“Краткий обзор современных неканонических православных юрисдикций, действующих на территории Калужской митрополии”

В статье священника Павла Бочкова, доктора богословия, кандидата юридических наук, профессора кафедры Истории Церкви Черновицкого Православного Богословского Института рассматриваются неканонические организации верующих, общины и епархии, входящие в неканонические православные юрисдикции, действующие на территории Калужской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Не смотря на резкое неприятие законной церковной структуры, данные общины не смогли привлечь внимания к своей деятельности со стороны широких слоев православных верующих Калужской области и пребывают в состоянии канонической изоляции, периодически меняя свою юрисдикционную принадлежность.

 

Различные группы, отложившиеся от Церкви, создавшие самочинные сборища или раскольнические сообщества, на протяжении практически всей Истории Церкви, всегда находились рядом с церковной полнотой, охотно становясь центром для общения всех недовольных каноническим устроением Церкви, объединением уклонившихся в раскол клириков и мирян.

В современную нам эпоху, Русская Православная Церковь переживает время своего роста, возвращая себе полноправное имя традиционной и родной для народов России религии, широко присутствуя в жизни всех слоев общества, совершая свое спасительное служение в новых условиях.

С конца 1980-х гг., началось массовое обращение к религии вчерашних советских людей, время перемен в обществе и стране, воскресило в народе живой интерес к Православному вероучению. Однако, среди массы искренне верующих людей, только пришедших в Церковь, оказалось немало и тех, кто стремился в лоне Церкви стяжать славу, или реализовать свои, зачастую не православные, антицерковные, а иногда, и откровенно еретические идеи. Умело используя конфессиональные симпатии населения, стали появляться различные религиозные группы и организации, декларирующие свою принадлежность к Православной Церкви, на деле, не имея к ней никакого отношения. Зачастую, духовный путь лидеров этих организаций начинался в лоне канонической Русской Православной Церкви, из которой они, по разным причинам уклонялись в раскол, создавая неканонические православные юрисдикции.

Помимо этого, появилось масса сект, пытавшиеся увлечь в свои ряды большое количество людей, активно используя традиционные обрядовые формы, присущие Православной Церкви, такие как «Богородичный центр», «Белое братство», «Церковь последнего завета» (виссарионовцы).

Кроме всего прочего, существовало болезненное и непримиримое разделение между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). Последняя, усугубив разделение, приняла решение об открытии своих епархий на постсоветском пространстве, входящем в каноническую территорию Московского Патриархата.

16 мая 1990 года было принято постановление Архиерейского Собора РПЦЗ об учреждении епархий в СССР [29, c. 411], которое  вызвало резкое неприятие Московской Патриархии [9, c. 6 – 11], но нашло отклик у многих оппозиционно настроенных клириков в СССР [16, c. 3], направивших поток прошений о переходе в РПЦЗ.

