Представляем читателям вторую часть работы протоиерея Александра Зелененко “Законоучительство и педагогические заветы святого праведного Иоанна Кронштадтского современным педагогам”.
Недопустимо низводить Закон Божий до уровня одного из учебных предметов
Отец Иоанн хорошо сознавал отличие Закона Божия от остальных предметов: «Закон Божий не есть предмет умствования и преподавания, а закон жизни, данный Богом, чтобы напечатлеть его более не в умах, а в сердцах детей». Вот как он определяет место своего предмета среди других школьных наук: «Во главе наук стоит Закон Божий; дети, по силе своей, при учебных занятиях исполняют христианские обязанности», а «наибольшая часть времени, конечно, отдается земной учености, также необходимой. Дай Бог, чтобы из всех знаний, из всех наук образовалось в душах детей то стройное согласие, та твердая, христианская система познаний, правил и навыков, которая составляет истинное, христианское образование, при котором наши питомцы всегда будут и Богу во славу, и Церкви на утверждение, и обществу на пользу»[1].
«Есть какое-то лицемерное обольщение в школьном деле, когда Закон Божий и соединенное с ним внушение начал нравственности составляет лишь один из предметов учебной программы. Как будто нечего больше желать и требовать для нравственной цели, кроме как иметь наличность той или другой цифровой отметки за ответы о предмете, называемом Законом Божиим. Есть в школе законоучитель, есть программа, есть балл, показатель знания – и все. Результаты такой постановки учения поистине чудовищные»[2].
При этом отец Иоанн резко выступал против формализма в преподавании Закона Божия: «Берегись делать из Евангелия учебную книгу. Это грех. Это значит в ребенке обесценивать книгу, которая должна быть для него сокровищем и руководством всецелой жизни. Страшно должно быть для совести разбивать слово жизни на бездушные кусочки и делать из них мучительные вопросы для детей. Приступать с речами о евангельских словах к детям и вызывать у них ответы – для этого потребна душа, чуткая к ощущениям детской души, но когда приступают к делу с одной механикой программных вопросов и ставят цифровые отметки за ответы на вопросы, иногда неловкие и непонятные ребенку, вызывая волнение и слезы, грех принимают себе на душу экзаменаторы, и можно сказать о них: не ведают, что творят с душой ребенка»[3].
Исходя из принципа «приоритетности воспитания над обучением», отец Иоанн говорит в своей актовой речи в гимназии: «Всякою наукой дорожите, всякую науку любите, потому что всякую науку открыл людям Господь Бог, Источник разума и премудрости. Учитесь охотно и прилежно. Когда будет вам трудно или скучно, обращайтесь смело с верою к Господу Иисусу Христу, любящему вас, и Он тотчас поможет вам. Больше всего учитесь языку любви, самому живому, выразительному, сильному языку. Без него знание языков не принесет никакой существенной пользы»[4]. Для отца Иоанна учеба неразрывно связана с молитвой и с воспитанием сердца. Христианское воспитание сердца есть, прежде всего, научение любви.
О воспитывающем характере преподавания Закона Божия
Закон Божий должен действовать не только на ум детей, передавая им знание христианских догматов, но еще более на их религиозно-нравственные чувства и быть средством воспитывающего обучения. В воспитательной стороне преподавания Закона Божиего заключается главная цель его изучения, где знание подчиненно и служит воспитанию, а воспитание – процесс созидания нравственной и духовной основы будущей жизни человека. Им, как регентом, задается тон, направленность, содержание и качество характера отношений с Богом, людьми, природой, к себе, к окружающему миру на всю последующую жизнь, ибо вся земная жизнь лишь воспитательное поприще из двух слагаемых – воспитания и самовоспитания – как школа подготовки к жизни вечной. «Для человека земная жизнь, жизнь в теле служит только приготовлением к вечной жизни, имеющей начаться после смерти тела, поэтому надо неотложно пользоваться здешнею жизнью для приготовления к другой и, работая больше в будни для земной жизни, в воскресные и праздничные дни работать всецело Господу Богу, посвящая их богослужению, чтению слова Божия, богомыслию, душеспасительным разговорам, добрым делам, особенно милосердию»[5].
