Литература отражает тайну пребывания человека на земле
В беседе с «Православной Москвой» один из лауреатов Патриаршей литературной премии этого года вспоминает о собственной учебе в Суворовском училище, оппонирует Максиму Горькому и рассуждает о том, как в современной словесности формировать образ для подражания.
Где ты, наш новый герой?
– Борис Николаевич, каково значение Патриаршей премии для нашего времени?
– Высокие духовные критерии, которые свойственны Патриаршей премии, связаны с современным воплощением художественных христианских традиций. Литература, обращаясь к тайне человеческой природы, отражает и тайну пребывания человека на земле. Это особенно важно, ведь в современной цивилизации высшее часто сводится к низшему.
– В современной литературе писатели предпочитают высвечивать в человеке именно «раба», забывая о царском начале его природы. И на страницах книг появляется наполненный пороками и страстями черный мир…
– Так случается, когда писатель подходит к своему герою идеологически. Подобный тип художественного восприятия формировался в эпоху Возрождения. У нас очень мощно его развил Максим Горький, человек у которого «звучит гордо». А это искаженная картина, не учитывающая все сложное существо человека. Ведь в нашей жизни существует определенная иерархия ценностей, и смешение высшего с низшим, принятие высшего за низшее есть самый острый, самый скользкий камень преткновения.
– Как же быть с положительным героем в современной литературе?
– С ним все в порядке. Это тот, кто понимает всю бездну греха в человеческой природе, видит его проявления в себе и стремится по мере возможности преодолевать идущие от первородного греха мощные силы сопротивления. Неслучайно святые считали себя ниже и хуже всех! Не замечающий собственного несовершенства человек, мягко говоря, не умный.
– Но почему Гоголю не удалось изобразить положительного героя, да и Достоевский говорит, что нет ничего сложнее?
– Писательская деятельность, как и природа искусства в целом, ограничена в темах. При попытке решить эту задачу литераторы сталкиваются с проблемами подражательности, несоответствия копии оригиналу. Но это отдельная тема…
В декартовых координатах
– Каким образом областью ваших интересов стала филология?
– Как ни странно, это началось еще в Суворовском училище. У нас были замечательные преподаватели, в том числе по французскому языку. Работала там и литературная студия. В итоге все это привело меня на филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Уже в университете я стал изучать эстетику французского поэта и философа Поля Валери, параллельно посещал разные семинары. Позднее эстетической системе Валери я посвятил кандидатскую диссертацию. Эта система была связана с тем, что Достоевский называл тайной человека. Поль Валери пытался ее разгадать, увлекаясь научными теориями своего времени.
– Удалось ли ему это?
– По-своему, очень своеобразно. Он сводил человека до физиологического и интеллектуального уровней, борясь, подобно Декарту, с эмоциональной сферой своего бытия. При этом в последние годы он признавался: «Проклятое сердце все равно торжествует…»
– Следующее ваше исследование посвящено французскому философу Блезу Паскалю. На первый взгляд, Паскаль и Валери далеки друг от друга. Там, где Паскаль говорит «нет», Валери – «да». Однако быть может, перед нами единство противоположностей?
– Поль Валери считал Блеза Паскаля своим принципиальным оппонентом. Ведь Паскаль рассматривал именно эмоциональное состояние человека, особое внимание уделяя его двойственной природе. В русской философии такой подход называется «философией сердца». Еще Гавриил Державин писал: «Я царь – я раб, я червь – я Бог!» Вот она, тайна человека: каждый совмещает в себе и ангельское, и животное начало. Человеческому сознанию присущи такие понятия, как совесть, милосердие, справедливость, честь, достоинство, любовь к свободе, но… при этом его наполняют и гордыня, тщеславие, зависть, властолюбие. Особенности сосуществования в человеке двух природ и разгадывал Паскаль. С моей точки зрения, он оказался гораздо глубже по сравнению с Валери.
Свинья или человек?
– Одна из ваших книг называется «Непрочитанный Чаадаев – не услышанный Достоевский». Звучит не очень оптимистично…
– Мы часто уходим от раскрытия главной тайны этих писателей. Еще Гоголь говорил: «Как до сих пор так мало заботятся об узнавании природы человека, тогда как это есть главное начало всему!» Если мы не обращаем внимания на сосуществование в человеке двух природ и перестраиваем внешний мир, не преображая внутренний, не уничтожая в себе червя, – результат будет вполне предсказуем, соответствуя известному выражению «хотели как лучше, получилось как всегда…» Мы не слышим Тютчева и Достоевского, поскольку не обращаем внимания на эту тайну. Кто есть человек? – писал Достоевский, – образ и подобие Божие или «эпикурейская свинья»? От ответа на этот вопрос зависит многое.
– Можно ли сказать, что от внутреннего состояния человека зависят внешние обстоятельства?
– Конечно. История движется в том направлении, какое задает духовно-нравственное состояние человека. Внутренний мир каждого человека определяет его личную судьбу, тем самым невидимо влияя на нравственное состояние всего общества. Почему распадались империи? Потому что умалялось внутреннее, духовно-нравственное состояние. Ситуация, когда экономика становится важнее духовной жизни, приводит к самым плачевным последствиям.
– Недавно вы выпустили двухтомник, где собрали свидетельства современников-очевидцев (от простолюдинов до королей) о личности императора Николая I. Что может дать сегодняшнему читателю такое собрание?
– Я пытался показать, как два века назад реальные дела Николая I не всегда соответствовали задачам христианской политики.
– Смело и необычно! Ведь очень часто исследователи, наоборот, стремятся сформировать тривиально однозначные представления, до плоскости сгладить все противоречия и острые углы…
– Причина такого явления – все та же излишняя идеологизированность. Ту или иную историческую фигуру часто пытаются притянуть к собственным вкусам, взглядам, тенденциям. Когда я занимался Петром Чаадаевым, поражался: даже в самых серьезных исследованиях не было покаянных предсмертных писем Сергея Муравьева-Апостола или Кондратия Рылеева. Мы ничего не знаем о религиозном преображении декабристов в Сибири! Увы, этот список можно продолжать…
Анастасия Чернова
Справка. Борис Тарасов
Российский литературовед и писатель, доктор филологических наук. Заслуженный деятель науки РФ, член правления Союза писателей России, председатель жюри Бунинской премии. Занимал пост ректора Литературного института имени Горького (2006–2014 гг.).