Одной из самых первых крупных групп, заявивших о разрыве с Московским Патриархатом, явилась группа верующих из г. Суздаля, во главе с архимандритом Валентином (Русанцовым) [12, c. 8]. Последний, вступив в резкий конфликт с епархиальным архиереем, на тот момент, архиепископом Владимирским и Суздальским Валентином (Мищуком) (Ныне, –  митрополит Оренбургский и Саракташский, глава Оренбургской митрополии РПЦ), заявил о том, что архиепископ Валентин, якобы «за отказ  писать доносы решил изгнать архимандрита Валентина из Суздаля» [12, c. 5]. Конфликт все более разгорался [7, c. 114 – 124] и «седьмого апреля 1990 совершился выход суздальских верующих из Московской Патриархии, и они были приняты под омофор Русской Зарубежной Церкви» [7, c. 11]. Данное событие стало прецедентом, и послужило толчком к активному уклонению в раскол клириков и приходских общин по всей стране. Уже 4.10.1990, архимандрит Валентин (Русанцов) назначается экзархом Архиерейского Синода РПЦЗ на территории СССР. Архиерейский Собор РПЦЗ в 1990 г. под председательством митрополита Виталия, вопреки мнению архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арндта) постановил рукоположить архимандрита Валентина в сан епископа [17, c. 206] и 10.02.1991 г., в Брюссельском Храме-Памятнике свв. Царственным мученикам и св. Иова Многострадального, была совершена епископская хиротония Валентина Русанцова во епископа Суздальского и Владимирского [15, c. 10]. В его архиерейской хиротонии приняли участие архиепископы Антоний (Бартошевич), Марк (Арндт), епископы Варнава (Прокофьев) и Григорий (граф Граббе). Обладая большим административным опытом и организаторским талантом, епископ Валентин, сумел в кратчайший срок зарегистрировать в органах юстиции «Российскую Православную Свободную Церковь» и Суздальское епархиальное управление. 24.10.1991 г., епископ Валентин,  Определением Архиерейского Собора РПЦЗ был избран членом Архиерейского Синода [28, c. 26]. Позднее, его юрисдикция получила наименование «Российская Православная Автономная Церковь» (РПАЦ), и на пике  своего развития, число ее приходов достигало до полутора сотни приходских общин, фактически, связавших себя с РПЦЗ. В последствии, группа Русанцова откололась и от РПЦЗ, в результате чего бывший епископ РПЦЗ был лишен сана как в самой РПЦЗ, так и в РПЦ МП [18, c. 21]. Позже, уже из самой РПАЦ, выделилась небольшая группа приходов, заявив о разрыве общения с Валентином (Русанцовым) и создании т.н. «Архиерейского Совещания Российской Православной Автономной Церкви» (АС РПАЦ) [3, c. 87 – 90].

С начала 2000-х гг., наметилась тенденция к переговорам между РПЦ и РПЦЗ, закончившиеся уврачеванием болезненного разделения и желанным объединением, состоявшимся в результате подписания «Акта о каноническом общении» 17.05.2007 г. «Акт о каноническом общении» был торжественно подписан Святейшим Патриархом Алексием II (+ 5.12.2008) и Первоиерархом РПЦЗ, митрополитом Лавром (+16.03.2008) в Храме Христа Спасителя в Москве, где и была отслужена первая совместная литургия.

Меньшая часть клириков и общин этого объединения не признала, образовав Временное Высшее Церковное Управление РПЦЗ ((ВВЦУ РПЦЗ епископа Агафангела (Пашковского), позднее возведенного в достоинство «митрополита» и «первоиерарха») [11, c. 73], большая же часть признала объединение и стала составной частью Московского Патриархата – РПЦЗ МП [13, c. 2 – 11]. Многие клирики, не принявшие ни одну из многочисленных формаций, отошедших от РПЦЗ, перешли в греческие старостильные группировки, некоторые перешли в старообрядчество[20, c. 3; 21, с.3].

На канонической территории Калужской митрополии, в г. Калуге и Калужской области [14] действует несколько неканонических юрисдикций, имеющих в своем составе некоторое количество общин и клириков.

Пожалуй, самой крупной уклонившейся в раскол неканонической структурой, действующей на территории Калужской епархии, является т.н. «Калужская и Обнинская епархия» «Архиерейского Совещания Российской Православной Автономной Церкви» (АС РПАЦ). Основой данной «епархии», можно считать общину с домовым храмом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», расположенную  в поселке Мятлево Износковского района Калужской области. В начале 2013 года, данная община, во главе с известным публицистом, игуменом Игнатием (Душеином), обвинившим Русскую Православную Церковь в канонических отступлениях, ереси, экуменизме и т.д. [10], уклонилась в раскол, присоединившись к «Архиерейскому Совещанию Российской Православной Автономной Церкви» возглавляемому «епископом» Григорием (Лурье). К данной общине принадлежит более 50 верующих, активно посещающих богослужения в храме, построенном на частной территории. Старостой общины является бывший преподаватель Московской Духовной Академии и Калужской Духовной семинарии, уклонившийся в раскол мирянин А.А.Зайцев. Несколько раз в год, общиной организуются «Мятлевские чтения», посвященные различным аспектам существования неканонических структур, объединенных общей «истинно-православной» идеей. В работе данных чтений, довольно активно принимают участие различные неканонические «епископы» из таких юрисдикций как «Истинно-Православная Церковь России» «митрополита» Рафаила (Прокопьева), «Украинская Автономная Истинно-Православная Церковь» «епископа» Иова (Коновалюка) и др. Помимо этого, община имеет свои печатные и электронное издания. Игнатий (Душеин), был рукоположен в сан «епископа» Калужского и Обнинского 6.11.2014. «Хиротонию» совершили «епископы» Григорий (Лурье) и Иов (Коновалюк).

