“Иван Федоров – сеятель семян духовных”

Ко Дню православной книги.

465 лет назад, в 1552 году, Иван Федоров, получив благословение митрополита Макария, начал книгопечатание в Москве.

Ушло в прошлое время, когда бытовало мнение, что Иван Федоров был всего лишь ремесленником печатного дела, хотя и талантливым. Благодаря многолетним кропотливым исследованиям многих ученых самых разных специальностей – историков, литературоведов, книговедов, полиграфистов, художников, богословов – удалось воссоздать облик великого сеятеля славянской культуры, человека, стоящего у истоков отечественного книгопечатания. И чем больше времени отделяет нас от эпохи Ивана Федорова, тем ярче вырисовывается его многогранный образ. Он был великим энциклопедистом-просветителем, талантливым литератором и педагогом, крупным инженером-изобретателем, человеком могучей воли и острого ума.

Добавлю, что Иван Федоров владел несколькими языками: греческим, латинским, польским, досконально разбирался в тонкостях церковно-славянской грамматики, был вдумчивым редактором. Его пытливая мысль проникалась вопросами педагогики, философии, истории, богословия.

И все же, несмотря на многолетние глубокие исследования, до сих пор не удалось выявить многие важные вехи жизни первопечатника. Его дата рождения определена приблизительно, ничего неизвестно о его родителях и их социальном положении, не установлено место его рождения. Одни ученые предполагают, что он родился на Псковщине, другие – в Белоруссии – в Петковичах. Есть версия и о том, что он появился на свет неподалеку от старинного города Лехвина в деревне Николо-Гастунь, что в Калужских землях. Есть и такие ученые, которые называют местом рождения Ивана Федорова Калугу, и, наконец, Москву. Будто бы отец первопечатника Федор был священником церкви святого Николы чудотворца Гостунского в Московском Кремле.

И вот появились новые документы. Известный книговед Е.Л. Немировский в документах Краковского университета – старейшего в Европе – нашел запись о том, что в нем учился «Иван Федоров Москвитин». В записи говорится, что Иван Федоров получил ученую степень бакалавра «свободных искусств». Ничего удивительного в этом факте нет. Вспомним, что выдающиеся книгопечатники имели высшее образование – Иоганн Гутенберг учился в Эрфуртском университете, а Франциск Скорина – в Краковском.

Много загадочного в биографии Ивана Федорова в период после окончания университета. Установлено, что он в Москве более десяти лет (с 1553 по 1565 г.) служил дьяконом в церкви Николы чудотворца Гостунского в Московском Кремле и одновременно работал в московской т.н. Анонимной типографии. Деятельность ее обычно связывают с благовещенским священником Сильвестром и участием членов «Избранной рады» – правительственного кружка при молодом царе Иване Грозном.

Здесь Иван Федоров прошел хорошую школу мастерства, овладел искусством печатного дела. И не удивительно, что когда Иван Грозный «начаша изыскивать мастера печатных книг», то выбор его пал на Ивана Федорова. В помощники ему определили Петра Мстиславца. Мастерам было поручено напечатать Апостол. Эта книга читается на божественной литургии Иоанна Златоуста в части, называемой литургией оглашенных, после Трисвятого, перед чтением Евангелия.

В Апостоле есть послесловие, в котором кратко поясняется появление первых печатных книг в Москве. Вот эти строки: «Благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торжищах покупать и в святых церквах класть… Псалтыри, Евангелия, и Апостолы, и другие святые книги. Но среди них нашлось мало пригодных, прочие все растлены (испорчены) от преписующих ненаучных и неизкусных в разуме и не исправлявших то, что писали. Когда это дошло до слуху царя, он начал помышлять, как бы изложити печатные книги, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и в прочих языках, дабы впредь святые книги излагались правильно… и так возвестил мысль свою преосвященному Макарию. Митрополиту всея Руси; святитель же, услышав это, очень возрадовался и сказал царю, что он от Бога извещение принял и дар свыше сошедший».

Далее в послесловии говорится, что воплощение в жизнь этого начинания произошло «по повелению благочестивого царя» Ивана Васильевича и «с благословения преосвященного Макария – митрополита». Что царь «повелел из средств своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны делателей» – Ивана Федорова и Петра Мстиславца «для устройства печатного дела и для их собственных нужд». После продолжительной подготовки Иван Федоров и Петр Мстиславец 19 апреля 1563 года приступили к набору первой страницы Апостола, менее чем через год книга вышла в свет, а именно – 1 марта 1564 года.

Это очень нарядная книга, она была набрана четким шрифтом, с киноварными буквицами. Хороши заставки перед главами: травы и ветки, кедровые шишки и виноградные листья. Тексту предпослан гравированный на дереве фронтиспис – изображение апостола Луки.

