Калужская духовная семинария: интервью проректора по учебной работе

Интервью проректора Калужской духовной семинарии по учебной работе, кандидата богословия, доцента, настоятеля Архиерейского подворья – храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана Римских в г. Калуге протоиерея Сергия Третьякова о высшем духовном учебном заведении Калужской митрополии журналу «Православный христианин» 1 июня 2020 года.

1. Калужская духовная семинария имеет богатую историю (в этом году с момента ее первого открытия 245 лет), можете ли назвать особенные исторические даты в жизни семинарии?

Калужская духовная семинария – старейшее учебное заведение на Калужской земле. Она была учреждена в 1775 году во время посещения Калуги императрицей Екатериной II в сопровождении архиепископа, позже митрополита Платона (Левшина) – покровителя церковной науки. Собственно, открытие её как училища состоялось в 1776 году в Свято-Лаврентьевом монастыре Калуги. Конечно, за весь период существования Семинарии происходило множество событий, которые могли бы стать объектом для серьезного научного исторического исследования. Я бы выделил основные моменты. В 1800 году Семинария из Лаврентьева монастыря была переведена в здание возле Троицкого собора, в котором до 1880 года помещался и архиерейский дом. В 1811 году там же была устроена церковь во имя Иоанна Богослова. Во время войны 1812 года, Семинария была эвакуирована в Орел, а в ее здании размещался военный лазарет. По декрету от 2 декабря 1917 года о переходе духовно-учебных заведений в ведение бывшего министерства народного просвещения все семинарии, в том числе и КДС, были закрыты, а их имущество передано Наркомпросу. В 1992 году стараниями архиепископа Климента в Калуге было открыто Духовное училище. Преподавательский состав был сформирован из духовенства епархии. Программа обучения составлена по образцу Московских духовных школ с некоторым упрощением, курс обучения — 3 года. В 1996 году училище было преобразовано в семинарию, срок обучения был увеличен до 4-х лет. Учебные программы по содержанию уже вполне отражали курс Московской духовной семинарии. В 2000 году в связи с проводимой в Церкви реформой духовного образования был осуществлен переход к 5 летнему курсу обучения по программам специалитета. Особой датой в недавней истории Семинарии стало 1 ноября 2019 года, когда Семинария получила государственную аккредитацию бакалаврской программы по направлению «Теология». И теперь выпускники смогут получать дипломы о высшем образовании не только церковного, но и государственного образца.

2. По каким направлениям ведется современное обучение студентов?

Современное обучение ведется по двум направлениям: имеющему государственную аккредитацию 48.03.01 Теология (бакалавриат) и церковному образовательному стандарту «Программа подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций» (бакалавриат). Время обучения по обоим направлениям на очном отделении – 4 года, на заочном – 4,5 года. Кроме этого существует так называемый Пропедевтический (подготовительный курс), на котором студенты обучаются в течении одного года.

3. Какие образовательные технологии применяются в реализации духовного развития обучающихся?

Целью основной профессиональной образовательной программы является обеспечение реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по данному направлению подготовки и на этой основе развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных), общепрофессиональных и профессиональных компетенций, что позволит им успешно справиться с социальной и профессиональной адаптацией, взаимодействовать в сфере государственно-конфессиональных, межконфессиональных и общественных отношений, реализовывать практические аспекты жизни конфессии и соответствующую ей социальную активность, вступать в межкультурное взаимодействие, решать организационно-управленческие, научно-исследовательские задачи в сфере своей профессиональной деятельности. Для формирования указанных компетенций помогают образовательные технологии личностно-ориентированного обучения, где особую роль играют курсовые наставники (тьюторы), а также технологии проблемного обучения и профессионально-ориентированного обучения. Преимущества этих технологий состоят не только в усилении роли и удельного веса самостоятельной работы обучающихся, но и в нацеленности данных технологий на развитие творческого потенциала личности. Активно используются технологии интерактивного обучения. Наличие компьютерного и медиа-оборудования позволяет проводить лекции и семинарские занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий, показывать видеопрезентации. Для проведения музыкальных занятий имеется хоровой класс с необходимым для занятий оборудованием.

