“Крещение Руси как цивилизационный выбор России”

Статья “Крещение Руси как цивилизационный выбор России” преподавателя Калужской духовной семинарии иерея Александра Земцова посвящена исследованию личности святого равноапостольного князя Владимира и его значение в Крещении Руси, которое явилось судьбоносным событием не только для нашей Церкви, но и предопределило цивилизационный вектор развития народов исторической Руси.

 

Наша современная жизнь полагается на опыт прошлого: политические деятели полагаются на опыт предков и стараются не допускать их ошибок в современности, творческие люди используют древние произведения искусства для создания новых уникальных идей.

История раскрывает важные и дорогие для каждого русского сердца традиции славянских народов.

История заставляет задуматься человека над тем, как он строит будущее, напоминая о том, что прошлое изменить невозможно.

Изучая историю, сопоставляя данные от разных авторов и разных точек зрения, человек получает возможность сформировать свою картину мира, понять основные закономерности в обществе. Ему становится очевидно насколько промыслительно выстроены события и факты. Проводя тщательный анализ различных исторических событий, люди стараются больше не допустить прежних ошибок в будущем.

История может привести множество примеров, в которых отдельные люди или нации допускали непоправимые ошибки. Именно из истории взяты основные тактики ведения боя, которые были созданы великими полководцами.

Одним из ярких примеров кардинальных перемен в личности правителя является князь Владимир. Он правил на рубеже X-XI веков. Сначала, с 970 г., он княжил в Новогороде, потом, с 978 и до 1015-го, ‑ в Киеве. И он же стал былинным прототипом князем Красным солнышком. Его жизнь далека была от праведности с христианской точки зрения, но он меняется и из яростного язычника, жестокого воина, любителя женщин и вина стал ревностным христианином. Его можно сравнить с апостолом Павлом, который обращал язычников, принял веру в истинного Бога после поражения слепотой и чудесного исцеления.

Причины.

В период язычества у Владимира было несколько жен и множество наложниц в разных городах. Он устанавливал в столице Руси идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. В преподобный Нестор в летописи сказал: «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» [3].

В годы правления князя Владимира приняли мученическую смерть за Христа варяги Феодор и сын его Иоанн. Именно это событие подвигло великого князя усомниться в истинности языческой веры [3].

Святая княгиня Ольга – бабушка князя Владимира, женщина государственного склада ума, приняла христианство, в том числе из государственных побуждений и тот факт, что она была христианкой, также оказал влияние на княжеское решение [1].

Кроме того, как мудрый политик князь понимал, что дикость язычества отжила свой век. Разгульное поведение, отсутствие единства людей, каждое племя, каждый род из которых почитали свои божества, не могут принести славянам необходимого могущества. Князь уже пытался сплотить народ, проведя реформу язычества, призвав верить в идолов, поставленных на Киевском холме, но это не привело народ к единству. Человеческая кровь, принесенная в жертву идолам не дала прочного фундамента Руси. Только высокий моральный дух граждан мог по-настоящему сплотить народ и создать могущественное государство.  Решив повысить духовность в народе, князь отправляет послов во все крупные государства, для ознакомления с их верой.

Послы, прибывшие из Хазарии, сообщили о гибели государства Израиль и Владимир отказался от принятия иудаизма.

Принять ислам князь отказался, потому что эта вера запрещает употреблять спиртное и есть свинину, а сало и слабоалкогольные напитки — основа продовольствия в военных походах славянского государства.

Латинское христианство князь Владимир отверг, помня мудрость и политическое чутье своей бабушки княгини Ольги, почитаемой им и его войском мудрейшей из женщин, которая отвергла эту веру.

В отличие от других религий, греческое христианство привлекло княжеских послов стройностью и красотой богослужения, величественной архитектурой и искусством. На приёме монах-проповедник показал князю икону, изображающую Страшный суд. Печальная участь грешников и вечная радость праведников оставили глубокий след в душе будущего святого.

Кроме того, греческое христианство привлекало перспективой независимости. Если Римская Церковь неизменно вбирала новые земли в пределы единой поместной Церкви с папой во главе, Константинопольская Церковь не преследовала политику централизации столь жестко, что давало новообращенным народам возможность образования обособленного церковного удела [1].

В дополнение к вышеперечисленным причинам нужно сделать акцент на том, что Византийская Империя — могучий союзник, государство с великой культурой, развитой наукой и техникой. Во время княжения Владимира Византийская империя была образцом не только экономического, но и культурного развития во всём «европейском» мире. Царьград был величайшим городом, подобного которому не было во всех прилегающих странах.

Крещение князя Владимира и Руси.

Византийский император Василий II отправил посольство на Русь к Владимиру с просьбой о помощи, так как его империя в 987 году оказалась охвачена мятежом. Владимир согласился, но с условием, если он сможет взять себе в жены ценой брака на царевну Анну, родную сестру Василия. Константинополь согласился и для такого союза Владимир должен был креститься.

Князь Владимир оказывает Византии военную помощь в подавлении военного мятежа в обмен на обещание крещения и женитьбы на дочери Императора Анне. Хитрые греки решили обмануть князя. В ответ он захватывает Херсонес — древний черноморский порт — основу греческого влияния в Причерноморье [1].