С введением на Руси книгопечатания рукописные книги должны уйти в прошлое. Иван Федоров и сумел показать это наглядно. В рукописных книгах их легендарные авторы изображались сидящими и пишущими. А в московском Апостоле Лука не пишет книгу, он держит ее в руках, а письменные принадлежности лежат на столике. Они как бы оставлены. Такой вывод делал академик Д.С. Лихачев, – это знак предшествующей работы, а книга в руках не у писца, – у печатника!

Послесловие, написанное самим Иваном Федоровым, – первое в нашей стране светское произведение, вышедшее из-под печатного станка, и рассказывающее о начале книгопечатания в России. Кроме знаменитого «Апостола» в московской типографии напечатано два издания «Часовника».

«Апостол» – издание, свидетельствующее о высоком мастерстве и безупречном вкусе его создателя. Сейчас доказано, что первопечатник сам готовил шрифт: делал пуансоны – резанные на стали формы для каждой буквы, затем набивал на меди матрицы, по которым отливал свинцовые литеры. Поэтому Иван Федоров может быть назван первым создателем русского печатного шрифта, он был также первым наборщиком, первым корректором. Он рисовал и гравировал… Иван Федоров был, по его собственному определению, «делателем книг».

Помимо всего прочего, Иван Федоров проявил себя и очень вдумчивым редактором. Эту сторону деятельности русского первопечатника глубоко и всесторонне изучал книговед Г.И. Коляда. Он сравнил текстовые отличия рукописных Апостолов с первопечатным. «В ряде случаев, – пишет исследователь, – Иван Федоров дополняет своего Апостола отдельными вставками, происхождение которых не всегда ясно». Издатель и редактор Апостола «исправляет многочисленные искажения» в содержании текста рукописных подлинников, переводит на русский язык часто встречающиеся греческие слова, обычные в рукописях, и наоборот – восстанавливает неточно переведенные грецизмы, которые вошли в обиход русского литературного языка. Федоров часто сознательно осовременивает язык в печатном тексте, заменяя слова и отдельные устаревшие выражения.

Этот опыт пригодился ему, когда он готовил к изданию свою знаменитую Острожскую Библию.

В следующем 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили в Москве еще одну книгу (и двумя тиражами) – Часовник, который использовался при богослужении, по нему же обучали на Руси грамоте детей. И в этой книге есть послесловие, где говорится, что напечатана она «по повелению царя и по благословению преосвященного Макария митрополита всея Руси…» В этом же послесловии, характеризуя свой труд и труд своего соратника, первопечатник не без гордости писал, что напечатана она «подвигом и прилежанием, трудами и изысканием Ивана Федорова и Петра Мстиславца».

На этом прекратилась деятельность первопечатника и его помощника в столице Русского государства. По невыясненным причинам они покинули Москву, отправились «в незнаемые страны» и оказались в Великом княжестве Литовском. Здесь их весьма благосклонно принял сам король, а затем пригласил в свое имение Заблудово гетман Г.А. Ходкевич, – известный ревнитель Православия. Здесь Иван Федоров совместно с Петром Мстиславцем напечатал Евангелие учительное и Псалтырь с Часословцем (уже в одиночку, так как Петр Мстиславец переехал в Вильно). Евангелие учительное – не богослужебная книга, она предназначалась для домашнего чтения. Текст Нового Завета сопровождается пояснениями и толкованиями наиболее чтимых Отцов церкви. Следует отметить, что в это Евангелие Иван Федоров включил и «Слово на вознесение» знаменитого проповедника средневековой Руси Кирилла епископа Туровского.

Псалтырь с Часословцем примечательна тем, что на фронтипсисе этого издания – портрет царя Давида, легендарного автора поэтических гимнов хвалений и славословий Богу, гимнов, полных глубокого религиозного поучения. Чтобы подобрать необходимый образец для гравюры, мастер, а им был Иван Федоров, просматривал множество различных печатных и рукописных источников из числа тех, что имелись в личном собрании Г.А. Ходкевича, а также в богатой библиотеке Супрасльского Благовещенского монастыря, находившегося недалеко от Заблудова.

Книги, вышедшие из заблудовской типографии, сыграли большую роль в борьбе белорусского народа за утверждение национальной культуры.

Деятельность первопечатника в Заблудове на этом закончилась. Когда Г.А. Ходкевич «пришел в глубокую старость», то повелел мастеру работу прекратить и «в селе, занимаясь земледелием, проводить жизнь в этом мире». Тогда-то Иван Федоров и произнес знаменательные слова о том, что его призвание – духовные семена рассеивать по Вселенной. Вот это колоритное высказывание: «Не пристало мне плугом или посевом семян жизнь свою коротать, ибо есть у меня вместо плуга искусство, орудие для работы, и вместо хлебных семян я должен духовные семена по Вселенной рассеивать и всем по порядку раздавать эту духовную пищу». Нелегко ему было отказаться от щедрого дара гетмана, еще труднее – оставить свое искусство «делателя книг». Сам он об этом писал так: «И в уединении, когда я к себе возвращался, много раз я слезами постель мою орошал, все это обдумывая в сердце своем, как бы не скрывать в земле таланта, от Бога дарованного мне».