Для реализации образовательной программы имеется компьютерный класс, который насчитывает 18 компьютеров, объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет. Для проведения научных конференций и мероприятий культурно-просветительского характера Семинария располагает актовым залом на 110 посадочных мест. Актовый зал оборудован современной звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийным проектором с настенным экраном. Суммируя можно сказать, что на сегодняшний день мы привлекаем для успешной реализации образовательной программы максимум образовательных технологий.

4. Расскажите о преподавательском составе семинарии.

Преподавательский состав Семинарии насчитывает 32 человека, два из которых являются докторами наук и 18 – кандидататми. Ряд преподавателей готовят свои диссертации к защите и ведут активную исследовательскую работу. Среди преподавателей есть три архиерея, и духовенство, и миряне, имеющие в основном базовое богословское образование. Это выпускники Московской, Санкт-Петербургской, Киевской духовных академий, многие из которых также являются выпускниками нашей Семинарии. Некоторые светские представители профессорско-преподавательского состава совмещают свою деятельность с работой в других калужских вузах.

5. Сколько студентов выпущено Калужской духовной семинарией за время ее существования и сколько студентов обучается сегодня?

Чтобы ответить на первую часть вопроса, нужно, полагаю провести кропотливую работу в архивах и найти точные сведения о выпускниках с начала существования Семинарии (с 1776 года). Конечно с точностью до человека этого сделать невозможно. Но чтобы примерно представить численность выпускников, можно вспомнить, что, например, в начале XIX века при архиепископе Феофилакте (Русанове) обучалось более 800 воспитанников. Конечно, это была Семинария не в том смысле, какой она является сегодня – полноценным вузом, но тем не менее это было старейшее учебное заведение с большим числом выпускников. В новейшее время нашу духовную школу закончили около 400 выпускников очного отделения. Что касается числа обучающихся сегодня, то оно таково: 48 на очном отделении и 278 на заочном.

6. Могут ли в нашей семинарии обучаться иностранные граждане?

Конечно, такая возможность предусмотрена при наличии полного среднего образования абитуриента. Если нет результатов ЕГЭ по русскому языку и истории России, эти экзамены предусмотрены для них нашей Семинарией как внутренние.

7. Как устроен быт студента Калужской духовной семинарии?

Студенты Семинарии проживают в общежитии, обеспечиваются бесплатными обучением, питанием, формой. Ребята живут по внутреннему распорядку дня, который предусматривает утренние и вечерние молитвы, уставные богослужения, учебный процесс, прием пищи четырежды в день в оборудованной столовой. Имеются спортивный зал, компьютерный класс, библиотека, буфет, комнаты отдыха. Студенты учатся жить как одна церковная семья, помогая друг другу, несут послушания. Организуются паломнические поездки, существует Студенческий совет. Проводятся самые разные научные и культурные мероприятия, практики, в том числе в Православном молодежном центре «Златоуст». Я иногда с улыбкой говорю, что все предусмотрено для студентов, быт устроен, как в санатории.

8. Обучение в духовной семинарии – это уникальная возможность осознано идти путем духовного развития, беззаветного, жертвенного служения Христу. На Ваш взгляд, все ли студенты семинарии осознают это в самом начале своего обучения?

Каждый человек – это целый мир, индивидуальность, и, конечно в этом смысле все разные. Но даже если кто-то и не осознает этой высокой ответственности в начале пути, обретает её впоследствии.

9. Все ли обучающиеся после окончания семинарии идут дальше по духовному пути?

Как показывает жизнь, большинство становятся священнослужителями, некоторые, оставаясь мирянами, работают в Синодальных учреждениях, Епархиальных управлениях, на приходах. Даже если человек не принял сан, он остается верующим христианином, хоть иногда и может трудиться на светской работе.

10. Какими качествами должен обладать будущий священнослужитель?

Этот вопрос подробно объясняет Пастырское богословие. Если ответить кратко, будущий пастырь должен быть членом Православной Церкви; иметь глубокую и твердую веру, безукоризненную нравственность, умственное и душевное здоровье.

11. Какие канонические правила запрещают мужчине принимать сан священника?

Рукоположение является одним из таинств Церкви. Принявший благодать священства поставляется на определенную ступень церковной иерархии и облекается духовной властью совершать богослужения, проповедовать Слово Божие, духовно-нравственно руководить верующими. По причине столь высокого служения, на которое избирается священник, святыми отцами были определены правила, которым должен соответствовать кандидат на священство. Ряд из них мы вспомни ли в предыдущем вопросе. Также ставленнику необходимо «иметь доброе свидетельство от внешних».

