Любостяжание, как одно из видов сребролюбия.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение»

(Кол. 3:5).

Дорогие отцы и братья! Сегодня многие из нас, к сожалению, заражены одной из самых страшных, на мой взгляд, болезней нашего времени.  У этой болезни нет никаких физических, видимых и ощущаемых симптомов. Её невозможно вылечить никакими известными человечеству лекарствами. Мало того, некоторые люди считают эту болезнь «приятной» и даже необходимой для «комфортной» жизни в современном мире. Братья, эта болезнь – любостяжание.

Святые отцы называют любостяжанием чрезмерное, страстное попечение о приобретении имущества, которое значительно превышает необходимую для жизни меру, а также жадность к богатствам, алчность и ненасытность различными земными благами.

Апостол Павел называет любостяжание идолопоклонством. Он говорит: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение (Кол.3:5). А так же «Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). То есть, по мнению апостола Павла, любостяжание есть ни что иное, как чистой воды, идолопоклонство. И действительно, человек любостяжательный для удовлетворения своей страсти способен забыть обо всем на свете, в том числе и истинного Бога.  По мнению святителя Игнатия (Бринчанинова), идол любостяжания «переносит любовь сердца (в вере и надежде) от Бога к деньгам, делает деньги богом, истинного Бога уничтожает для человека.» Богатство, деньги – страшные кумиры нашего времени!

Братья, но мало кто знает, что любостяжание является составной частью еще более страшной страсти, живущей в наших сердцах. Я говорю о сребролюбии. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что страсть сребролюбия есть «мать всех зол»! Он пишет: «Какая польза, если кто даже смиряется и соблюдает посты, но при этом сребролюбив, любостяжателен и, будучи привязан к земле, вводит в свою душу мать всех зол – сребролюбие.»

Кроме того, преподобный Исидор Пелусиот, буквально вторит апостолу Павлу, говоря, что сребролюбие, как и её младшая сестра любостяжание – идолослужение. «Если воздействует на тебя сребролюбие, этот «корень всех зол» (1Тим. 6:10), и, обратив к себе все чувства, приводит в такое неистовство, что впадаешь в идолослужение, то твердо отвечай ему верным словом: «написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).»

История знает немало печальных случаев, когда человек или даже целое общество, попадая под влияние страстей любостяжания и сребролюбия, наказывались Господом. Один из таких случаев произошел в монастыре аввы Феодосия. По уставу основателя обители в этом монастыре был обычай в Великий Четверг всем приходящим к убогим, вдовам и сиротам выдавать по известной мере пшеницы, вина и меда и по пять медных монет. Но однажды в окрестностях монастыря случился страшный неурожай и хлеб стал продаваться по очень дорогой цене. И вот наступил Великий пост, и братия сказали игумену: “Отче, не раздавай в этом году пшеницу, потому что у нас ее мало, придется покупать по дорогой цене и оскудеет наш монастырь”. Игумен отвечал: “Зачем нам оставлять благословение нашего отца? Он позаботится о нашем пропитании, а нам нехорошо преступать его заповедь”. Иноки, однако, не переставали упорствовать и говорили: “Нам самим мало, не дадим!”. Опечаленный игумен, видя, что увещания его ни к чему не ведут, сказал: “Ну, делайте как знаете”.

Наступил день раздачи, и бедные ушли ни с чем. Но что же случилось? Когда после этого один из иноков вошел в житницу, он к ужасу своему увидел, что вся пшеница заплесневела и испортилась. Все узнали об этом. А игумен сказал: “Кто преступает заповеди настоятеля, тот бывает наказан. Раньше мы раздавали по пятьсот мер пшеницы, а теперь пять тысяч мер погубили и сделали двойное зло: преступили заповедь нашего отца и возложили надежду не на Бога, а на житницы наши”.

Кроме того, известна и другая притча. Некий монах в Нитрии, скорее бережливый, чем скупой, занимался тем, что ткал полотна и, забыв, что за тридцать сребреников был продан Господь наш Иисус Христос, накопил сто златниц. Монах умер, златницы остались. Монахи собрались для совещания, что делать с деньгами. Там жили около пяти тысяч монахов, каждый в отдельной келлии. Одни предлагали раздать деньги нищим, другие отдать в церковь, некоторые – передать родственникам. Но Макарий, Памво, Исидор и другие святые отцы, по действию обитавшего в них Святого Духа, определили: похоронить деньги вместе с хозяином их и при этом сказать почившему: «серебро твое да будет в погибель с тобою» (Деян. 8:20). Это событие навело такой ужас на всех монахов Египта, что с того времени они признавали за тяжкий проступок иметь в запасе даже одну златницу. Это действие могло показаться жестоким, но отцы были лишь орудиями Святого Духа.

Дорогие отцы и братья! Я призываю вас никогда не забывать, что воин Христов до тех пор будет победителем, безопасным и свободным от всякого нападения страсти, пока непотребный дух не посеет в его сердце страсти любостяжания и сребролюбия. Болезнь любостяжания, будучи однажды принята, с большим трудом изгоняется из сердца. Потому эта болезнь никому из нас не должна казаться маловажной, какой можно пренебрегать. Когда она обладает кем-нибудь, она едва ли позволит воспользоваться лекарствами для исцеления. Ибо она есть вместилище пороков, «корень всех зол» и становится неистребимым подстрекателем к злу.

А на мой взгляд, братья, главное для нас, хранить в сердце слова Господа нашего, Иисуса Христа. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.»

Аминь!

студент второго курса Бугров Богдан