Первопечатник отказался от предложения Г.А. Ходкевича и снова отправился в далекий путь.
Преодолев «многие беды и невзгоды злейшие», Иван Федоров приехал в город Львов. Здесь он оборудовал собственную типографию. В ней он напечатал т.н. львовский Апостол 1574 г. В качестве послесловия Иван Федоров поместил свою автобиографию – «Эта повесть рассказывает, откуда появилась и как была устроена эта типография»… Это первое напечатанное произведение русской мемуарной литературы.

В том же году увидела свет и Азбука – первый печатный восточно-славянский учебник. Этот учебник Иван Федоров составил «ради скорого младенческого обучения». Азбука включала алфавит, всевозможные упражнения для обучения чтению, примеры спряжения глаголов и склонения существительных, тексты для закрепления навыков чтения. Это была, следовательно, книга для начального обучения славянской письменности.

В отрывках, которыми завершается Азбука, даны советы родителям, ученикам и учителям. Традиционные тексты Иван Федоров превращает в целенаправленную гуманистическую программу школьного образования, содержавшую свод моральных правил. Так, в обращении к родителям содержится совет воспитывать детей «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в долготерпении». Многие изречения касаются воспитания честности, доброты, справедливости: «Всегда правду возглаголют уста твои», «Не сотвори насилия убогому», «Недотыкайся межей чужих и на поле сироты не вступай».

Вскоре по приглашению князя К.К. Острожского Иван Федоров переселяется в его имение в г. Остроге. Князь решил издать полный текст славянской Библии, для чего и пригласил Ивана Федорова. Но первым его детищем здесь стало второе издание Азбуки. В первой части учебника помещены параллельные греко-славянские тексты. Некоторые исследователи считают эту часть самостоятельным изданием. В Остроге К.К. Острожский основал школу, т.н. треязычный лицей. Для этого училища и была напечатана Азбука. Любопытно отметить, что в ней Иван Федоров напечатал «Сказание о письменах» Черноризца Храбра, рассказ о том, как Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку.

Делу просвещения служил и следующий труд первопечатника – Новый Завет с Псалтырью, который вышел в Остроге в 1580 г. По мнению доктора философских наук А. Горфункеля, это был принципиально новый вид печатной книги, предназначенный исключительно для чтения. Об этом свидетельствуют и ее небольшой формат, и мелкий шрифт, не пригодный для чтения во время церковной службы.

На последней странице – личный типографский знак с надписью «Иоанн Феодорович печатник из Москвы». Тем самым русский первопечатник подчеркивал свое московское происхождение. В предисловии он говорит о своей работе как о «желаемом бытийском деле», созданном в «наслаждение всему народу русскому».

Главной задачей своей жизни Иван Федоров считал неустанный труд во славу просвещения. Многие книги, отпечатанные им, были учебниками. Причем в каждой из них автор стремился небольшой ее объем использовать с максимальной эффективностью. Остроумные федоровские приемы для знакомства с цифирью, азбучные акростихи, применение в качестве текстов для чтения рассказов, хорошо знакомых детям со слов родителей, и другие новаторские находки использовались впоследствии не одним русским издателем.

Именно в Остроге Иван Федоров напечатал полную славянскую Библию, которая стала главным делом жизни первопечатника. Работа над ней завершилась 12 августа 1581 г. Печатанию предшествовала тщательная текстологическая и редакторская работа, которую вели члены Острожской академии, действовавшей при дворе князя. В основу текста положен перевод, сделанный в Новгороде под руководством архиепископа Геннадия в конце XV в. Его сравнивали с древнееврейскими, греческими и латинскими списками и изданиями, которые были доставлены из-за границы. Иван Федоров также посетил сербские и болгарские земли в поисках южнославянских списков Священного Писания.

Много сил и времени ушло на подготовку нового шрифта, деревянных форм для заставок и концовок, инициалов. Общепризнано, что Острожская Библия – шедевр типографского искусства. По внешнему оформлению это очень красивая книга, не уступающая лучшим образцам прославленных типографий Западной Европы.

Библия была последним печатным изданием Ивана Федорова. По невыясненным причинам он разошелся с князем К.К. Острожским и попытался в Львове наладить новую типографию. Для сбора средств он посетил Краков, Вену, возможно, Дрезден, занимался разными ремеслами, в том числе литейно-оружейным делом. Известно, что в Вене Иван Федоров демонстрировал императору Рудольфу I свое изобретение – многоствольную мортиру.

Во Львов Иван Федоров вернулся поздней осенью 1583 г., заболел и скончался 5 декабря того же года. На его могилу в Онуфриевском монастыре положили плиту с надписью: «Друкарь книг пред тем невиданных».

Жизнь Ивана Федорова была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам. Этот человек остается в памяти людей просветителем, художником, творцом, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины XVI в.

Алексей Глухов

«Покров»