Каноническими препятствиями являются: ранее совершенные уголовные преступления: воровство, святотатство, убийство, гробокопательство и др. Даже невольное убийство лишает человека права на священство (5-е правило св. Григория Нисского); смертные грехи, такие, например, как блуд, прелюбодеяние и др. «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет; да не вводится в клир» (Апостольские правила, правило 61). С нравственными требованиями связано запрещение рукополагать человека, состоящего после крещения во втором браке. Препятствием является также брак с разведенной женщиной. Не допускается к рукоположению человек, жена которого не является православной; отпадение от Церкви, вероотступничество (62 правило Апостольских правил; 10 правило I Вселенского собора); оскопление себя (22 правило Апостольских правил; 1 правило I Вселенского собора). Кроме этого, есть правила, касающиеся физических недостатков, препятствующих реальному исполнению священнических обязанностей.

12. У Вас есть уникальная возможность видеть, как крепнут души будущих священнослужителей, можете ли привести живой пример, который стал бы ориентиром для семинаристов?

Было бы справедливым отметить, что каждый педагог, который работает в Семинарии, старается быть по своим силам примером для студентов. Но мне хотелось бы вспомнить моего преподавателя гомилетики и нравственного богословия – архиепископа Георгия (Грязнова). Он почил в 2011 году, но навсегда в памяти оставил образ бескорыстного служения Церкви, нашей Семинарии и людям. Это был простой человек в прямом смысле этого слова, несмотря на высокий архиерейский сан. Он рано вставал, в будние дни, когда не было праздничных богослужений, с портфелем в руках шел в Семинарию. Целый день он работал, исполняя послушание викария епархии и преподавателя. Владыка старался вложить в юные мальчишеские сердца студентов любовь к проповеди, принимал каждого у себя в кабинете, чтобы предварительно выслушать слово, которое будет произносить тот или иной проповедник в храме, не терпел небрежного отношения и если такое встречалось, старался исправить, привить любовь к будущему служению. Он умел попросить прощения даже у простого студента, если был ранее строг с ним. Владыка был с нами и на послушаниях, когда сажали картофель, он первый показывал пример, когда копали огород или собирали сено. Он трепетно и бережно относился к Божьему творению: животным и растениям. В моей памяти он навсегда останется именно живым примером беззаветного служения, простым монахом и архиепископом, человеком Церкви. Думаю, для всех, кто помнит владыку и учился у него, это тоже так.

13. Наступает горячая пора для абитуриентов, какие правила приема в Калужскую духовную семинарию?

В этом году ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможным. Это связано с печальной эпидемией. Наступила пора летней экзаменационной сессии, итоговых экзаменов и защит выпускных квалификационных работ, и мы все это вынуждены проводить дистанционно, так же, как и учебный процесс, начиная с марта месяца. В любом случае, прием осуществляться будет. Только пока вопрос: очно или дистанционно? Документы абитуриенты смогут подавать не ранее 20 июня. Список необходимых документов, как и подробные правила имеются на сайте Калужской духовной семинарии. В каком формате их будем принимать – в канцелярии Семинарии или в электронном формате в личном кабинете электронной информационной образовательной среды – сообщено будет дополнительно. Экзамены состоятся во второй половине августа. Скажу только, чтобы абитуриенты, поступающие на очное отделение, имели результаты единого государственного экзамены по русскому языку и истории России, а также все активно готовились по вопросам для поступающих в нашу духовную школу, опубликованным на сайте Семинарии в разделе «абитуриенту». В любом случае за новостями по процедуре приема и вступительных экзаменов следите на сайте нашего вуза.

14. Что бы Вы сказали родителям, чьи дети решили посвятить себя служению Христу?

Мне встречались разные примеры, когда родители были очень против выбранного пути своего сына, как правило такое происходит не в воцерковленных семьях. Бывает, когда родители рады или просто равнодушны. Конечно, если человек избирает непростой путь служения Богу, это не только большая ответственность, но и самое большое счастье на земле. Поэтому пожелал бы родителям радости и благодарности Богу, если их сын избрал тернистый, но счастливый путь служения Христу Спасителю.