К этой же юрисдикции, относится небольшая группа верующих  (не более 20 человек) из г. Калуги. Община посвящена свт. Игнатию (Брянчанинову) и была создана в 2010 г., ее духовным окормлением занимался игумен Игнатий (Душеин). Один из членов общины, А. Кушнаренко 6.11.2013 г. был «рукоположен» в сан «диакона», а 15.02.2015 в сен «иерея», для дальнейшего духовного руководства данной группой верующих.

Кроме того, в состав группы «епископа» Игнатия (Душеина) вошла небольшая община в г. Обнинске, созданная самим Душеиным, уже после уклонения в раскол и посвященная свт. Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Число членов данной общины не превышает двух десятков человек.

Второй заметной раскольнической структурой, имеющей статус «епархии», действующей  на канонической территории Калужской митрополии, является т.н. «Калужская и Рязанская епархия» централизованной религиозной организации «Истинно-Православной Церкви» (ИПЦ) (известна также под наименованиями: «Православная Российская Церковь» (ПРЦ) и «Истинно-Православной Церкви России» (ИПЦР)) [3, c. 115 – 154], возглавляемой «митрополитом» Рафаилом (Прокопьевым) (в 2009 г. сменившим фамилию на: Мотовилов). Юрисдикция известна принятием в свои ряды раскольников со всего мира, исповедует «имяславие», ее глава, «митрополит» Рафаил, активно занимается народным целительством [2, c. 109 – 180]. Собственно, епархия состоит всего из одной небольшой общины, насчитывающей около 40 человек, имеющий собственное храмовое здание, построенное на частной территории в г. Калуге. Храм «освящен» во имя Воскресения Христова. Создателем и «епархиальным архиереем» данной группы являлся «архиепископ» Василий (Сигалов). По утверждению источников самой ИПЦР, до 2007 г. Василий (Сигалов) подвизался в некоем монастыре на Святой горе Афон, где принял монашеский постриг, диаконскую и священническую хиротонии, а также был возведен в сан архимандрита [8, c. 8]. Согласно решения «Священного Синода» ИПЦ, 20.11.2007 г., в г. Москве была совершена «архиерейская хиротония» Василия (Сигалова) во «епископа» Калужского и Рязанского. В 2010 г., был возведен в сан «архиепископа» [26, c. 8], а 01.10.2013 Василий (Сигалов) скончался, в результате чего, в управление данной общиной и епархией вступил «архиепископ» Калужский и Тульский Иоанникий (Шендрик) [22, c. 2]. 8.11.2013 г., настоятелем храма калужской общины был назначен уклонившийся в раскол и запрещенный клирик Московской областной епархии РПЦ, иерей Александр Коканович, принятый в ИПЦР в январе 2011 года [27, c. 3].

Третьей неканонической «епархией», действующей в пределах Калужской митрополии, является «Калужская и Тиватская епархия». Данная структура входит в маргинальную неканоническую организацию, именуемой «Синодом Православной Российской Церкви» (объединение небольших групп «митрополита» Кириака (Темерциди), ранее имевших наименование, «Истинно-Православной Церкви, Южнороссийской митрополии») [4, c. 74 – 77]. Вся Калужская часть «епархии» состоит всего из одного домового храма во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского, представляющего собой одну из комнат в жилой квартире. Община находится в г. Обнинске, которую возглавляет лишенный священного сана, бывший протоиерей РПЦ Олег Чекрыгин. В 2003 г., Чекрыгин, находясь за рулем своего автомобиля, совершил ДТП, в результате которого погиб ребенок. В результате запрещения в служении и лишении сана, Черкрыгин уклонился в раскол, примкнув к неканонической юрисдикции реформаторского типа [5, c. 376 – 394.] «Апостольской Православной Церкви» (АПЦ) [4, c. 30 – 43]. Позже, присоединился к одной из производных от АПЦ групп, возглавляемой «митрополитом» Кириаком (Темерциди), где 4.05.2014 был «рукоположен» в сан «епископа». Постоянно проживая в Черногории, тем не менее, периодически приезжает в Россию, совершает богослужения в своей квартире в Обнинске. Количество прихожан крайне мало, информация о наличии в данной «епархии» «клириков» отсутствует.

