К чему был призван Адам

В акте творения Бог дает миру творческий импульс и поручает человеку, включенному в этот мир, завершить его творческое развитие, объединить и привести к Создателю.

Преподобный Максим Исповедник писал о пяти изначальных разделениях. Естество делится на несотворенное, что свойственно только Богу, и созданное; созданный мир – на мир умозрительный и ощущаемый, который, в свою очередь, разделен на землю и космос, а земля – на насажденный Богом рай и остальную природу, и, наконец, все живое – на мужское и женское. В человеке при творении была заложена способность к упразднению всех указанных разделений, поскольку Бог творит его причастным ко всем уровням естества. Тело роднит человека с землей, органы чувств связывают его с физическим миром, область духов близка его душе, а уму открыто познание Несозданного. Все эти области бытия человек должен был объединить в своей жизнедеятельности, соподчинив низшую высшей, так чтобы все мироздание преодолело это разделение и соединилось с Богом.

Для этого Адаму предстояло научиться любить по образу Божественной любви. Появление другого человека – подобного ему, но в то же время обособленной личности со своей волей, разумом и свободой, давало Адаму эту возможность. Преодолев разделение между мужчиной и женщиной в союзе любви, человек был призван транслировать это единство и на другие уровни мироздания.

Вторым шагом на этом пути должно было стать объединение земли. Человек мог претворить в рай всю землю, соединяя ее в одно целое святостью своей жизни. Он должен был научиться оберегать, возделывать и хранить всю земную природу, не отдавая предпочтения какой-либо ее части, подобно тому, как он заботится обо всем своем теле, а не только о каком-либо отдельном органе. Второе разделение устраняется любовью человека ко всей земле и ее обитателям как к Божиему творению, тем самым преображая («возделывая») в рай всю землю. Такое понимание имели все святые. Один из них на угрозу императора-язычника выслать его из цветущей страны в неприспособленную для жизни местность ответил: «Поступай, как знаешь. Для меня всюду Божия земля». Такого отношения человека ждет вся окружающая природа.

На третьем этапе Адаму предстояло упразднить разделение земли и неба. Эта цель достигается путем возрастания человека в добродетели до уподобления ангелам в той мере, в какой это для него возможно. В таком случае, как пишет преподобный Максим Исповедник, Адам «соделал бы единой и совершенно нераздельной по отношению к самой себе чувственную тварь, совершенно не разделяемой им пространственно расстояниями». Соединением неба и земли были бы преодолены материальная ограниченность и временность – все то, что преподобный Максим называл «телесной тяжестью». Через это наравне с ангелами должно было обрести вечность вещественное творение.

После этого человек должен был объединить все мироздание, преодолев разделение материального и духовного. На этом этапе должно было исчезнуть разделение ангельского мира по степени боговедения, поскольку через человека и ангелам открывается полнота Божественной любви. Только людям Святым Духом дано знать то, «во что желают проникнуть ангелы» (1 Пет. 1, 12).

Предназначенное человеку преодоление разделения мысленной и чувственной природы произошло во Христе после Его Воскресения. По свидетельству евангелистов, Он способен беспрепятственно проникать в закрытые помещения, мгновенно исчезать, оказываться в другой точке пространства. Воскресший Господь – не Дух, Он имел вещественное тело и говорил ученикам: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк. 24, 39). Для Него разницы между духовным и вещественным уже не существовало, и Он свободно управлял телом по Своему желанию.

Наконец, человек призван преодолеть границу тварности. Каким образом упразднилось бы разделение между Нетварным Богом и тварной человеческой природой, если бы Адам оставался в раю, неизвестно, но после грехопадения ни один человек уже не мог преодолеть его самостоятельно. Только Сам Бог мог совершить это объединение. Для этого Сын Божий воплощается, то есть воспринимает человеческую природу во всей ее полноте и обоживает ее. Возможно, Боговоплощение было бы в любом случае, но для безгрешного человека не требовалась искупительная жертва Сына Божия.

Вот такая великая задача: соединить в себе все сотворенное и привести к блаженной жизни в Боге – стояла перед Адамом. Но он с ней не справился, а поскольку задача неотменима, за нее берется Сам Бог. Для этого Он не становится ни ангелом, ни солнцем, ни птицей, а человеком, поскольку только через человека всему миру предназначено прийти к Богу. Выполнение этой задачи началось Воплощением Сына Божия, а закончится Его Вторым Пришествием.

Приведение всего творения к жизни в Боге отражено в православном богослужении. Православный круг суточного богослужения, начиная с вечерни и заканчивая Божественной литургией, представляет собой символическое воспоминание о домостроительстве Божием от сотворения мира до грядущего всеобщего Суда. Во время Литургии каждый раз повторяется реальность собирания во Христе всего сотворенного и приношения в жертву Богу, что на самом деле произошло единожды два тысячелетия назад. Стать таким литургом был призван Адам, но вместо этого он стал идолослужителем. Тогда Сын Божий, как Новый Адам, возлагает это служение на Себя. Иисус Христос является образцом истинного человека, и только в Нем мы можем познать, какой призвана быть человеческая природа.