Преподавание должно святыми образами впечатлять души учащихся
Преподавая Закон Божий, отец Иоанн все свое внимание направлял не столько на то, чтобы учащиеся могли запомнить материал урока, сколько на то, чтобы пленить в послушание христианским заветам души детей, наполнить их теми святыми образами и впечатлениями, какими была полна его душа. Прежде всего, учитель должен иметь ясный и простой взгляд на свой предмет. «Душа человеческая по природе проста и все простое легко усвояет себе, обращает в свою жизнь и сущность, а все хитросплетенное отталкивает от себя как несвойственное ее природе, как бесполезный сор»[6]. Отец Иоанн советовал учителям не задавать слишком сложных и мучительных вопросов детям, особенно когда речь идет о живом и животворящем душу слове Божием.
Искусство правильно задавать вопросы
Учителю важно овладеть искусством правильно задавать вопросы детям сообразно их возрасту, живо и с интересом беседовать с ними, а для этого необходима мудрая и чуткая душа, понимающая простоту и светлость детской души. Учителю важно воспитать в себе особую чуткость. Усвоение знания происходит в сердце, а сердце сложного не принимает, так как все сложное не только порождает умственный хаос, но может также разрушить прежнюю основу духовной жизни. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело будет светло (
Мф. 6: 22). Учитель, по слову отца Иоанна, и есть светильник для учеников. «Итак, если око его – взгляд на свой предмет и метод преподавания будет прост и доступен, то все ученики, хорошо его понимая, будут просвещаться от его преподавания: в их умах все будет светло»[7].
Простота и цельность преподавания
Многие современные методы сильно грешат надуманностью, искусственностью и сложностью. Часто в них не может разобраться сам педагог, а дети часто не могут понять смысл того, что от них требуют. Цельность преподавания должно осуществлять на основании веры, а предмет, связывающий и питающий все науки, – Закон Божий. Проиллюстрируем наши выводы словами, сказанными отцом Иоанном в речи перед учениками и учителями Кронштадтской гимназии: «Позаботимся о возможной простоте и немногосложности преподавания… Не сором ли оказалось все, что было преподано искусственно и безжизненно? Область знаний безгранична, достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему»[8].
Воодушевление педагога и характер преподавания Закона Божия
«Особенно нам нужно всегда гореть духом при нашем высоком служении Богу и человечеству»[9]. У самого отца Иоанна уроки Закона Божия носили не столько сухой информативный, сколько пламенно-благодатный, перформативный характер. Основание к такому подходу в учительной деятельности Спасителя мы находим в Евангелии. Один из ключевых жанров проповеди Иисуса Христа – притчи. Они не столько информативны, как перформативны; они не описывают устройство Царства Божия, но побуждают здесь и сейчас откликнуться на призыв, воспламенеть желанием приобщиться к этому Царству.
Живое одухотворенное слово – основное средство преподавания
О силе слова отец Иоанн писал: «Человек, вы сами видите, в слове своем не умирает; он бессмертен в нем и по смерти говорит. Я умру, но и по смерти буду говорить. Сколько между людьми этого бессмертного слова, которое оставили по себе данным давно умершие и которое живет на устах иногда целого народа! Как живуче слово, даже человеческое! Тем более слово Божие: оно переживет все века и будет всегда живо и действенно»[10].
Подготовка к предстоящему уроку или занятию
Следует не только проверять свое собственное знание материала, который будет излагаться, но при этом не забывать и о «вопле» к Богу, чтобы Он взял на Себя руководство преподавательским процессом, помог отличить главное от маловажного, помог найти точные, правильные и доходчивые живые слова, чтобы озарил мысль и душу учителя ясным пониманием предлагаемой ученикам темы, новой и интересной для них.
