

[13] Даже внешне главенство настоятеля было заметно. Начиная со старца Назария и влоть до нач. XX в. на Валааме существовала такая традиция: при встрече игумена ему кланялись в ноги (все без исключения, даже старики). Впоследствии игумену Дамаскину (Кононову) задавали вопрос, не злоупотребляет ли он этим правилом в отношении и к старцам, и к иным в праздничные дни? Игумен Дамаскин писал, что он всегда просит старцев этого не делать и делает замечания народу в праздничные дни, но отменять этой традиции не желает.

[14] Устав в действительности очень похож на древне-иноческие правила. Достаточно привести несколько выдержек из устава, чтобы убедиться в этом факте. Например, в 6-й главе Валаамского устава говорится: «Настоятель и братия… обязываются… не употреблять пищи вне общей трапезы. Воспрещается… держать в монастыре и употреблять даже вне монастыря какие бы то ни было крепкие напитки. Воспрещается братии принимать в келии мирских людей… и без особой причины входить в разговоры с приезжающими в монастырь монахами и мирскими. Воспрещается настоятелю и братии иметь какую-либо самомалейшую собственность». А что касается милостыни и пожертвований, то 17-я глава устава предписывает «если подадут, брать милостыню для монастыря…» «Взявший что-либо без благословения считается укравшим…» и пр. По характеру строгости Валаамский устав приближен к скитскому уставу преподобного Нила Сорского. О нестяжании, о пище и т. д. у преподобного Нила такие же постановления. Для сравнения можно взять и следующее постановление, касающееся в первую очередь монашествующих. 18-я глава Валаамского устав гласит: уходящего из монастыря – «отпускать, не дав ему мира», а отношение к нему должно быть, как к «мытарю и язычнику, как уподобляющемуся Иуде предателю». И прп. Нил сравнивает таких с Иудой Искариот.

[15] Такое негласное требование относилось к таинству исповеди, где откровение помыслов принимал исповедующий священнослужитель. Но вместе с тем существовала традиция исповеди у схимников, не имеющих священного сана.

[16] Происходил из города Рыльска. В 1784 г. Григорий Иванович Шелихов отправился на Аляску, где пребывал до 1786 г. Он основал на Кадьяке постоянное поселение. Проложил путь к дальнейшим открытиям по северному берегу Америки. В 1793 г. по его просьбе была отправлена духовная миссия на остров Кадьяк. Скончался 20-го июля 1795 г. 47-лет от рождения.

[17] Открытия в XVIII в. в Тихом океане и Северной Америке. М., 1947. С. 380.

 

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии («Юбилейный выпуск-2016″).