Здесь князь по воле Божией теряет зрение. Это было настоящим потрясением, как для Владимира, так и для его войска. Несколько дней спустя в Херсонес прибывает византийская княгиня Анна и советует будущему мужу незамедлительно принять святое Крещение, чтобы он исцелился от недуга и смог обвенчаться с ней по христианскому обычаю. В момент совершения святого Таинства князь вновь обретает зрение, не только телесное, но и духовное: сердце, полное жестокости, распутства и пьянства, перерождается в жилище Духа Святого.

В 988 году на берегу Днепра состоялось самое массовое крещение славян за историю Руси. Князь объявил: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом». Это означало, что несогласные с княжеской волей могут собирать свои вещи и искать себе новый дом в другом государстве. «Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре» [1].

Крещение Руси и свержение язычества стали началом обновлённой русской государственности.

Цивилизованный выбор России.

Обретенная в 10 веке вера на протяжении последующих веков помогала Руси.

В военные походы воины выходили с хоругвями и иконами, например, при защите Москвы Дмитрием Донским или при Ледовом побоище.

Известно немало случаев явления святых угодников Божиих противникам Руси во время воин и тем самым, обращая их в бегство.

Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились.

Крещёние Владимира и Руси позволило укрепить международное положение империи Рюриковичей, включив её в семью христианских, цивилизованных государств Европы.

Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.

Крещение Руси стало тем самым великим событием, которое на века определило духовное и культурное развитие России и Украины. Мы не вправе забывать это братство, обязаны хранить традиции наших предков. Они вместе выстроили уникальную систему православных ценностей [2].

Крещение существенно укрепило положение Руси на международной арене. Окрепли её экономические и политические связи с западными народами. Христианизация сделала возможными династические браки между русскими и европейскими правителями, которые впоследствии стали традиционными. Православие оказало существенное влияние на быт русского народа. Изменились отношения в семье: был положен конец многожёнству, что изменило отношение  к жёнщине. Церковь вела борьбу с обычаем кровной мести. Христианство способствовало и культурному развитию страны. На Русь пришла славянская письменность, стали появляться первые школы и библиотеки. В монастырях зарождалось летописание и древнерусская житийная литература. Стала развиваться архитектура, появилось каменное строительство. А изобразительное искусство древней Руси, выраженное в иконописании, и сейчас остаётся непревзойдённой вершиной в мировой живописи. Православие как религия любви и прощения нашло отражение и в первых древнерусских гражданских законах. Благодаря христианству были посеяны семена единой национальной русской культуры.

Принятие христианства святым князем Владимиром и крещение им русского народа — подвиг, равный подвигу святых апостолов, поэтому Святая Церковь называет святого равноапостольным князем.

Принятие христианства на Руси приобщило к уже христианскому миру обширную и самую отдаленную часть единого пространства – Восточную Европу, открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан.

Переход Киевской Руси от язычества к христианству следует оценивать положительно, как переход к «цивилизованной» религии. Обязательным элементом языческого культа населявших Европу племен, в том числе и славян, были человеческие жертвоприношения. При похоронах женатого человека убивали его жену, а если он был достаточно состоятельным, то и рабыню, иногда даже нескольких рабынь и рабов [4].

Православие ставит во главу угла требование, чтобы люди любили друг друга как самих себя, что является основой в системе воспитания. На практике, в древнерусском государстве, дух христианской любви проявлялся в институте милостыни, связанном с христианским культом. Причем милостыня была двоякого рода – по отношению к частным лицам и по отношению к общине, к которой христианин принадлежал.

Заключение.

Русь сделала свой осознанный выбор и возвеличилась на все века, утвердив христианство как государственную идеологию.

Крещение Руси явилось судьбоносным событием не только для нашей Церкви, но и предопределило цивилизационный вектор развития народов исторической Руси, составляющих ныне пространство Беларуси, России и Украины. В духовном смысле благодаря акту Крещения Русь, с одной стороны, была приобщена к семье европейских христианских народов, а с другой — Крещение стало основанием для формирования у наших предков духовно-культурной и национальной идентичности [5].

 

Источники:

 

  1. Б.а. Крещение Руси. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://drevo-info.ru/articles/25139.html (дата обраще-ния 01.12.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
  2. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Князь Владимир определил цивилизационное развитие своего народа Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-knyaz-vladimir-opredelil-civilizacionnoe-razvitie-svoego-naroda/ (дата обращения 01.12.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
  3. Коник Л.Б. Роль святого равноапостольного князя Владимира в крещении Руси». [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://исторический-сайт.рф/%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BA%D0%BD%D1%8F%D0%B7%D1%8F-%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0-%D0%B2-%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%A0%D1%83%D1%81%D0%B8-1.html (дата обращения 01.12.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
  4. Кунафин М., профессор УрГЮА (филиал), д.ф.н. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.lawinrussia.ru/node/294647 (дата обращения 01.12.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.
  5. Филарет (Вахромеев), митр. «Важно, чтобы народы Беларуси, России и Украины, будучи наследниками идеа-лов Святой Руси, помнили День своего Крещения». Выступление на конференции в Минске, посвящённой 1025-летию Крещения Руси [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1815&table=mpublic  (дата обращения 01.12.2015). Загл. с экрана. Яз. рус.

Данная статья опубликована в Богословско-историческом сборнике Калужской духовной семинарии («Юбилейный выпуск-2016″).