Преподавать детям жизненно необходимые, душеполезные знания
Неправильно, если преподавание знаний становится самоцелью, главным смыслом и основной задачей в учебном процессе, а воспитанию, богослужению и молитвенно-трудовой деятельности уделяется мало внимания.
Область знаний безгранична, но область душеполезных знаний ограничена. «Из множества достаточно выбрать самое необходимое и привести это в стройную систему, сообразную с количеством других предметов, которые ученики должны изучать, и с качеством их преподавания. В противном случае мы будем разрушать труды один другого»[11]. Как это актуально звучит! Особенно сейчас, когда школьные программы катастрофически перегружены, а наши дети буквально задыхаются от объема домашних заданий общеобразовательных школ.
Величайшая тайна учительства
«На Законе Божием, – говорит отец Иоанн, – нужно вести себя благоговейно, кротко, смиренно, как в храме, пред Богом. Ты говоришь, а Сам Бог внутренне священнонаучает; в классе совершается тайна Божия обучения. Един есть Учитель ваш – Христос, – говорит Сам Господь (
Мф. 23: 8). Бог един учит человека разуму (ср.:
Пс. 93: 10) как Бог разумов (Ирмос 3-й песни канона Пятидесятницы, глас 4-й). Сам Бог священнонаучает. Вновь приходит мысль о сходстве, сродстве учительства с духовничеством, со старчеством! Педагог, детоводитель только посредник между Богом – Истинным Учителем – и учеником»[12]. Этот духовный принцип можно считать одним из основополагающих и отличительных в воспитательной системе кронштадтского пастыря.
Важно сообразовать жизнедеятельность и законоучительство со Христом и Церковью
Нет полноты жизни без Бога, а полноты богообщения и богопознания вне Церкви и благочестивой церковной жизни, в которой раскрывается благодатно личность наставника и ребенка, обретается их духовная близость и родство, поэтому в основе христианской педагогики лежит понимание того, что вне Церкви и церковной жизни достичь основной цели воспитания, как и цели самой жизни, невозможно. Достижение их тесно взаимосвязано и происходит не внешними, формальными способами, но подвижнической христианской жизнью человека, проникнутой духом Церкви, духом Православия, ибо воцерковление и означает одухотворение с последующим преображением жизни и природы человека силою и действием Святого Духа.
Всецелую и непоколебимую преданность Святой Церкви и ее уставам имел кронштадтский пастырь. «Братия, други! – говорил он. – Любите Церковь: в Церкви – ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестанным ключом из приснотекущего источника Духа Святого, ваш мир, ваше очищение, освящение, исцеление, просвещение, ваша сила, помощь, ваша слава, в ней все высочайшие вечные интересы человека»[13].
Сообразование своей жизни с Церковью должно происходить в процессе христианского воспитания и самовоспитания всю земную жизнь как приведение внутренней жизни души, а затем и всей жизни во всем в согласие и соответствие с жизнью Церкви. Для того же, кто признает живущим в Церкви Духа Божия, противление Церкви есть противление Духу Святому и желание солгать Ему (ср:
Деян. 5: 3).
«Для того и теперь стоит в мире Церковь святая со всеми ее учреждениями, для того Богослужение, таинства, обряды, для того посты, чтобы очищать и освящать чад Божиих, ради соединения с Оным всеблаженным Существом, в Троице славословимым Отцом, Сыном и Духом Святым»[14].
Можно провести сравнительную параллель, открывающую нам смысл и высокое назначение святой Матери-Церкви. Как в утробе родной матери у каждого из нас формировалось тело, зачиналась жизнь души, подобно этому в утробе Матери-Церкви (в лоно которой мы входим от купели Крещения), под ее благодатным водительством, в течение всей земной жизни должно идти наше воспитание и самовоспитание, некое «вызревание» души для будущей жизни – жизни вечной.
