Кого Господь исцеляет? Неделя 7-я по Пятидесятнице

Евангелие этого воскресного дня рассказывает нам об исцелениях, совершенных Христом в Капернауме. Апостол Матфей обращает наше внимание на два из них. Это исцеление двух слепых и немого бесноватого. Чему же учат нас эти события?

После воскрешения дочери Иаира Господь шел по улице, а «за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!». Христос не останавливается, чтобы, как отмечает святитель Иоанн Златоуст, показать усердие этих слепых. Слепцы же, проявляя веру в то, что Христос может их исцелить, следуют за Ним. «Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему» с просьбой об исцелении. Господь спрашивает их: «веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф. 9, 27–28).

Почему Христос задает этот вопрос? Ведь они уже потрудились прийти к Нему, а слепым непросто передвигаться по улице. Тот же святитель в этом вопросе Христа видит Его намерение «укрепить их веру и показать, что сами они участвовали в своем исцелении». Те, не сомневаясь, отвечают Ему: «ей, Господи!». Они еще раз показывают свою веру, и тогда Христос исцеляет их со словами: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29).

Получив исцеление, эти люди не только увидели небо, окружающий мир, родных и близких, но прозрели духовно. И забыв запрет Христа «смотрите, чтобы никто не узнал», пошли и возвещали «о Нем по всей земле той».

Христос не совершает чуда исцеления тела, а тем более души человека, если сам человек не ищет исцеления и не приходит к Богу, а прячется от Него в дебрях своего эгоизма, в лабиринте повседневной суеты. Желающему исцеления необходимо внутренне собраться, осознать свою потребность в Божией помощи. Чтобы Господь услышал, как Он услышал евангельских слепцов, надо иметь решимость избавиться от духовной слепоты. Эти страждущие люди не просто пришли ко Христу, как мы иногда «забегаем» в храм, а следовали за Ним, преодолевая все трудности пути, и взывали из самой глубины души: «Помилуй нас!» (Мф. 9, 27). Каждый человек имеет болезни духовные и телесные, но чтобы получить исцеление от Бога, нужно предстать перед Ним с верой и осознанием своей неправды. Только так открывается Бог – в диалоге двоих, лицом к Лицу.

Двое исцеленных еще не вышли из дома, как к Христу приводят еще одного страждущего человека – «немого бесноватого». Святитель Иоанн Златоуст говорит, что у него «болезнь была не естественная, но происходила от дьявольского злоумышления… Бес связал его язык, а с языком и душу».

Бесноватость – это духовное расстройство. Бес овладевает человеком, управляет его волей, мыслями, чувствами, он во всем противодействует Богу, поэтому одержимый не переносит чтения Евангелия, молитвы и святой воды, бывает агрессивен, теряет контроль над собой, совершает асоциальные поступки.

И вот такого человека приводят ко Христу. И Господь не испытывает его веру, не вступает с ним в диалог, а властно изгоняет беса, исцеляя больного. «Когда бес был изгнан, немой стал говорить» (Мф. 9, 32–33), – сообщает апостол.

И тут мы вновь видим различную реакцию простых людей и фарисеев, считавших себя учителями народа, на это чудо. Первые испытывали радость и удивление: «никогда не бывало такого явления в Израиле», а фарисеи, исполненные гордыни и ненависти, «говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Мф. 9, 33–34).

Исцеленные Господом с благодарением несли весть о чуде по всем окрестностям. Только человек, имеющий веру, способен на живой сердечный отклик, если он получает благодеяния от Творца. У иудеев такой веры не было.

И в наше время увидеть Бога, принять Христа в свою жизнь и быть благодарным Ему тяжело. Сегодня модно демонстрировать свою «компетентность» в вопросах веры, высказывать несогласие с церковными установлениями, во всем видеть необходимость перемен – но только не в своей жизни. Нередко от крещенных слышно: «Я с этим не согласен», «не понимаю, почему такие требования», «для чего ходить в храм?»… Люди не хотят менять привычный образ жизни и подчиняться правилам Евангелия, даже если знают, что согрешают. Но нужно понять, что иного пути, кроме отказа от греха через покаяние, в Царство Христово нет.
Живя в постоянных пересудах, раздражении, ропоте на всех и вся, мы погребаем себя в душной пещере гордыни и все больше отворачиваемся от Лика Спасителя. Человек, противящийся Богу, как говорит апостол Павел, уподобляется падшему духу и становится «сыном противления» (Еф. 2, 2).

Мы не осознаем, насколько Господь близок к нам. Нужен лишь маленький шаг в преодолении своего «я», необходимо взглянуть в свою душу, увидеть неправду в своей жизни, попросить у Христа помощи в своих духовных немощах в Таинстве исповеди и подойти со смирением к Евхаристической Чаше, чтобы вкусить Тела и Крови Христовых.

Жизнь для вечности – это жизнь со Христом, которая начинается с купели Крещения. Стать на путь истинного блага и идти по нему никогда не поздно, только надо иметь веру и проявить решительность. Помогай всем Бог!
Подробнее:http://vm.ru/news/2014/07/25/kogo-gospod-istselyaet-nedelya-7-ya-po-pyatidesyatnitse-259189.html