«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

В Евангельском чтении, которое является частью нагорной проповеди, Господь изрекает простую и широко известную этическую формулу, которая также называется «золотое правило морали». Это правило во времена Христа уже было хорошо известно как иудеям, так и язычникам. Иудейские мудрецы считали этот закон главным. Рабби Гиллель (основоположник фарисейства, живший на рубеже двух Заветов), согласно одной древней иудейской притче, сумел объяснить язычнику суть всей Торы, пока тот стоит на одной ноге, следующим образом: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись» [1]. В различных формах золотое правило изложили и многие античные философы, от Сократа до Сенеки. Далеко, на востоке тому же учил Конфуций, вся суть дхармы для индуиста та же: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому» [2].

Оказывается, мир еще задолго до Христа, даже там, до куда до сих пор не дошла спасительная проповедь, знал эту заповедь, пытался исполнять. Ведь это естественно, если я сегодня помогу другу, то завтра и он, помня мою доброту не сможет отказать. Это суть деловых отношений: услуга за услугу, баш на баш.

Далее Спаситель усовершенствует эту максиму, приносит в мир учение, которое ни один из бывших прежде законоучителей не дал, столь совершенного для спасения людей [3]. «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» [4]Вот он — Новый Завет!

Для многих христиан, не проникнувшихся духом Нового Завета, слова о любви к врагам звучат как нечто невозможное, некий недосягаемый идеал, исполнять веления которого можно даже не пытаться, «это уж слишком», это удел святых. Действительно, это «требования самые высокие, самые тяжелые» [5]Но, стараясь исполнить это веление Христа, мы дерзаем соделаться сынами Всевышнего, ведь «истинно слово всяко Владыки и Бога моего» [6], читаем мы перед Причащением и исповедуем, что если Христос обещал, то так оно и будет. Если вдуматься, соотнести тяжесть исполнения этой заповеди награде — усыновление Отцу Небесному, то становится радостно, легко. «Блудный, грешный и окаянный аз» [7], согрешивший «паче блудницы» [8], который «не достоин воззрети на высоту небесную от множества неправд» [9], «червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей» [10], давая, взамен не ожидая награды; простив оскорбивших меня, сделаюсь сыном Всевышнего! Насколько благ Господь!

Тут возникает вопрос: как же мне научиться любить врагов? «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко» [11], – писал праведный Иоанн Кронштадский. Только в Боге и через Него, с Его помощью мы сможем… всё. «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст» [12].  Кратчайший путь к человеку — через Бога. Существует  схема—аналогия: представьте себе окружность, точка его центра — это Бог, в контуре находится множество точек — это люди. Чем ближе находятся эти точки к центру, тем ближе они друг к другу. Приближение к Богу возможно в Церкви, в Таинстве Царства, Евхаристии, которая соделывает нас одной большой семьей. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» – провозгласил дьякон и мы запели древний Символ веры, после чего причастились Святых Христовых Тайн, сотворили вечерю любви, установленную Спасителем. О какой вражде может идти речь?

А если мой враг человек нецерковный?  Инструкция поведения на этот случай – житие мученицы Иустины и священномученика Киприана. 3 век, Антиохия (современная Турция), на престоле Римской империи Деций, восстановитель традиционного язычества, гонитель христианства. Святитель Димитрий Ростовский подробно и красочно передает эту интересную историю. Сильный маг, колдун, с детства посвященный демонскому культу, после многих лет обучения сатанинскому искусству волшебства вернулся в родной город. Там он «научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать морские волны, причинять вред садам, виноградниками и полям, насылать болезни и язвы на людей, и вообще научился пагубной мудрости и исполненной зла диавольской деятельности» [13]Более того, он сам свидетельствовал, что видел князя тьмы, говорил с ним и его старейшинами, и сатана полюбил его и хвалил перед всеми его разум. Этот подающий надежды противнику всякого добра молодой человек находит себе врага, юную христианку Иустину, после попытки околдовать ее, приворожить к воспылавшему к ней страстью язычнику. Ни один бес, посланный Киприаном к праведнице не смог ей навредить, повергаемый силой Честного Креста. Она усердно возносила молитвы к Богу, усилила подвиги и… Нечестивец после многих неудачных попыток совершить злодеяние понял, что настоящая сила только в правде, и Христос, действующий через Своих учеников столь же неизреченно велик, сколь и милостив. Киприан принес местному епископу все магические книги, которые были сожжены, и слезно просил о крещении, дерзновенно раскаявшись. Вскоре, видя благочестивую жизнь обратившегося волхва, его постригли во чтеца, иподиакона, диакона, иерея и, наконец, в епископа. Святитель Киприан и праведная Иустина сподобились мученического венца, засвидетельствовав свое чаяние Божьего Царства кровью. За отказ в исповедании имперского культа они были приговорены к смертной казни и радостно отошли ко Господу, Который их прославил. И вот, мы, христиане, спустя 18 веков, ставим в пример отношения к врагам золотой пример мученицы Иустины.

Итак, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» [14], думаю, каждый желает, чтобы за него молились. Так давайте и мы будем просить Господа друг за друга и за наших врагов, дабы соделаться сынами Всевышнего и единодушно воспевать Его вкупе со святыми Киприаном и Иустиной!

Аминь!

 

 ***

[1] Вавилонский Талмуд, Мишна, Шаббат 31а

[2] Махабхарата. Книга пятая. Удьйога-парва (книга о старании)

[3] Клеопа (Илие), архим. Проповедь в неделю 19 по Пятидесятнице

[5]          Лука (Войно-Ясенецкий) свят. Проповедь в неделю 19 по Пятидесятнице.

[6]       Молитвы ко св. причащению

[7]          Молитвы ко св. Причащению

[8]          Молитвы ко св. Причащению

[9]          Молитва по 4 кафизме

[10]        Пс 21:7

[11]        Кронштадский Иоанн, прот. Проповедь в неделю 19 по Пятидесятнице

[12]       Ин. 16:23

[13]        Дмитрий (Ростовский) свят. Четьи-минеи, сентябрь

[14]        Лк 6:31

 

Воспитанник Калужской духовной семинарии Владимир Белоножко