Прочие неканонические юрисдикции, представлены в регионе лишь небольшими общинами, не имеющими епархиального статуса.

С начала 1990-х гг., известно о существовании в г. Калуге приходской общины во имя Свв. Новомучеников и Исповедников Российских, находящейся в юрисдикции «Российской Православной Кафолической Церкви» (РПКЦ) [4, c. 16 – 25], возглавляемой «митрополитом» Михаилом (Анашкиным). Данная юрисдикция является малочисленной маргинальной организацией, имеющей мифическое происхождение и пытающаяся отождествить свою деятельность с аутентическими катакомбными общинами, последователями церковной оппозиции 1920-х гг. [1]. Сам «митрополит» Михаил (Анашкин), является бывшим римо-католическим диаконом, занимается бизнесом и не ведет активной религиозной деятельности. Оборудованное для совершения в общине богослужений помещение находилось в городском отделении общественной организации чернобыльцев России в г. Калуге. Кроме того, имелась информация о том, что богослужения для данной общины совершались в небольшом дачном домике, в пригороде Калуги. Настоятелем общины является «управляющий делами РПКЦ», «протоиерей» Алексей Курахтин, постоянно поживающий в Москве. Известно также, что в общине совершал богослужения некий «о. Александр», а численность общины на 2004 г. составляла 34 человека [14]. О современном состоянии данной общины информация отсутствует.

Еще одной калужской общиной, входящей в неканоническую юрисдикцию «Русской Православной Церкви Заграницей» «архиепископа» Владимира (Целищева) (РПЦЗ В-В) [3, c. 26 – 34], является приход во имя канонизированного в этой группе, святителя Филарета (Вознесенского) Исповедника [25]. Данный храм также являлся домовым, и функционировал в квартире мирянина Игоря Онуфриева, который 19.01.2011 был «рукоположен» в сан «иерея» «епископом» Владивостокским и Дальневосточным Анастасием (Суржиком), в прошлом, протоиереем РПЦ, уклонившимся в раскол. Община была сформирована в 2009 г. и входила в «Дальневосточную епархию» РПЦЗ (В-В), на правах подворья. В разное время, в общине совершали богослужения; «иеромонах» Сергий (Чурбаков) (июнь – ноябрь 2009), «протоиерей» Георгий (Филимонов) (ноябрь 2009 – 2010), «священник» Александр Давыдов (2010 – 2011). 8.05.2012 г., «иерей» Игорь Онуфриев и «иеромонах» Арсений (Комаров) «освятили иерейским чином престол и храм в пригороде Калуги в честь Святителя Филарета Исповедника» [14; 19]. Количество активных прихожан не превышает 30 – 40 человек. В октябре 2015 г., в результате очередного раскола в РПЦЗ (В-В), община разорвала общение с «епископом» Анастасием (Суржиком) и перешла под управление «епископа» Санкт-Петербургского и Северо-Русского РПЦЗ (В-В) Виктора (Парбуса).

В городе Калуге, с мая 1992 года также действовала еще одна община, ранее входившая в состав РПЦЗ. Первоначально, ее окормлением занимался запрещенный в РПЦ и лишенный священного сана в РПЦЗ, бывший протоиерей РПЦЗ Алексий Аверьянов. В результате разногласий между членами общины, по вопросу принятия решений Архиерейского Собора РПЦЗ 1994 г., в 1995 г. община самоупразднилась. В ноябре 1996 г., небольшая часть общины перешла в неканоническую греческую старостильную «Церковь Истинно-Православных христиан Греции» юрисдикции Кирика (Кондоянниса) («Матфеевско-кирикитский» Синод Церкви Истинно-Православных христиан Греции»). Для данной группы характерным является категорическое отрицание наличия благодати и действительности Таинств, совершающихся в канонических Поместных Православных Церквях. Примечательно, что благодаря еретической экклесиологии, все члены калужской общины, при переходе были повторно крещены (!). Среди перешедших был также и известный в Калуге общественный деятель Андрей Сиднев, стоявший у истоков создания общины РПЦЗ. В 1997 г. Сиднев переехал на постоянное место жительства в Грецию, где принял «иерейское» посвящение от «митрополита» Кирика (Кондоянниса). Первоначально приход входил в состав «Российского Экзархата» данной греческой юрисдикции, но в 2008 г., был преобразован в самостоятельную группу под наименованием «Истинно-православной церкви России», возглавляемой «митрополитом» Киевским Серафимом (Бонь), входящим в группу юрисдикций под общим началом Кандоянниса. В настоящее время известно о небольшой группе последователей, окормляемых «священником» Василием Васильевым, являющимся настоятелем общины [24, c. 307]. Богослужение совершаются на частных квартирах, количество верующих данной группы незначительно.

