“Калужская духовная семинария: формирование и развитие традиций духовного образования”

Отмечаемый в 2016 г. 240-летний юбилей Калужской Духовной семинарии призван повысить интерес общества к истории духовного образования в России вообще, и к Калужской Духовной семинарии в частности.

Необходимо отметить, что до настоящего времени полного, систематизированного и всестороннего научного исследования по истории КДС нет, хотя публикации на эту тему появляются регулярно. Учитывая формат статей, эти публикации не могут быть всесторонними и часто страдают искажениями и предвзятыми интерпретациями исторических фактов. Представленный доклад, по понятным причинам также не может претендовать на всесторонность и систематизированность. Задачей доклада является показ развития духовного образования в России на примере КДС, в его историческом аспекте. Основное внимание предполагается уделить новому выявленному историческому материалу.

Калужская Духовная семинария является старейшим регулярным учебным заведением в Калуге. Решение о его открытии было принято во время визита императрицы Екатерины II  в Калугу, в 1775 г. Первоначально, в период своего формирования, семинария располагалась в каменном доме на Жировке, в довольно стесненных условиях. По решению митрополита Московского Платона ( Левшина) семинария была переведена в Калужский Свято-Лаврентьев монастырь, где она получила более благоприятные условия для своего становления и развития. Тогда же, а именно в 1776 году, состоялось и торжественное открытие семинарии, которое возглавил митрополит Московский Платон.

По духовному регламенту 1721 г. общее управление духовными школами вменялось правящим епархиальным архиереям. Во главе семинарий стояли ректоры и их помощники. Однако в этот период Русская церковь испытывала острый дефицит управленческих кадров в духовном образовании и, зачастую, возглавлять семинарию, или как тогда говорилось «смотрение за семинарией» поручалось архимандриту монастыря, в котором обычно семинария и располагалась. Калужская духовная школа в этом плане не выходила за рамки общих тенденций. В первые годы функционирования семинарии руководство учебным процессом осуществлял сам митрополит Платон, а смотрение за семинарией поручалось настоятелю Свято-Лаврентьева монастыря, в период нахождения семинарии в монастыре нам известны имена 2 смотрителей, архимандритов Никодима и Феофана. Об этом этапе функционирования семинарии нам известно немного.

Новый уровень развития Калужской духовной школы начался в 1799 г., после образования 16 октября  самостоятельной Калужской епархии. Важнейшей задачей, после организации самого епархиального управления, явилось укрепление духовного образования

Огромная заслуга в преобразованиях, связанных с Калужской семинарией, принадлежала епископу Феофилакту (Русанову), что подчеркивалось как его современниками, так и духовенством в конце ХIХ – начале ХХ века. В речи, которая была произнесена на торжественном собрании по поводу 100-летия Калужской епархии, в очередной раз говорилось об этом: «…Первый преосвященный епископ Феофилакт немедленно по вступлении на Калужскую кафедру преобразовал семинарию, учрежденную митрополитом Платоном, и избавил наше духовенство от необходимости отправлять детей на Перерву или в Лавру». В начале января 1800 г.епископ Феофилакт прибывает в Калугу и сразу активно включается в решение стоящих задач. Одна из них состояла в улучшении условий преподавания и жизни для учащих и учащихся. Для решения этой задачи было необходим перевод семинарии, существовавшей в стесненных условиях Свято-Лаврентьева монастыря, в более просторные и приспособленные для духовного учебно-воспитательного процесса помещения. Благодаря активности и настойчивости правящего архиерея было принято решение о передаче семинарии здания, являвшегося частью единого архитектурного ансамбля Присутственных мест.

Сохранились документы, по которым передаваемые для семинарии помещения принял исполняющий обязанности префекта семинарии С.И.Лавров, а ремонтно-строительные работы с целью приспособления переданных помещений под семинарию производились под надзором префекта семинарии священника Платонова. Были проведены большие работы по приспособлению помещений к особенностям жизни семинарии. Планировалось еще больше.

Кроме перевода семинарии из Свято-Лаврентьевого монастыря в Присутственные места, которое значительно улучшило условия для учебно-воспитательного процесса, епископом Феофилактом было много сделано для повышения качества обучения. В исторической записке на эту тему сказано следующее: «1800 г. Калужская духовная семинария распространена: в ней начали преподавать науки философские и богословские, риторику и поэзию, начали учить … математике, греческому, немецкому и французскому языкам, для которых (наук и языков) из прежней семинарии отправлялись или в Московскую академию, или в Троицкую и Перервинскую семинарию. Содержание Калужской семинарии увеличено до 6000 рублей». Выводы по этому поводу делались следующие: «Одновременно, с устроением здания для семинарии, начал устанавливаться строй  внутренней ея жизни в учебно-воспитательном и административном отношениях».

