“Интеграция светского и духовного образования в современных условиях”

Статья “Интеграция светского и духовного образования в современных условиях” преподавателя Калужской духовной семинарии, кандидата филологических наук Волковой Анны Геннадьевны посвящена проблеме взаимодействия светского и религиозного компонентов в образовании. В частности, говорится о введении государственного стандарта по специальности «Теология» в духовных образовательных организациях, а также о реализации других государственных стандартов при подготовке церковных специалистов.

 

Тенденция к сотрудничеству духовных и светских учебных заведений обусловлена непростой ситуацией в духовной жизни современного общества. Усиление позиций традиционных религий на данном этапе общественного развития видится способом противодействия нравственному релятивизму.

Духовно-нравственное воспитание и образование реализуются не только в религиозных образовательных организациях (православных гимназиях, училищах, семинариях, организациях дополнительного образования), но и в светских учебных заведениях. Проблема, которая возникает здесь, – это проблема соединения духовного и светского компонентов в образовании.

Федеральный государственный стандарт предполагает овладение общекультурными компетенциями, которое, в свою очередь, возможно при изучении дисциплин общегуманитарного цикла.

Стандарт высшего профессионального образования по специальности «Теология» содержит гуманитарный, социальный и экономический цикл, включающий в себя изучение дисциплин: Философия, Иностранный язык, История Отечества, История религий. Освоение этих дисциплин необходимо для усвоения не только общих, но и профессиональных компетенций (ПК): ПК 10 – способность использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем взаимоотношений в религиозной организации в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте; ПК 14 – способность использовать специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профильной направленностью).

Однако остается проблема качественной интеграции светского компонента в религиозное образование: такая интеграция заключается в сбалансированном подходе к преподаванию указанных дисциплин и к составлению учебно-методических комплексов по данным дисциплинам с учетом специфики духовного учебного заведения. Так, изучение философии возможно через призму богословия, истории – в контексте истории Церкви. Для изучения иностранного языка, помимо изучения библейских и богослужебных текстов на иностранном языке, возможен концептуальный подход, в рамках которого студентам предлагается несколько базовых концептов (любовь, добро, истина, красота и т.п.). Выбор концептов обусловливается тем значением, которое они имеют для религиозного (в частности, христианского) мировоззрения. Осмысление концептов происходит на материале родного русского языка и изучаемого иностранного, например, английского. При сопоставлении различных переводов Священного Писания (русскоязычного Синодального перевода, английской Библии короля Иакова, Нового международного перевода), а также греческого оригинала можно увидеть, как концепт предстает в различных языковых картинах мира. Подобное сравнительное изучение ориентировано на привлечение знаний из различных гуманитарных областей (как общегуманитарного, так и профессионального богословского цикла), однако это изучение способствует не только формированию лексической профессиональной компетентности, но и открывает возможности для междисциплинарного подхода, при котором актуализируются знания из философии и богословия, а также приобретаются навыки исследования и интерпретации текста.

Такой концептуальный междисциплинарный подход представляет собой один из способов интеграции светского компонента в религиозное (духовное) образование. Другая проблема подобной интеграции заключается в выработке необходимых компетенций будущего специалиста.

Существующий стандарт по специальности «Теология» (бакалавриат и магистратура) разработан с учетом государственных требований. В том числе он содержит перечень необходимых для усвоения компетенций, часть которых была упомянута выше, однако при этом данный стандарт, хотя и вводится в ряде духовных семинарий (речь идет о реализации стандарта применительно к православному христианству), не вполне ориентирован на подготовку священнослужителей, одна из основных функций которых – осуществление пастырского служения. Пастырская направленность должна обусловливать усиление практической составляющей при подготовке будущих священников, что отсутствует в стандарте «Теология». Так, стандарт предусматривает всего один семестр на изучение гомилетики, притом что именно эта учебная дисциплина, наряду с литургикой, церковнославянским языком является необходимой для последующей пастырской деятельности.

