Каменные скрижали

Иногда от людей, интересующихся вопросами веры, приходится слышать недоуменные вопросы: почему Бог дает пророку Моисею столь элементарные заповеди? В них нет сугубой духовности и глубины, а есть лишь самое тривиальное: не убивай, не кради и тому подобное. Неужели эти нормы жизни и без Моисея были непонятны людям? Почему после многих веков существования человечества их надо было высекать на камне, и к тому же Самому Богу?

Но если всем и так понятно, что убивать нельзя, то почему же веками убивали и убивают до сих пор? Разве исполняется заповедь о хранении супружеской верности? Не ее ли нарушение, на все лады поэтизируемое литературой, кинематографом, всей массовой культурой, фактически стало нормой жизни современного общества? Говорят ли переполненные дома престарелых о всеобщем следовании бесспорной заповеди, требующей чтить родителей?

Так что элементарность Моисеевых заповедей кажущаяся. Исполнение их на деле требует от человека усилий воли, а значит, в первую очередь осознания необходимости их соблюдения. Это сейчас, в третьем тысячелетии христианства, они производят впечатление азбучных истин. Но не всегда они были для людей таковыми. При жизни пророка Моисея нравственная деградация человека дошла до такой степени, что общеприняты были хищничество, убийство и другие смертные грехи.

С того времени, как Адам заглушил голос совести, нарушив закон своей природы, процесс энтропии (распада) врожденного религиозно-нравственного чувства нарастал в каждом новом поколении его потомков. Все дальше отступая от естественного закона, люди вместо Единого Бога Творца стали поклоняться вымышленным богам и придумывать свои нормы жизни. Планка человечности все больше снижалась, так что во времена Моисея даже «за один выбитый зуб требовали жизнь», — писал святой Иоанн Кассиан.

Началом восстановления в людях исконного закона жизни: не делай другому того, что не желаешь себе, — было введение нормы равноценного воздаяния: «око за око, зуб за зуб». Этим запрещалось причинять обидчику больший ущерб, чем был причинен. Иначе человечество окончательно истребило бы себя.

По своему содержанию Декалог тождествен закону естественному. Ной, Авраам, Иов и другие ветхозаветные праведники не почерпнули бы в заповедях Моисея ничего сверх того, что они исполняли в своей жизни, руководствуясь внутренним голосом совести. И апостол Павел подчеркивает, что праведники не нуждаются в законе, который дан для непослушных здравому учению (см. 1 Тим. 1, 9—10), то есть естественному закону. Этим объясняется, почему никакой новизны в писаном законе нет. Её и не могло быть, потому что человек в силу своей природы обладает инстинктом нравственности. Просто для большинства людей он перестал быть руководством к жизни.

Ведь с каждым преступлением против совести ее голос все более заглушался. Из точного индикатора добра и зла совесть постепенно превратилась в неисправный инструмент, которым невозможно было пользоваться. И чтобы человечество, подобно допотопной цивилизации, окончательно не потеряло путь к Богу, помимо духа человека — плотяных скрижалей его сердца (2 Кор. 3, 3), духовный закон запечатлевается на материальном предмете – каменных скрижалях.

От естественного (неписаного) закона совести прописанные в ветхозаветном законодательстве истины отличаются тем, что они предусматривают наказание за их невыполнение. Бог не стал жесток к людям, но, как пояснял Иоанн Кассиан, сопроводил писаный закон предостережениями, «чтобы хоть по страху настоящего наказания, благое естественное знание не истребилось совершенно». Примеряясь к огрубевшей природе человека, Господь выбирает соответствующие средства спасения его от вечной смерти.

Ветхий закон удерживал человека от грехов. Большая часть ветхозаветных заповедей носит запретительный характер: не делай того, другого, иначе будешь наказан. Даже заповедь о почитании отца и матери (в формулировке которой отсутствует частица «не») запрещает относиться к родителям пренебрежительно, не заботиться о них. Если вспомнить слова пророка и царя Давида: «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек» (Пс. 36, 27), то надо признать, что закон Моисея учит людей в основном уклоняться от зла. А о том, как делать добро, речь идет в евангельских заповедях. Новый Завет делает акцент на том, что человек должен делать ради вечной жизни. Для этого недостаточно только лишь не убивать, не воровать, не лжесвидетельствовать, не поклоняться ложным богам и так далее.

Наделяя человека от сотворения естественным законом и давая через Моисея писаный закон, Господь пролагал человеку путь к вечному спасению. Неотменим закон совести, по которому будет судиться человек, не познавший в земной жизни Христа. Точно так же неотменимы и десять заповедей, в которых заключена суть ветхозаветного законодательства. Но само по себе исполнение закона не дает спасения – его дарует только Христос. Однако исполнение первых двух законов – естественного и писаного – делает человека способным принять Христа Спасителя. В этом их предназначение.