В этот период в Калужской семинарии числились студенты и ученики (по состоянию на конец года):

1801 год

в классе философии – 44,

в риторике – 105,

в высшем грамматическом классе – 101,

в низшем грамматическом классе – 100,

в русской школе и низшей информатории – 102,

во всей семинарии – 452.

В отчете за 1803 год есть изменения: появляется группа студентов богословия – 20 человек, философии – 31, риторики – 81, синтаксического класса – 84, высшей информатории – 62, низшей информатории – 82, в русском классе – 65, всего в семинарии – 428 обучающихся.

Статистика за несколько лет дает следующие данные по общему числу обучающихся:

Год                                                      Начало года                     Конец года

(1801 г.),                                       523                                       452

(1803 г.),                                       461                                428

(1807 г.).                                       490                                433

Возраст обучающихся в КС в 1801 году отмечается от 8 лет самому младшему – до 26 лет самому старшему. Например: 26 лет – 1, 24 года – 1, 23 года – 1, 22 года – 17, 21 год – 18, 20 лет – 24, 19 лет – 22, 18 лет – 20, 17 лет – 26, 16 лет – 42, 15 лет – 66, 14 лет – 35, 13 лет – 57, 12 лет – 79, 11 лет – 72, 10 лет – 35, 9 лет – 5, 8 лет – 1.

В основном это были дети представителей духовного сословия Калужской епархии, только «Николай Яковлев Сорокин бывшаго калужской семинарии истопника Якова Сергеева сын». В ведомости студентов КС за 1801 год первым назван следующий выпускник:

«1. Петр Иларионов Соколов –… Тарусского уезда, с. Оболенского, церкви Николая Чудотворца, бывшего диакона Илариона Исаева сын. 21 год. Обучался с 1792 г.

Грамматике, арифметике, географии, истории, риторике, философии, богословии, греческому, еврейскому, немецкому языкам очень хорошего учения, отлично успевает. Состояния честного. Выбыл к Калужскому Троицкому собору во священника.»

Если провести анализ записи, можно представить образ  выпускника Калужской семинарии начала XIX в. Это представитель  духовного сословия Калужской епархии, в возрасте 12 лет поступивший в семинарию, в течении 9 лет проходивший там обучение, переходя из класса в класс, после окончания рукоположенный в священнослужителя для прохождения служения в Калужской епархии.

Интересен и состав преподавателей семинарии в 1801 г.. Префектом и учителем философии являлся соборный иеромонах Вениамин – Московской епархии, Звенигородской округи, с. Веземского, церкви Успения Богородицы, дьячка Петра Васильева сын;

учителем риторики и географии Иван Мироносицкий – г. Калуги, церкви Жен Мироносиц пономаря Лаврентия Иванова сын (он же носил звание экзаменатора):

высшего грамматического класса и истории учителем иеромонах Самуил – г. Калуги, церкви Богоявления Господня, бывшего дьячка Ивана Климова сын;

низшего грамматического класса и арифметики учителем Федор Платонов – Жиздринской округи, с. Печек, церкви вмч. Георгия умершего пономаря Ивана Николаева сын;

русской школы и низшей информатории учителем Петр Яхонтов – Перемышльского уезда, с. Куравского, церкви Знамения Богородицы, умершего дьячка Василия Петрова сын; греческого класса учителем Василий крылов – Перемышльского уезда, с. Тырнова, церкви Казанской Божией Матери, священника Андрея Петрова сын.

Из данного списка видно, что и преподавательская корпорация формировалась из представителей духовного сословия, часто из низших классов.