Еще один приход находится в г. Таруса Калужской обл., состоящий в расколе, входит в греческую старостильную «Церкви Истинно-Православных христиан Греции» юрисдикции Стефана (Цакироглу) («Матфеевский» Синод Церкви Истинно-Православных христиан Греции»). Именно от этой юрисдикции в 2005 г. откололась группа ««Матфеевско-кирикитского» Синода Церкви Истинно-Православных христиан Греции» Кирика (Кондоянниса). Приход в г. Таруса Калужской обл., в 2004 году покинул юрисдикцию «Российской Православной Автономной Церкви» Валентина (Русанцова) присоединившись к «Матфеевскому Синоду», пребывая в непосредственном подчинении Кипрского «иерарха» этой юрисдикции «епископа» Амафунтского Лазаря (Афанасова) [23]. Количество активных верующих незначительно, духовно окормляет общину бывший клирик РПАЦ, «иерей» Роман Павлов.

Помимо вышеперечисленных приходов, входящих в различные юрисдикции греческих старостильников, известно, что «некоторое количество «каллиникитских» приходов имеется в Калужской области» [24, с. 296]. Т.е., приходов, входящих в неканоническую юрисдикцию «Каллиникитского» Синода Церкви Истинно-Православных христиан Греции и Зарубежья» «архиепископа» Макария (Кавакидиса), управляющий этими общинами через «епископа» Олимпийского Нектария (Яшунского), постоянно проживающего в г. Санкт-Петербурге.

Подводя итог краткому обзору неканических групп и общин, находящихся вне единства с канонической Русской Православной Церковью и действующих на территории Калужской митрополии, стоит отметить, что ни одна из этих общин не смогла стать альтернативой даже самому небольшому приходу Калужской митрополии. Критика церковной иерархии, желание реформ и перемен в Церкви, отказ от канонического устройства и святоотеческого наследия, ведут лишь к дезинтеграции и регрессу общины как административной единицы и как собрания верующих и верных Христу. Покинув Церковь по разного рода причинам, в большинстве своем, данные группы не нашли желанного покоя и радости церковного общения в расколе, что и подтверждается их частой сменой юрисдикционной принадлежности, отсутствия успеха в их проповеди, сказывающемся на количестве последователей. Но, не смотря на человеческие амбиции и личные разногласия, проблемы в церковно-приходской и общественно-политической жизни, Русская Православная Церковь готова к диалогу с такими общинами, дабы привести их спасительному единству, собрать их на корабле Спасения, что бы уврачевать раскол через покаяние, исправление и любовь.

 

Источники и литература:

