Как подготовиться к Причастию

Человек создан, чтобы иметь единство с Творцом, и этого единства он должен достигать в течение всей своей жизни.

В купели Крещения человек становится членом Церкви – мистического Тела Христова, но совершая грех, он оказывается вне ее и теряет связь с Богом. Исповедь возвращает его в Церковь, а через участие в Таинстве Евхаристии он соединяется со Христом. Но с какой регулярностью надо причащаться Святых Таин?

Для христиан первых веков Христос воистину был Хлебом насущным. Они причащались за каждой Литургией, будучи готовыми умереть за свою веру в любое время. Но уже с IV века приступать к таинству стали реже. И хотя святые отцы, подобно святителю Василию Великому, утверждали необходимость частого Причащения, по свидетельству святителя Иоанна Златоуста, современные ему христиане причащались от одного до нескольких раз в год.

В прошлом году архиереями Русской Православной Церкви принят документ «Об участии верных в Евхаристии», что говорит об актуальности данного вопроса в наше время. За два тысячелетия христианской истории были сформулированы разные требования для желающих приступить к Чаше Господней, и данный документ дает ответ на вопрос: какой нормой надо руководствоваться современному человеку?

Надо признать, что сегодня встречаются две крайности. Одна заключается в том, что человек, принявший Крещение, не испытывает потребности в Причастии. Он причащается, только когда наступает определенное время, например в Великий пост, но ему настолько чуждо и тягостно все церковное, что он только внешне участвует в Евхаристии, а сердцем по-прежнему с тем, что он отложил ради Причащения, – будь то дачные хлопоты, бизнес, компьютерная игра или что-то еще.

Другая крайность наблюдается, когда христианин, причащаясь часто, утрачивает должное благоговение и приступает к Святой Чаше «по инерции». Величайшее таинство превращается для него в обыденность, и человек становится равнодушным в духовной жизни: ни холодным атеистом, ни горящим ревностью по Богу. А «теплохладность» сугубо осуждается Священным Писанием (Откр. 3, 16).

Обе крайности причиняют вред человеку, приступающему к таинству без осознания его силы и значения (см. 1 Кор. 11, 23—30). Чтобы избежать крайностей, христианину надо советоваться с духовником. Хорошо, если духовным отцом является опытный в духовной жизни наставник, живущий в монастыре. Но если не исповедоваться все время разным священникам, а приходить постоянно к одному и тому же, то этот священник сможет посоветовать, как часто надо приобщаться Святых Таин, и какая для этого нужна подготовка.

Правильным будет, если вся семья имеет одного духовника. Зная жизнь семьи, он сможет давать советы, которые будут приносить всем пользу.

Приступая к духовнику с вопросами об урегулировании частных моментов, желательно иметь представление о непреложных правилах, общих для всех причастников. Например, людям, состоящим в супружеских отношениях, надо знать, что их брак должен быть официально зарегистрирован государством и благословлен Церковью. Освящение супружеского союза в церковном Таинстве Венчания является нормой. Если же один из супругов не хочет венчаться, то второй, по снисхождению к человеческой немощи, допускается до Причащения, но он должен иметь чувство раскаяния в том, что брак не венчан. Если брак не зарегистрирован, то находящиеся в таком сожительстве до Святой Чаши не допускаются.

Для желающих причаститься общеприняты приуготовительный и евхаристический пост и чтение молитвенного правила.

Обычно длительность приуготовительного поста составляет три дня. Это правило распространяется на тех, кто причащается раз в месяц или реже. Но есть христиане, которые имеют благословение духовника приступать к Чаше несколько раз в месяц, и если они соблюдают все установленные Церковью посты, то дополнительно перед Причастием, по благословению духовника, они могут поститься только один день.

Евхаристический пост обеспечивает причащение натощак, и он обязателен для всех, у кого нет к тому врачебных противопоказаний. Этот пост не распространяется на младенцев. Евхаристический пост наступает после полуночи, так что причастники ничего не едят и не пьют до Причащения. Если Литургия совершается ночью, как это бывает на Пасху, или праздник Рождества Христова, или в других подобных случаях, евхаристический пост начинается как минимум за шесть часов до начала совершения Литургии и присоединенного к ней богослужения. К примеру, если человек готовится причаститься на Пасху ночью, то он не должен ничего вкушать с 6 часов вечера Великой субботы, так как по современной практике в полночь начинается пасхальная утреня, а за ней следует ночная Литургия.

Общим молитвенным правилом для всех православных христиан является ежедневное чтение утренних и вечерних молитв. А когда человек готовится к Причастию, то накануне этого Таинства к ним добавляются акафист, три канона и специальное Последование ко Святому Причащению. Все эти молитвы есть в каждом православном молитвослове.

Эти общие нормы могут быть скорректированы по благословению духовника в зависимости от возраста, состояния здоровья и воцерковленности желающего причаститься. Духовник также может благословить более частое причащение Святых Христовых Таин в дни Великого поста, особенно на Страстной седмице и в дни Светлой седмицы.

С духовником следует советоваться чаще, помня, что персональные правила устанавливаются не навсегда, но требуют «подгонки» под меняющиеся внутреннее состояние причастника, обстоятельства его жизни, состояние здоровья и тому подобное. Цель частого совета с духовником — не допустить равнодушия при причащении Святых Христовых Таин, избежать формализации духовной жизни христианина, охлаждения его ревности из-за чрезмерных трудов или из-за уступки соблазну стать на широкий путь, ведущий в погибель (см. Мф. 7, 13).