Большое внимание уделялось укомплектованию библиотеки. Полный каталог библиотеки, которая была в семинарии, когда она размещалась в Лаврентьевском монастыре, не сохранился. В основном она укомплектовывалась учебниками. В новом здании семинарии в 1805 году была составлена опись книг библиотеки. Общее число названий  –  675.Были среди них прописи французские, таблицы для спряжений на немецком и латинском языках, прописи расположения по правилам руководства к чистописанию (1782 г., СПб), руководство к чистописанию (1785 г.), Новая азбука для научения чистому письму двух почерков (1781 г., Москва), Правила для учащихся (1786 г.), Российский букварь (1784 г., СПб), Российская азбука (СПб), Первоначальные латинские слова с российским переводом, Лексика Российская и французская и другие издания на разных языках. Библиотека постоянно пополнялась в результате приобритений и дарений жертвователей В дальнейшем эта традиция особого внимания к фондам библиотеки привели к тому, что в ходе проверок КС в разные годы (вплоть до 1917 г.) отмечалась «громадная ценность библиотеки».

Число учащихся в семинарии и требования к организации их обучения привели к тому, что в 1808 году «по предложению Господина тайного советника Синодального обер-прокурора и кавалера князя Александра Николаевича Голицына» КДС по Указу Его Императорского Величества был отдан старый губернаторский дом со всеми строениями.

В 1811 году в здании семинарии была устроена церковь во имя Иоанна Богослова. Возникновением своим она также была обязана еп. Феофилакту (Русанову). Троицкий собор в начале века находился в ветхом состоянии и еп. Феофилакт предложил его разобрать, а материалы, иконостас и утварь отдать на устройство теплой церкви в Семинарском корпусе. Сохранилось письмо епископа в Святейший Синод, в котором он писал следующее: «От сего для общества польза последует такова: когда теплая церковь при Семинарии устроится, тогда в зимнее время кафедрального собора священно церковнослужители могут в ней отправлять священнослужения, а начальствующие Семинарии и учители обязаны будут изъяснять в воскресные дни для пользы учащихся в Семинарии и посторонних лиц Катехизис и Священное Писание, а студенты богословия говорить проповеди». 28 января 1808 года Св. Синод разрешил осуществить замысел еп. Феофилакта, а в 1811 году церковь была уже готова. До 1852 года в ней зимой совершали богослужения Калужские архиереи, так как до того времени Троицкий собор был не отапливаемым. Ко времени построения церкви (1811 год) учащихся в Семинарии было уже до 900 человек. Преподавателей в семинарии было 9 человек.

После перевода епископа Феофилакта с Калужской кафедры, новоназначенный  преосвященный Евлампий (Введенский) продолжает традицию первостепенно уделять внимание епархиальному духовному образованию, в 1811 г. он обратился в Священный Синод по поводу проведения необходимых работ в семинарии. По рапорту Преосвященного был издан Указ Святейшего Синода от 31 июля 1811 года о предоставлении плана и сметы о построении и починке, которые необходимы в будущем 1812 году. По журналу Святейшего Синода от сентября 13 дня 1811 года за № 568 можно проследить рассмотрение вопроса об удовлетворении прошения епископа Евлампия на основании представленного плана и сметы работ . При, еп. Евлампии (Введенском) было открыто и семинарское общежитие, но к 1809 году в нем проживало лишь 20 человек, остальные проживали на частных квартирах.

Отечественная война 1812 года помешала реализации многих планов по улучшению условий КДС. Калуга оказалась в прифронтовой зоне. В это время калужская губерния, да и Калуга, «по словам современников, представляла огромный воинский стан, где беспрерывно происходил сбор и движение войск… За короткий срок было составлено ополчение в 15000 человек, между которыми находилось много воспитанников местной духовной семинарии».  18 августа 1812 года правящий епископ Евлампий писал: «За долг почел я донести до сведения Вашего сиятельства, что по получении первого воззвания Государя Императора на защищение церкви и Отечества … Господин здешний Гражданский Губернатор отнесся ко мне, и я по сношению с ним, Господином Губернатором, сделал в назначенный Воскресный день Соборное служение и молебствие, и к публике поучение, что принято утешительно и одобрительно». В этом же обращении к князю Александру Голицыну епископ Евлампий «испрашивает разрешение на увольнение до 50-ти воспитанников семинарии для письмоводства при командирах временного при губернии сей ополчения».