  1. Алчущие правды: Материалы церковной полемики 1927 года / [сост., авт. вступ. ст. свящ. А. Мазырин, О.В. Косик]. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.
  2. Анатолий (Берестов), иеромонах, Печерская Алевтина. Под маской православия нередко скрываются колдуны, экстрасенсы, псевдправославные секты. — М., 2006. С. 109 – 180.
  3. Бочков Павел, свящ.Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ – ХХI вв. Т. 1: Политические расколы: монография. — Киев: ДП «Персонал», 2014.
  4. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций  ХХ – ХХI вв. Т. 2: Реформаторские расколы: монография. — Киев: ДП «Персонал», 2014.
  5. Бочков Павел, свящ. Революционно-реформаторские расколы // Труди Київської Духовної Академії. — Київ, 2009. — № 10. С. 376 – 394.
  6. Бочков Павел, свящ. Юрисдикционно-политические церковные расколы постсоветского периода. — М.: Эдиториал сервис, 2010.
  7. Валентин [Русанцов], митрополит Суздальский и Владимирский. Слово и дело. Письма, слова и речи. 1973 – 2001 гг. — СПб., 2001.
  8. Василий (Лазарович), [священник]. В ИПЦ новый архиерей // Поместный Собор. — М., 2007. — №  24 (ноябрь 2007). С. 8.
  9. Документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва, Свято-Данилов монастырь, 25-27 октября 1990 года. Воззвание Архиерейского Собора к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской  Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. — М., 1991. — № 2, февраль 1991. С.6 – 11.
  10. ИНТЕРВЬЮ: Настоятель общины РПАЦ в поселке Мятлево Калужской области игумен ИГНАТИЙ (Душеин) о причинах и обстоятельствах ухода своей общины из Московской патриархии. Часть первая // Портал-Credo. Ru [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=100520– Дата доступа: 19.10.2015.
  11. Иоанн, епископ Каракасский и Южно-Американский. «Моя главная задача – исцелить раскол и вернуть паству и наши храмы». Православие в странах Латинской Америки // Журнал Московской Патриархии. — М., 2013. — № 2, февраль 2013. С. 72 – 75.
  12. К истории ухода духовенства и верующих города Суздаля из Московской Патриархии. — Суздаль, 1997.
  13. К подписанию Акта о каноническом общении внутри Поместной Русской Православной Церкви // Православный церковный календарь, 2008. — М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2007. С. 2 –11.
  14. Калужская область // Иерархия литургических церквей [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.hierarchy.religare.ru/h-geo-rus-kaluga.html – Дата доступа: 17.10.2015.
  15. Краткая история Российской Православной Церкви (РПАЦ). — Суздаль, 2005.
  16. Лебедев Лев, протоиерей. Границы Церкви // Православное Обозрение. — М., 1998. — №5(6). С.3.
  17. Маковецкий Аркадий, прот. Белая Церковь: Вдали от атеистического террора. — СПб., 2009.
  18. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О лишении священного сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и игумена Иоасафа (Шибаева)» // Журнал Московской Патриархии. — М., 1997. — № 4. С.21.
  19. Освящение храма в Калуге // Листок Южно-Российской Епархии РПЦЗ [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://rocormoscow.livejournal.com/16425.html – Дата доступа: 12.10.2015.
  20. Постановления Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва, 30 апреля – 1 мая 2009 г.) П.11. О приеме в лоно Церкви протоиерея Алексея Легостаева и протоиерея Сергия Жумабаева от Русской Православной Церкви Заграницей. // Вестник Митрополии. — М., 2009. № 2. С.3.
  21. Постановления Совета Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г. Москва, 5-6 августа 2009 г.) П.10. О обращении о приеме в лоно Церкви клириков Русской Православной Церкви за границей. // Вестник Митрополии. — М., 2009. — № 3. С.3.
  22. Протокол заседания Священного Синода ЦРО ИПЦ // Поместный Собор. — М., 2013.  — №  5  (66) (октябрь-ноябрь). С. 2.
  23. Слесарев А.В. Лазарь (Афанасов) // Информационно-справочный портал по расколоведению «Анти-раскол» [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.anti-raskol.ru/pages/1618 – Дата доступа: 04.02.2012.
  24. Слесарев А. В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924 – 2008). — М., 2009.
  25. Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964 – 1985). — Составление и комментарии монахини Кассии (Т.А. Сениной). — СПб., 2007.
  26. Указ № М/109/01/10 от 26.01.2010 // Поместный Собор. — М., 2010. — №  1 (40) (январь – февраль). С. 8.
  27. Указ № М/119/01/11 от 25.01.2011 // Поместный Собор. — М., 2011. — № 1 (47) (январь). С. 3.
  28. Указ Преосвященному Валентину, епископу Суздальскому и Владимирскому // Суздальский паломник. — №18,19,20.  Специальный выпуск. — Суздаль, 1994. С.26.
  29. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. — М.: Вече, Лепта, 2010.

 

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии («Юбилейный выпуск-2016″).