Воспитательное значение молитвы, богослужения и причащения
Богослужение отец Иоанн называл «сладостью и блаженством для сердца» и советовал никогда не преподавать его сухо, так как оно должно найти отклик в детских сердцах, «ибо наилучшее педагогическое воспитание доставляет именно Церковь своим чудным, небесным, проникающим до костей и мозгов богослужением»[15]. Ученики отца Иоанна вспоминают необычайно радостный духовный трепет, который охватывал всех от его благоговейных и восторженных слов: «В храме вы – пред лицом Божества!» На своих уроках по литургике он в первую очередь старался воспитать любовь к Церкви и к Божественной литургии, а о молитве говорил так: «Молитва – вода живая, душа ею утоляет жажду свою!»[16] Причащение детей отец Иоанн считал краеугольным камнем христианской педагогики, кульминацией благодатного единения со Христом и в духе Его любви со всеми людьми. «Чрез единый Дух Свой, живущий в Тайнах Тела и Крови, совершаемых во всех церквах мира, хочет Он соединить с Собою нас, отпадших через грех и покорность диаволу от соединения с Ним, и то, что во всех нас есть разъединяющего с Ним и между собою, отсечь и очистить да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (
Ин. 17: 21). Вот цель причащения!»[17]
Для отца Иоанна «Литургия – все на свете», поэтому, по его учению, таинство Евхаристии является альфой и омегой не только спасения отдельного человека, «благопоспешения живым, оставления грехов и упокоения со святыми, всем в вере, покаянии и уповании вечной жизни преставльшимся», но и благополучного существования всего мира. В каждом его слове, проповеди, его знаменитых дневниках – везде он все христианство сводит к одному знаменателю: Евхаристии, причем Евхаристию он считал «пробным оселком для многих христиан, на котором испытывается вера или неверие христиан»[18].
Деятельность отца Иоанна Кронштадтского на педагогическом поприще оказалась необычайно плодотворной, что неоднократно подчеркивалось его современниками и духовными детьми, среди которых были именитые люди, как император Александр III, адмирал Российского флота Макаров, церковные иерархи, выдающиеся ученые и множество будущих святых из числа священнослужителей, монашествующих и мирян, вошедших в Собор новомучеников и исповедников российских. Его пример призван вдохновлять и нас, ибо без вдохновения любое, даже самое благое, дело превращается в обузу.
В приветственном адресе от родителей и педагогов гимназии, поднесенном отцу Иоанну по случаю 25-летия его законоучительства в Кронштадтской гимназии, говорилось: «Не сухую схоластику ты детям преподавал, не мертвую формулу – тексты и изречения – ты им излагал, не заученных только на память уроков ты требовал от них; в светлых, восприимчивых душах ты сеял семена вечного и животворящего глагола Божия»[19].
Николай Васильевич Суровецкий, один из учеников отца Иоанна, вспоминает о его преподавании: «С первого же дня отец Иоанн внушил всем нам серьезное отношение к Закону Божию… Ясно и с сердечной убедительностью говорил он о важности для нас, детей, уроков Закона Божия для сохранения веры, чистоты сердца и влечения к молитве… и это осталось навсегда… Поучения батюшки дышали силой такой веры, что каждое его слово глубоко проникало в душу. Его наставления, полные отеческой любви, принимались сразу, с сердечной готовностью следовать им. И мы наставлялись в своих отношениях к родителям, к Церкви, к старшим лицам в добрых поступках. Вся детская жизнь освещалась батюшкой. Объяснения уроков были понятны и ясны. История еврейского народа показывает, что залог благоденствия всякого народа – это Богопочитание, уклоняясь от которого евреи терпели беды»[20].
Начало этой судьбоносной добродетели закладывается в раннем детстве, воспитывается до зрелости и совершенствуется всю жизнь, а основой ее служит пятая заповедь о безусловном почитании, а значит, предпочитании себе родителей, затем образа Божиего в другом и Самого Бога, в Троице прославляемого.