Отдельным вопросом истории Калужской семинарии этого периода является эвакуация семинарии из Калуги. По некоторым публикациям  в 1812 г. была осуществлена эвакуация семинарии в Орел. Некоторое время это утверждение перепечатывалось без критического анализа. Однако, в настоящее время, крупнейший специалист по войне 1812 г. Бессонов В.А. утверждает, что имеющийся на сегодняшний день материал позволяет высказать предположение, что такого перевода в 1812 г. не было.
С приближением театра военных действий к Калужской губернии губернские власти приняли меры по закрытию присутственных мест и эвакуации имущества. В сборнике В.И. Ассонова есть сведения о готовящихся для эвакуации барках. Там есть упоминание о 5 барках для духовного начальства, Преосвященного, консистории и семинарии ( Сборник документов. С.1). Из контекста документа следует, что речь идет об имуществе, а не об учениках. Мы знаем из многих документов, что в здании семинарии находился госпиталь где, кроме русских воинов, размещались военнопленные французской армии. Следовательно, в семинарии занятий в разгар войны не велось, а имущество планировалось вывезти в безопасное место. Таким образом, можно предположить, что при общем закрытии присутствий была закрыта и семинария, а ее ученики распущены по домам. Этот вывод, косвенным образом, подтверждает документ, опубликованный Ассоновым, Лихвинскому духовному правлению о вызове семинаристов для определения в ополчение писцами ( Сборник документов. С.108). Т.е. этих 50 человек брали не из семинарии, а вызывали с мест их проживания! Вопрос эвакуации имущества семинарии остается открытым, но мы точно знаем, что в мае-июле 1813 г., когда решался вопрос о поиске, вступивших самовольно в Московский казачий полк Момонова 4 семинаристов, в Калуге уже работала и Консистория и Семинарское правление (ГАКО, ф.32, оп.19, д.804). Т.е. семинария. как учреждение, в 1813 г. уже функционировала.

Потрясения Отечественной войны не привели к снижению качества учебно-воспитательного процесса в семинарии. Основной проблемой была перенаселенность семинарии. Для улучшения условий обучения решено начать процесс отделения от семинарии низших классов и образования из них духовного училища. Сам процесс отделения  начался еще в 1810 году, когда еп. Евлампий (Введенский) отправил комиссию по монастырям епархии — с целью выяснить, где возможно разместить Духовное Училище, которые разгрузили бы Семинарию. Комиссия, посетив Пафнутьев-Боровский монастырь, Лихвинский, Покровскй-Добрый, Мещовский Георгиевский для устроения училища избрала первый. А после Пасхи 1810 года оно было открыто. Преподавать в нем должны были городские клирики, причем плату (200руб) получал только префект, остальные же должны были исполнять свои обязанности «без жалования, а награда за сие ожидать от высшего духовного начальства епархии». Eп. Евгением в 1814 году было также начат процесс образования калужского духовного училища. С этой целью за 71 000 руб. был куплен дом Билибина, переделка которого длилась до 1840 года, переселение же училища в новое здание длилось еще пять лет.

В 1815 г. проверка семинарий Московского округа, куда входили Рязанская, Калужская, Вологодская и Тульская семинарии, показала в 1815 году высокий уровень работы КДС. Проверкой предусматривался анализ по части учебной, нравственной, экономической, по части управления. По части учебной отмечалось не только то, что предметы пройдены надлежащим образом, но и в представлении значилось, что «учащиеся, занимались прохождением своей должности с надлежащим рвением и успехом». По части нравственной «правила, предписанные семинарским Уставом, исполнялись в точности, как со стороны инспектора, так и со стороны учащихся».  Состояние семинарии в более поздний период отражается в документах ее проверок. По результатам «обозрения КС по определению Святейшего Синода  от 17/31 декабря 1843 года предписано было КС Правлению чрез Московское академическое Правление представить соображения об исправлении замеченной ветхости» ретирад в семинарском корпусе и больнице. Никаких нареканий по поводу организации обучения не отмечается. Более того, когда проводилась эта проверка «по случаю перемещения Ректора Тульской семинарии Архимандрита Никона Ректором КС предписано было … донесть о состоянии, в каком найдена им будет сия семинария».  Отчет сохранился по учебной, нравственной, экономической части. «Учебные предметы преподаны Наставниками Семинарии ученикам … сообразно конспектам, данным от Академического правления и расписанием, утвержденным СС… Испытания производились в положенное Уставом время не опустительно. После внутренних испытаний составлялись разрядные списки учеников по их успехам во всех учебных предметах и особенно по поведению их…». «Надзор за нравственностью учеников наблюдаем был установленными средствами». Проверка по экономической части показала не только то, что «суммы, состоящие в ведении Правления Семинарии, хранятся в Калужском Уездном Казначействе, в положенное время свидетельствуется целостность их», но и заботу о бедных учениках. «Для полнокоштных учеников построены суконные сюртуки, нанковые сюртуки и брюки, фризовые капоты вместо суконных жилетов с рукавами, рубашки…» Вывод проверки заключался в том, что «все дела Семинарского Правления состоят в целости и порядке. Но 2 ретирады при корпусе и 1 при семинарской больнице ветхи, а положение их самое неуместное и даже вредное для корпуса, флигеля и больницы».В очередной раз обращено внимание на семинарскую библиотеку, которая не только значительно пополнена, но и «приведена в классификацию, определенную Уставом Семинарии».