Проблемы возникают также при попытке стандартизации программ подготовки других церковных специалистов – не священнослужителей, а, например, миссионеров, катехизаторов, иконописцев, дирижеров церковных хоров (регентов). Так, программа подготовки регентов церковного хора может опираться на уже существующий федеральный государственный стандарт по специальности 53.02.06. «Хоровое дирижирование» (речь идет о среднем профессиональном образовании). Большинство учебных модулей и дисциплин данного стандарта подходят для подготовки дирижера хора, в том числе и церковного: таковы, например, профессиональные модули «Исполнительская деятельность» и «Педагогическая деятельность», включающие в себя учебные дисциплины «дирижирование»,  «фортепиано», «чтение хоровых партитур», «методика преподавания хоровых дисциплин» и прочие. Однако при обучении будущих регентов по данному стандарту возникает вопрос о введении религиозного компонента, который предусмотрен спецификой учебного заведения и не предусмотрен государственным стандартом, по крайней мере, в том объеме, в котором это необходимо для церковного работника. Федеральный государственный стандарт включает в себя вариативную часть, наполнение которой зависит от потребностей каждой отдельной образовательной организации, поэтому для религиозных учебных заведений вариативная часть стандарта – это возможность реализовать религиозный компонент в ограниченном количестве часов. Выход из проблемы подобной ограниченности может быть найден через усиление религиозного компонента в преподавании профильных учебных дисциплин (истории мировой культуры), а также дисциплин общегуманитарного цикла (истории, философии, психологии). Также возникает вопрос об описании квалификации и компетенций для специальностей духовных образовательных организаций: насколько компетенции государственного стандарта подходят для составления компетенций, которыми должны овладеть студенты религиозных образовательных учреждений. Так, взятый для примера стандарт по специальности «Хоровое дирижирование» содержит общие и профессиональные компетенции, которые актуальны и для регента церковного хора: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1); осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач (ОК 4); целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать хоровой и ансамблевый репертуар (ПК 1.1.) и т.п. Однако для будущего специалиста религиозной организации в качестве компетенций необходимо указывать, например, знание богослужебного устава (если речь идет о певчих и дирижерах церковных хоров), способность «целостно воспринимать и исполнять» песнопения в контексте церковного богослужения, осуществлять анализ песнопения с учетом знаний из истории богослужебного пения. Для выработки точного перечня компетенций и их описания необходимо определить виды деятельности, к которым готовятся выпускники духовной образовательной организации, а также сформировать единый учебный план с перечнем обязательных учебных дисциплин. Если в области высшего профессионального религиозного образования такой план уже существует (по специальности «Теология»), то для прочих церковных специалистов единые требования отсутствуют. Именно это отсутствие обусловливает ориентацию на федеральные государственные стандарты в среднем профессиональном  религиозном образовании.

Также следует вкратце упомянуть об одном из параметров образовательного процесса. Таким параметром является так называемая «национальная рамка квалификации», которая определяется как «совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения» [1]. В духовном образовании данное понятие не употребляется и не осмысливается, хотя его введение сделало бы образовательный процесс в религиозных организациях более мобильным и увеличило шансы выпускников быть востребованными не только в церковной среде.

Существует и обратный процесс – преподавание религиоведческих и / или богословских дисциплин в светском ВУЗе. В последнее время термин «духовно-нравственное воспитание» стал привычным для педагогики: так, создаются и функционируют магистерские программы по данному направлению, написано много статей, проводятся конференции. Определены компоненты, необходимые для реализации духовно-нравственного развития [2]:

– создание высоконравственной образовательно-воспитательной среды, чему способствует высокий уровень нравственной и профессиональной культуры преподавателя; доброжелательное отношение преподавателей к студентам; гуманный стиль общения и поведения; создание ситуаций успеха;

– признание приоритетности духовно-нравственного воспитания при учете значимости всех остальных целей и задач воспитания и развития личности;

– гармонизация и гуманизация межличностных отношений всех участников образовательно-воспитательного процесса;

– учет актуального и потенциального уровней развития личности, включая и саморазвитие ее духовно-нравственной культуры.

Как видно, перечисленные компоненты духовно-нравственного воспитания включают в себя всё то, что может быть реализовано в духовном учебном заведении в контексте какой-либо конфессии. Таким образом, можно утверждать, что построение высокоорганизованного гражданского общества с гармоничными межличностными отношениями не должно быть бездуховным, но должно базироваться на основополагающих духовно-нравственных ценностях, притом что религиозные знания, получаемые в процессе освоения программы «Теология» не должны подменяться идеологией.

Среди светских дисциплин, в содержание которых возможно включение религиозного компонента, можно назвать культурологию, этику, а также ряд дисциплин элективных курсов. Однако и здесь возникает ряд проблем, который в целом сводится к недостатку взаимопонимания между светским и религиозным подходами, в то время как подобные противоречия часто являются мнимыми:

«К сожалению, часто светские авторы сводят религиозную нравственность к примитивному следованию внешним законам. Религиозные авторы, в свою очередь, обычно видят в светской этике лишь пособницу нравственного релятивизма» [3].

Таким образом, сотрудничество в сфере образования религиозных и светских организаций является достаточно неразработанной областью. При этом такое сотрудничество вовсе не подразумевает под собой полное взаимопроникновение, то есть, например, полный переход религиозной образовательной организации на светские стандарты обучения. В свою очередь, подготовка теологов может способствовать сохранению и развитию отечественной культуры в условиях поликонфессионального общества.

 

Литература:

  1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначения и структура. Методическое пособие. М.: АНО Центр ИРПО, 2011. С.9.
  2. Саенко О.Е., Айдунова О.Н. Теория и практика воспитательной работы в колледже. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. С.42-43.
  3. Домусчи С. Преподавание этических дисциплин в светском и церковном ВУЗе // Интеграция светского и религиозного образования в российской и международной практике в условиях развития культурно-образовательной среды: Материалы международной научно-практической конференции. Смоленск, 2014. С.163-175. С.174.

 

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии (№9, 2017 г.).