“К вопросу о культурообразующем значении христианства в Киевской Руси”

Исследование иеромонаха Иоанна (Короля), кандидата богословия, проректора Калужской духовной семинарии по научной и богословской работе посвящено роли и значению христианства в формировании и развитии культуры Киевской Руси. Христианство принесло на Русь, в первую очередь, целостное мировоззрение, на основании которого формируются и развиваются политическая мысль, появляются первые опыты осмысления исторического пути Древней Руси с точки зрения христианства, появляется и развивается книжность, зодчество, изобразительное искусство.

Христианизация Древней Руси сообщила импульс так же и культурному развитию страны. Языческая религия Руси на момент принятия христианства находилось зачаточном состоянии. Как и многие другие примитивные языческие культы, она не давала ни отчетливого, точно сформулированного в своих фундаментальных положениях мировоззрения, поскольку даже сам культ языческих богов на Руси пребывал в аморфном состоянии, и лишь князь Владимир после своего воцарения задумывает создать единый пантеон языческих божеств. Это означает, что Древняя еще языческая Русь в самом начале своего становления как государства фактически не знала ни стройного вероучения, на базе которого можно было создать внятную национально-политическую идею, служащую внутренней консолидации государства, ни внятного мировоззрения, служащей, как правило, формированию определенной литературы, в которой бы это мировоззрение детализировалось и осмысливалось в отдельных его аспектах на примере конкретных житейских ситуаций, равно как и в общеисторической перспективе. В связи с этим язычество неспособно было дать человеку и прочных нравственных основ жизни, на которые можно было бы опираться в духовно-нравственном созидании личности и совершенствовании общественной жизни. «Повесть временных лет» сообщает, что в языческий период жизни князя Владимира у него было несколько жен и 800 наложниц, отмечая при этом: «бе же Володимер побежен похотью женьскою… И бе несыт блуда, приводя к собе мужьски жены и девице растляя» [2. С. 56-57]. Это подтверждается и внешними свидетельствами. В связи с этим особенное значение имеет описание путешествия свидетельстве государственного чиновника Ахмеда ибн-Фадлана из арабского Халифата, направленного в Волжскую Булгарию с миссионерскими и политическими задачами приблизительно, которое датируется 922 годом. Во время своего путешествия Ахмед ибн-Фадлан стал свидетелем похорон знатного руса. Во время церемонии похорон вместе с умершим русом в могилу клали убитого коня, какие-то предметы и вещи. Вместе с ним в загробный мир отправляли и его жену, которую убивали самым изуверским образом, предварительно изнасиловав в ритуальном порядке. Затем покойный, убитая с ним жена, а так же приношения сжигалось на погребальном корабле[1].

Языческая религия Древней Руси не имела и развитого культа. В первую очередь в нем не было касты жрецов, ответственных за сохранение и истолкование религиозных, культовых и прочих положений языческой веры. В нем не было культовых построек, их внутренним убранством, внешним украшением и священными изображениями, дающими перспективу для развития искусства во всем его многообразии: архитектура, живопись, скульптура и многое другое. В примитивном язычестве не было и организованного культа, выраженного в построенных по четкой системе священнодействиях, несущих в себе какую-либо символику и потому требующую определенного эстетического выражения. В силу того, что язычество не имело развитой письменности и литературы, не было так же и сакральных текстов, которые бы использовались при отправлении культа. Письменность как таковая присутствовала в виде отдельных систем в районах, граничащих с греческими колониями: активность торговли большой объем товарооборота требовал определенной фиксации сделок. Кроме того, дохристианская письменность дошла до нас в текстах русско-византийских договоров, изложенных в тексте «Повести временных лет», однако единая система алфавита, ставшая базой для развития древнерусской литературы, придет к нам из Болгарии после принятия христианства.

Таким образом, древнее русское язычество было в культурном смысле бесплодным и, оставаясь лишь набором ритуалов, гаданий и примет, не могло целиком и полностью объять жизнь человека, не могла выработать цельного взгляда на жизнь, создать объединяющего начала в национально-политической сфере, было не способно создать ни искусства, ни определенной эстетики, ни письменности, а стало быть и литературы. Иными словами примитивная религия древних руссов не могла создать ни прочного государства, ни сформировать цивилизации, удерживая человека на уровне первобытной мифологии, а это означало, что языческая религия Древней Руси была нежизнеспособной.