Проверка семинарии в 1869 году не выявила никаких нарушений, более того по результатам рапорта в СС старшего советника Ненарокова, производившего проверку КДС, «против  отзыва о ректоре означенной семинарии архимандрите Асинкрите» было написано о награждении его. В 1876 году было сделано все возможное для устройства удобного помещения для фундаментальной библиотеки и улучшения вентиляции в спальнях воспитанников. Это было выполнением Указа СС от 16 июня 1875 г. за № 1635 по поводу отчета члена-ревизора Учебного комитета при СС, надворного советника Миропольского о произведенной им в 1874 г. ревизии.

В 1900 году была введена новая форма, о чем было объявлено Правлением КДС епархиальному духовенству. Форма являлась обязательной для всех воспитанников. Предусматривалась одежда для праздничных и будних дней. Форменная праздничная одежда должна была выглядеть следующим образом: черный суконный сюртук двубортный с белыми гладкими, металлическими пуговицами в два ряда, по шесть в ряду, с воротником стоячим темно-синего бархата ( или манчестера ), обшлага, четыре пуговицы сзади, борт без канта, брюки черного сукна без канта. Для будней нужны были простая куртка и брюки темно-серого сукна с форменным поясом и буквами КДС на бляхе. В качестве верхней одежды предписывалось форменное пальто со штрипками из черного драпа или сукна, с белыми пуговицами, как на сюртуке и петлицами из темно-синего бархата. Форменная фуражка изготавливалась из черного сукна с двумя синими кантами, околышем из темно-синего бархата и буквами КДС в белом веночке.

Ошибочно мнение, что учебные заведения духовного ведомства растили недалеких, мало культурных  выпускников, а программы этих училищ и семинарий были примитивными. Обучение  в КДС готовило настоящих пастырей, способных служить в храмах и помогать своим прихожанам в совершенствовании нравственной и духовной жизни.

Пятый и шестой классы семинарии отличались особенно большой нагрузкой. В пятом классе изучались: изъяснения Священного Писания, общая церковная история, история русской церкви, введение в православное богословие, богословие догматическое, нравственное, обличительное, учение о русском расколе, практическое руководство для пастырей, гомилетика, литургика, библейская история, русская словесность, история русской литературы, всеобщая гражданская история, русская гражданская история, алгебра, геометрия, пасхалия, физика, логика, психология, начальные основания и история философии, дидактика, греческий, латинский, немецкий, французский языки, церковное пение, письменные упражнения и медицина.

В программе шестого класса были следующие предметы: Священное Писание, догматическое и нравственное богословие, церковная история, практическое руководство для пастырей, гомилетика, обличение раскола, обличительное богословие, дидактика, церковное пение, медицина. Важное значение для Иоанна Мещерского играло овладение дидактикой, ведь он не был женат, поэтому ему предстояло стать учителем. Дидактика содержала понятие о педагогике, разделение педагогики, теорию педагогики, школьную гигиену, дидактику и методологию, училищеведение, историю педагогики, экспериментальную педагогику, общую дидактику, общее воззрение на ученика, психологию, понятие о нервной системе, сознании и внимании,  нравственных качествах учителя, воспитывающее обучение, принципы обучения, формы обучения, методы обучения.

Тем не менее деятельность по улучшению условий обучения и работы учащихся и преподавателей КДС постоянно продолжалась

В 1890, 1891 и 1893 гг. были проведены серьезные  проверки семинарии с анализом состояния помещений и медико-санитарных условий семинарии  В 1895 г. был проведен капитальный ремонт семинарии . Ремонт был оценен как значительный, затрагивал не только учебные помещения, но и семинарский храм. В преображенном виде КДС предстала перед настоятелем Андреевского собора г. Кронштадта протоиереем Иоанном Кронштадским, при посещении его семинарии 15 мая 1895 г.