«Нужно было видеть, с каким воодушевлением, с какою удобопонятностью и ясностью отец Иоанн передавал нам свои познания христианского учения. Так и представляется глазам его доброе лицо с ясным, любящим взором, обращенным на нас. И во всю жизнь впечатление этого взгляда и этой любви не изгладится из нашей памяти»[21]. «Объясняя жизнь Христа Спасителя, Его заповеди и чудеса, отец Иоанн преисполнялся весь духовным подъемом; вдохновенным взором он смотрел на нас, слова его умиляли и несказанно трогали, согревали той теплотой, которой была полна его душа. Румянец оживления на лице его становился ярче. Пламенная вера, дышавшая в каждом его слове, и трепетная восторженность рассказа передавались нам. И такими недавними казались нам жизнь Спасителя, Его проповедь и общение с народом. Слезы выступали на глазах батюшки во время рассказа о крестных страданиях Спасителя. Грусть проникала и в наши сердца. Мы сидели потрясенные, притихшие. А когда учили это и рассказывали, мы глубоко, по-детски все это переживали»[22].
«Мое же детское общение с батюшкой Иоанном и встречи в юности моей, – вспоминает Н.В. Суровецкий, – дали столько светлого и незабываемого, что память о нем осталась у меня на всю жизнь»[23]. А все «бывшие ученики отца Иоанна, которых мне приходилось встречать на моем жизненном пути, были люди набожные и хорошие»[24].
***
В педагогических воззрениях отца Иоанна можно выделить пять важнейших факторов воспитания христианина, где Закон Божий является одним из этих средств:
- личный пример учителя, старших и всех окружающих ребенка;
- благодатная помощь от Бога по молитвам Церкви и участие в церковных таинствах;
- духовническое, родительское и педагогическое руководство воспитуемого в духе христианской любви;
- душеполезное обучение, прежде всего, Закону Божиему, а также общение, чтение, наставление от старших и более опытных;
- благотворная христианская среда, которую представляет церковная семья, церковная община, в том числе и детская; также важна книжная среда. В современных условиях очень важна положительная аудиовизуальная среда, верно питающая ум и сердце ребенка; требуется постоянная нравственная фильтрация того, что дети видят, слышат и запечатлевают. Душа ребенка через органы чувств буквально насыщается как губка всевозможными впечатлениями – духовными, словесными и образными, имеющими различное духовно-нравственное содержание, а значит и влияние, которое может быть благотворным или злотворным.
Да поможет Господь Бог и нам, по молитвам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, душеспасительно совершать дело духовно-нравственного воспитания и обучения подрастающего поколения детей, чтобы возрастали чада во славу Божию, на благо Церкви, родителям на утешение, на пользу людям и нашему Отечеству.
—
Примечания
- [1] Цит. по: Учащим и учащимся. М., 2013. С. 26.
- [2] Большаков Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1995. С. 72.
- [3] Там же.
- [4] Там же. С. 92.
- [5] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 2. № 878.
- [6] Большаков Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. С. 90.
- [7] Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей. Полное собрание сочинений (далее ПСС). Т. 3. СПб., 1994. С. 289.
- [8] Цит. по: Учащим и учащимся. М., 2011. С. 23.
- [9] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. № 283.
- [10] Там же. № 4.
- [11] Цит. по: Учащим и учащимся. М., 2011. С. 24.
- [12] Цит. по: Там же. С. 36.
- [13] ПСС. Т. 4–5. С. 396.
- [14] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. № 591.
- [15] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Творения. Дневник. М., 2012. Т. 3. С. 316.
- [16] Стрижев А.Н. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадтского // Школа православного воспитания. М., 1999. С. 231.
- [17] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. № 222.
- [18] Сергиев И.И., протоиерей. Путь к Богу. Т. 4. СПб., 1905. С. 259–260.
- [19] ПСС. Т. 3. С. 291.
- [20] Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский. М., 2011. С. 38.
- [21] Там же. С. 45–46.
- [22] Там же. С. 40.
- [23] Там же. С. 45.
- [24] Там же. С. 48.
Источник orthedu.ru