В противоположность этому христианство являло собой жизнеспособную религию, охватывающую собой все стороны жизни человека и общественной жизни. Оно давало и прочный фундамент для личностного развития, и для формирования устойчивых и гуманных принципов общественной жизни. В рамках православной традиции была создана высокоразвитая культура, формирующим стержнем которой стала богатая богослужебная традиция Византийской империи, сконцентрировавшая вокруг себя все важнейшие компоненты культуры. Это и высокоразвитая архитектура крестово-купольного храма, вершиной которого является и до сих пор непревзойденное произведение византийских архитекторов – Софийский собор Константинополя, это и иконопись, как важнейший момент изобразительного искусства. Наполненная глубокой богословской символикой, она сделало иконографическое изображение средоточием христианского символизма. Это и музыка, значительным сегментом которой было богослужебное пение, выстроенное в определенную систему напевов и отличающееся благозвучием и торжественностью. Наиболее важнейшей формой культуры станет письменность, в которой главное место будет занимать церковная словесность, выросшая на базе богослужебного толкования Священного Писания. Таким образом, вокруг христианского храма, которого концентрическими кольцами группировались различные формы культуры. Храм как место евхаристического собрания с самого начала формирования своего развития нес в себе все аспекты культурной жизни христианской цивилизации, оказывая огромное влияние на его частную жизнь и формируя вокруг себя и общественную жизнь, поскольку вокруг храма формировалась христианская община, живущая в едином культурном и сакраментальном пространстве. Таким образом, христианский храм, будучи базисом для формирования цельной и высокоразвитой культуры, способствовал так же и приданию определенной целостности не только частной жизни отдельного человека, но и сообщал определенную целостность и законченность различным формам общественного бытия.

Приобщившись к высокоразвитой христианской цивилизации созданной Византийской империей и переняв ее утонченную христианскую культуру, Древняя Русь смогла осуществить серьезный прорыв в политической, культурной и общественной жизни, явив миру динамично развивающееся христианское государство. Академик Лихачев Д.С. называет принятие христианства Русью основным культурным событием, обусловившим появления у нее высших форм культуры X-XIII века: письменности, общественной мысли, литературы, живописи и зодчества [1. С. 15].

От примитивной мифологии Древняя Русь сделал огромный шаг к письменности и литературе, воссоздав всю историю государства, за предыдущий период, когда на Руси не было письменности. Храмостроительство станет началом серьезной архитектуры, сосредоточив в себе целый ряд ремесел и изобразительное искусство в его различных видах: икона, фреска, мозаика. Сам процесс культурного строительства шел при органичном взаимодействии внутри общества, при котором «ремесленники, строители, живописцы, переписчики рукописей – умели вносить в выполняемые ими произведения свои вкусы, свои идеи, свои навеянные русской жизнью темы, мотивы, технические усовершенствования… заказчики-феодалы… люди высокой европейской культуры… были проводниками культурных воздействий различных стран – воздействий творчески осваивавших и перерабатывавшихся русскими мастерами» [1. С. 11]. В этом взаимодействии различных слоев общества и сложится сам характер развития культуры на Руси, неизменно сохранявшийся до эпохи правления Петра I, когда всякое новое культурное влияние органично включалось в русскую культуру.

 

Список литературы:

 

  1. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. Л., 1960.
  2. ПВЛ Ч. М.-Л., 1950.
  3. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. М.-Л., 1939.

[1] В тексте описания путешествия Ахмеда ибн-Фадлана все это выглядит следующим образом: «девушка, которая хотела быть убитой, уходя и приходя, входит в одну за другой из юрт, причем с ней соединяется хозяин (данной) юрты и говорит ей: «Скажи своему господину: «право же, я сделала это из любви к тебе»… «Потом ее подняли на корабль, но еще не ввели ее в палатку (кабину), и пришли мужи, неся с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Переводчик же сказал мне, что она прощается этим со своими подругами. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку (кабину), в которой находится ее господин. И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку (кабину), но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее (голову) в палатку (кабину) и вошла вместе с ней (девушкой), а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки, и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой. Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое ‑ обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум (мужам), чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа в руке кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла» [3. С. 82-83].

 

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии (“Юбилейный выпуск-2016”).