Тектонические социальные сдвиги в России после отмены крепостного права и начала бурного промышленного развития привели к значительной активизации населения страны, в том числе и в части протестных настроений. Не обошли эти настроения и семинарию. Требовался пересмотр многих устоявшихся положений внутреннего распорядка и воспитательной работы. Руководство семинарии и преподавательская корпорация не всегда успевали за стремительно меняющимися настроениями в семинарском обществе. Революционные группы также обращали внимание на семинарию, как на крупное учебное заведение в Калуге. Совокупность целого ряда факторов привели к семинарским мартовским беспорядкам 1901 г. Придание этим беспорядкам революционного значения несколько преувеличено. Беспорядки заключались в неподчинении распорядку дня, самочинных собраниях, несколькими разбитыми окнами и пронос на территорию листовок революционного характера. Тем не менее, так как это произошло в семинарии, бунт явился основанием для приезда специальной комиссии Святейшего Синода. В результате были произведены значительные административные перестановки, практически все руководство семинарии было заменено.

Вследствии стараний нового руководства значительно была оживлена  внутренняя внеурочная культурно-воспитательная деятельность.  Для учеников предусматривался отдых, культурный досуг. Во внеучебное время организовывались концерты силами самих учащихся с учетом возраста, интересов и пользы для общего развития. Дети декламировали перед товарищами  басни  и стихотворения по заранее утвержденной программе. Например, ученики первого класса развлекали друг друга выразительным исполнением произведений Н.А.Крылова: « Ворона и лисица «, « Квартет «, « Демьянова уха «. Басни читались в лицах, одну басню обыгрывали несколько чтецов. Такие вечера стали традиционными. На литературно-музыкальных вечерах с большой программой или на праздничных встречах присутствовали почетные уважаемые гости: Его Преосвященство, Преосвященнейший Вениамин, инспектор семинарии, даже начальствующие лица женского епархиального училища и др. Старшим ученикам предлагались не только подобные программы, для них приглашались серьезные исполнители. Многие программы подобных концертов сохранились до сегодняшнего дня. По ним можно восстановить, что предлагалось учащейся молодежи духовного звания в той или иной программе.

В этот период на первое место выходила значительная проблема – обеспечение КДС общежитием для всех обучающихся. С самого начала использования приспособленного здания для семинарии периодически вставал этот вопрос, и к нему возвращались на разном уровне. В семинарском общежитии жил незначительный процент учащихся, остальные снимали квартиры. Некогда спокойный,  размеренный и традиционный социальный климат Калуги стал меняться и, во многом переставал быть благоприятным окружением для семинаристов. Обращение ректора КДС архимандрита Никодима (Кононова) по поводу необходимости решения вопроса семинарского общежития  получило следующую резолюцию Его Преосвященства Преосвященного Вениамина (Муратовского), епископа Калужского и Боровского: «Предлагаю Правлению семинарии обсудить не настало ли время устроить общежитие, по возможности, для всех воспитанников, живущих на квартирах». Предлагалось создать специальную комиссию из преподавателей и опытнейших протоиереев с тем, чтобы была рассмотрена возможность надстройки основного здания и использования подвальных помещений.25 ноября 1906 года по результатам обследований здания, анализа его состояния были составлены протоколы. «Оказалось, что произвести надстройку на все здание, невозможно, на том основании, что излишняя нагрузка на нем была бы черезчур обременительна для слабого бута, сложенного на растворе». Помимо этого указывалось, что «во время носки дров служители для удобства раскрывают настеж тамбурные двери, снимая их с пружин, и наружный холодный воздух врывается во внутренние помещения, возбуждая страшные сквозняки и охлаждая все коридоры». «Комитет нашел, что необходимо найти помещения для спален, …устроить вентиляцию в здании семинарии, …устроить подъемную машину для дров или устроить склад для них в подвальном помещении»

В ноябре 1908 года КДС посетил с проверкой член-ревизор Учебного Комитета при Святейшем Синоде Фотий Белявский. Его отчет содержал обзор не только здания, но и условий в целом: «…Состояние зданий усугубляется побочными обстоятельствами. Семинарский двор мал, обыкновенно больше, чем наполовину заставлен дровами…, вследствие этого местом для прогулок учеников никак служить не может. К семинарии примыкает площадь около присутственных мест и городской сад, где летом устраиваются общественные гулянья, а зимою каток, – все места, которые не могут быть удобны для прогулок на свежем воздухе…Больница хотя и просторна, но не имеет заразного отделения…  Здания семинарии чрезвычайно невыгодны и с экономической стороны».

В связи с вышеназванными трудностями возникла идея кардинального решения стоящей задачи. Было предложено вынести семинарию на окраину Калуги в специально построенное для нее здание , которое бы обеспечивало и учебно-воспитательный процесс, общежитие для семинаристов, квартиры для преподавателей и определенную изоляцию семинаристов от негативных социальных процессов развивавшихся в России в целом ив Калуге в частности.

О состоянии КДС и предложениям по улучшению условий в ней говорит обнаруженный рапорт от 14 июня 1911 года в Хозяйственное Управление при Святейшем Синоде члена Технико-Строительного Комитета, Академика Архитектуры М. Преображенского. Средства на этот проект планировалось получить за счет продажи старого корпуса семинарии и всего земельного участка Калужскому железнодорожному управлению. За это предполагалось выручить 300 000 рублей. Камнем преткновения в переговорах о продаже послужили 2  церкви, располагающиеся в семинарском корпусе и старое здание архиерейского дома, которые епархия не могла оставить. А так как, по предварительным расчетам  архитектора М. Преображенского и семинарского руководства, на реализацию намеченных планов, даже при учете бесплатного предоставления земельного участка, потребовалось бы не менее 400 000 рублей, планируемая продажа не покрыла бы стоимость проекта. Тем не менее, деятельность в этом направлении продолжалась. Для строительства нового семинарского комплекса были осмотрены различные участки. Одним из вариантов была земля, принадлежащая городу, «по направлению к Лаврентьевскому монастырю – летней резиденции местного Преосвященного». Земля не имела построек, использовалась под огороды. Но наиболее серьезно рассматривались 2 участка. Одним из них академик Преображенский называл район Городецкого оврага и Яченки. Земля принадлежала церкви Жен-Мироносиц. Как оказалось, этот участок был арендован крестьянином Мещевского уезда Иванов Корнушовым. Аренда была оформлена на 12 лет, нотариальный договор давал право пользования землей под кирпичный завод до 1 июля 1919 года.В своих предложениях Преображенский указывает и второй участок: «Другое место – так называемый Успенский погост район к северу от Загородного парка), по словесному сообщению настоятеля Успенской церкви священника С. Беляева  ректору семинарии протоиерею Алексею Преображенскому, имеет площадь в 1 десятину  400 саженей … « Площадь этой территории была найдена недостаточной, «слишком малой для помещения … всех семинарских зданий, вследствие чего потребовалось бы приобрести соседние частновладельческие усадьбы и, вероятно, за очень дорогую цену».

Планам кардинального переустройства семинарии не суждено было сбыться. Экономический кризис, поразивший Россию в начале XX в., русско-японская война, революция 1905 г., первая мировая война откладывали их реализацию на более позднее, как казалось, более спокойное и благополучное время.

Революционный 1917 года стали катастрофой для духовного образования в России, калужская духовная семинария не явилась исключением. Начало 1917 г. , т.е. второе полугодие 1916-1917 учебного года прошло по заведенному порядку. Но уже начало занятий в 1917-18 учебном году постоянно откладывалось, появлялись объявления о начале занятий с 4 сентября по 1 ноября 1917 года. Вскоре в местной печати появились конспекты для домашних занятий учеников Калужской семинарии с 1 по 6 классы. В Калужском церковно-общественном вестнике вскоре появилось следующее объявление: «В следствии занятия здания Калужской духовной семинарии воинскими частями, учебные занятия в семинарии открыться своевременно, т.е. 9 января 1918 г., не могут. О времени открытия учебных занятий последует особое извещение» По декрету от 2 декабря 1917 года о переходе духовно-учебных заведений в ведение бывшего министерства народного просвещения все семинарии, в том числе и КДС, были закрыты, а их имущество передано Наркомпросу.

Тем не менее, особое извещение об «открытии учебных занятий» все же появилось. Правда, через 75 лет. В 1992 году, стараниями архиепископа Климента (Капалина) в Калуге было открыто Духовное училище. В 1996 году училище преобразовано в семинарию. Разорванная историческая нить была восстановлена, начался новый этап развития духовного образования в России.